Место самурайства в реставрации Мэйдзи

Как уже было замечено выше, "Мэйдзи исин" представляла собой антисёгунское движение, возглавляемое представителями крупнейших феодальных кланов наиболее богатого юго-запада Японии. Но тут необходимо сделать пояснение. Из-за длительного существования в Японии сложившейся исторически системы двоевластия (сёгунат), после возвращения политической власти императору оказалось, что никто из императорского окружения не в состоянии должным образом править вместо него. Аналогичным образом обстояло дело и в большинстве феодальных домов. Главы кланов, в большинстве своем, были физически слабы и не блистали умом. Те же, кто обладал здоровьем, почти не обладали качествами политических деятелей. Поэтому руководителями нового правительства стали не князья-даймё, а, в основном, самураи, выдвинувшиеся в процессе антисёгунского движения. Так, например, Симадзу, глава одного из ведущих оппозиционных кланов Сацума, был очень высокомерным, гордым и крайне консервативным человеком. Поэтому фактическим лидером клана стал его оруженосец, прославленный Сайго Такамори. Именно эти способные самураи и стали осуществлять политическую власть в качестве лидеров реставрации в послемэйдзивский период.

Однако в целом положение самурайского сословия, составлявшего в этот период около 5-6 % всего населения[16], можно было назвать критическим. Если на закате феодального периода самурайство хотя и было непроизводительной силой общества, но существовал какой-то спрос на их воинское искусство, то после Мэйдзи, когда этот спрос иссяк, самурайство, оторванное от всякой производительной деятельности,[17] практически абсолютно потеряло свое значение и большая его часть существовало на скудную самурайскую пенсию. Имея ввиду, что традиционно любой не связанный с боевым искусством труд для самурая считался позором, можно понять глубину критического положения самурайства. Приспосабливаясь к изменившимся условиям, самураи шли на государственную службу, становились чиновниками, бюрократами, профессиональными солдатами, публицистами, священниками, учителями и т. д. Новое правительство, само состоявшее в основном из самураев, прилагало большие усилия для вовлечения самураев в хозяйственный оборот, предоставляя им средства для занятия предпринимательской деятельностью. Именно такую цель и имела так называемая "капитализация" самурайских пенсий в 1876 году (замена рисовых пенсий денежными выплатами. /См. об этом ниже/). Однако большая часть низшего самурайства в результате этого шага правительства получила от государства сравнительно небольшие суммы и, не имея навыков предпринимательства, быстро теряли свои капиталы. Поэтому шаги правительства в отношение самурайства воспринимались последними враждебно, как удар по их привилегиям, усиливая разочарование результатами "реставрации Мэйдзи". Многие доведенные до отчаяния самураи прибегали к террору, считая его единственным и вполне оправданным средством давления на правительство. По стране прокатилась широкая волна самурайских восстаний, самым крупным и последним из которых было "Великое Сацумское восстание 1877 года" под руководством Сайго Такамори. После длительных военных действий, ставших легендой, это восстание было подавленно правительственными войсками. А сам Сайго Такамори перед лицом поражения сделал себе "сэппуку" (также - "харакири", традиционный самурайский способ самоубийства).

Таким образом, как социальная группа самурайство переживало глубокий кризис, пытаясь найти свое место в новом обществе. Можно легко увидеть связь между заменой самурайских "рисовых пенсий", одноразовой выплатой, отказом от самурайских привилегий и самурайскими восстаниями 1877 года.[18]

Сравнительно небольшое количество самураев стали лидерами в новом правительстве, другие занялись коммерцией и финансовой деятельностью, некоторые – немногие – даже преуспели в этом.

Немало самураев нашли себе применение в правительственном аппарате. Практически вся полиция, например, комплектовалась почти исключительно из бывших самураев. Многие стали учителями, адвокатами, публицистами и учеными. Но значительная часть самурайства превратилась в бедных крестьян, ремесленников и даже рабочих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: