Образование политических партий

В продолжение первых лет Мэйдзи (вплоть до 1877 года, даты разгрома Сацумского восстания) Япония переживала переходный период, который сопровождался бурной политической активностью населения. В это время еще лишь намечались те тенденции, которые впоследствии привели к образованию политических партий со своими программами.

Стержнем политической жизни было возглавляемое недовольными самураями крестьянское движение, которое в течение первых семи лет после Реставрации достигло своего пика, а затем быстро пошло на убыль. В последующий период 1877-1885 гг. аграрное движение характеризуется тем, что в нем активно участвуют землевладельцы, выступающие против привилегированного положения финансовой олигархии. Именно из среды этого движения вышел лозунг, позже подхваченный широкими слоями населения "Свобода и народные права!". И именно землевладельцы наряду с самурайством стали стержнем широкого "Движения за свободу и народные права" (Дзиюминкэнундо),[34] поскольку они составляли основу Либеральной партии "Дзиюто", вставшей во главе движения. Столь парадоксальная, на первый взгляд, ситуация - участие землевладельцев в политической борьбе - объяснялась следующим образом. В отличие от консервативного европейского помещика (английского сквайера, например), японский землевладелец объединял в своем лице, с одной стороны, полуфеодального помещика, взимающего с крестьян высокую арендную плату, но с другой стороны, он был еще и торговцем-капиталистом.[35] И именно эта, вторая сторона японского землевладельца, заставляла его участвовать в политической борьбе. Так, образованный в 1880 году в Осаке "Совет предпринимателей-производителей сакэ" ("сакэ" - японское традиционное рисовое вино) стал ядром образованной в следующем году Либеральной партии "Дзиюто"[36]. По инициативе Совета предпринимателей на первой же конференции Либеральной партии, ее участники высказались против планируемого правительством увеличения налога на дрожжи и выдвинули лозунг "Свободу предпринимательству!" Наряду с этим, землевладельцев весьма беспокоил высокий поземельный налог, который, несмотря на то, что правительство снизило его с 3% до 2.5%, в сумме бюджетных поступлений составлял львиную долю (См. табл. на стр. 33).

В то время, когда несущие на себе основное бремя индустриализации землевладельцы испытывали большие проблемы в связи с неуклонным падением цен на рис, близкие к правительству финансисты и промышленники получали немалые субсидии, щедрые правительственные контракты и права монопольной торговли. Поэтому-то, помещики-землевладельцы, выступали против бюрократических правящих кругов и тех, кто за ними стоял – крупных ростовщиков и банкиров, и активно вовлекались в движение "За свободу и народные права!" и "За свободу предпринимательства!". Следует обратить внимание на эту особенность японского перехода к капитализму: японский либерализм уходил своими корнями в деревню, в отличие, например, от английского, который являлся движением городского купечества, направленное против консервативного землевладельческого дворянства.

Опорой либеральной оппозиции и той силой, которая постоянно ее подталкивала, были огромные массы крестьянства и арендаторов, выступавшие за снижение налогов и введение представительских учреждений. Однако в силу особенности крестьянского труда и изолированности в отделенных деревнях, им было трудно принимать активное участие в широком политическом движении. И поэтому, естественно, наиболее активными в "Дзиюминкэнундо" были крупные землевладельцы, а руководство движением было сосредоточено в руках наиболее крупных помещиков и представителей бывшего самурайства. Идеологическими лидерами движения выступали, в основном, бывшие самураи из кланов Тоса и Хидзэн. Они пользовались большим авторитетом среди оппозиции, поскольку являлись представителями военного дворянства (сидзоку) и были одними из лидеров реставрации "Мэйдзи исин", оттесненные, однако, самураями кланов Сацума и Тёсю от участия в руководстве страны.

В октябре 1881 года лидерами "Дзиюминкэнундо" была создана первая в Японии политическая партия "Риккэн дзиюто" (Конституционно-либеральная партия, а позже, просто Либеральная партия), в программе которой были лозунги "свобода", "равенство", "братство". К тому же, отсутствие в Программе партии упоминания о монархии придавало ей либеральный характер.

Объединенное в рамках Либеральной партии движение мелких помещиков и крестьян, и возглавляемое крупными землевладельцами и самураями выступило за "народные права", "свободу предпринимательства" и "образование представительного органа".

Конечно, реальные цели лидеров движения, в сущности, ограничивались завоеванием определенных выгод для достаточно узкого круга, что можно видеть из следующего документа. На возражение одного из "государственников" Като Хираюкки (1836-1916) против создания представительного органа в стране, лидеры либерального движения Соэдзима, Гото, Итагаки в ответном письме написали: "Теперь, если эта палата представителей будет создана, мы не предлагаем немедленно ввести всеобщее избирательное право. Мы бы предложили дать это право в первую очередь только самураям, богатым крестьянам, купцам, так как именно они дали лидеров реставрации Мэйдзи."

Председателем партии был Итагаки Тайсукэ, а ее программа состояла из следующих задач: 1) расширять свободы, защищать народные права и содействовать процветанию и преобразованию общества; 2) направлять свои силы на создание совершенной государственной конституционной системы; 3) для осуществления своих задач налаживать сотрудничество с другими партиями, ставящих перед собой аналогичные задачи. В программных формулировках упоминались такие понятия, как "свобода", "равенство", "братство", однако не было упоминаний о монархии, что сразу же ставило партию в разряд радикальных. Значение либеральной партии состоит в том, что она была первой политической партией национального масштаба, а также в том, что она стала символом победы идеи о праве национальной партии принимать участие в политической жизни страны. На примере либеральной партии мы видим, что японский либерализм с самого начала был довольно умеренным. Позже, когда из осколков Либеральной партии в 1900 году будет создана партия "Сэйюкай", этот либерализм превратится в свою противоположность, - непреклонный консерватизм.

Другой политической партий, появившейся в марте 1882 года, была Партия реформ ("Кайсинто"), которую возглавлял оставивший правительственный пост Окума Сигэнобу. Это была партия буржуазии, оставшихся не у дел чиновников и городской интеллигенции. Кроме того, в нее входили некоторые крупные купцы и промышленники, как, например, Ивасаки Ятаро - основатель копании Мицубиси. Эту партию поддерживал также видный японский просветитель Фукудзава Юкити. Программа партии была весьма умеренной, а ее принципы, основывающиеся на идеях английского либерализма и утилитаризма, наиболее полно выражал партийный лозунг "умеренно, но прочно; медленно, но верно".

В марте этого же 1882 года была создана еще одна - Конституционная императорская партия ("Риккэн тэйсэйто"), которая, по сути, была проправительственной партией. Консервативная по своему характеру, она имела основной целью парализовать влияние двух других партий. В нее входили крупные правительственные чиновники, а также представители высших придворных кругов. Формальные лидеры партии Ито Хиробуми, Иноуэ Каору и Ямада Акиёси стремились использовать партию в качестве противовеса другим политическим партиям, с целью установления в стране системы этатизма[37] по германскому образцу. Однако эта партия, с точки зрения популярности в стране и в организационном отношении, оказалась наиболее слабой. Ее лидеры практически не интересовались партийной деятельностью. Поэтому реально в Японии в то время действовали две первые партии. Несмотря на программные различия, эти две партии не очень отличались друг от друга. Однако сотрудничества между ними не было. Более того, они постоянно нападали друг на друга, что объяснялось разной позицией их лидеров, отстаиванием различных региональных и экономических интересов.

Каждая из этих трех партий имела свой печатный орган, и между ними происходили бурные дискуссии, как, например споры о суверенитете. Сторонники Либеральной партии утверждали, что суверенитет принадлежит народу, а, следовательно, конституция должна быть создана ассамблеей, избранной народом. Сторонники Конституционной партии отстаивали свою точку зрения, по которой суверенитет всецело принадлежит императору и лишь он один вправе даровать конституцию народу. Партия реформ занимала в этой дискуссии компромиссную позицию, утверждая, что суверенитет принадлежит и императору, и народному собранию.

Рост влияния партий в провинциях вызвал беспокойство со стороны правительства, вследствие чего в июне 1882 года оно приняло закон, запрещавший партиям создавать местные отделения, и по которому губернаторы провинций получали право ограничивать деятельность партий на своих территориях. В результате такого шага правительства многие региональные отделения партий были распущены, что, однако, не уменьшило активность либеральной партии. Некоторые из членов радикального крыла принимали активное участие в крестьянских выступлениях. Первое такое восстание вспыхнуло в префектуре Фукусима в 1882 г. Поводом этого восстания стало возмущение произволом губернатора префектуры, который весьма рьяно проводя в жизнь правительственный закон о запрещении партий, не пожелал считаться с решением префектурального собрания и арестовал членов Либеральной партии из состава этого собрания. После подавления восстания его руководители были приговорены к тюремному заключению. Правительство использовало инцидент в Фукусима для наступления на все движение "За свободу и народные права" (Дзию минкэн ундо). Почти в тот же год вспыхнуло восстание в Такада (префектура Ниигата), а в 1884 году в восстание в Титибу (префектура Сайтама), которому было суждено стать рубежом в истории либеральной партии.

Дело в том, что лидеры местных организаций этой партии зачастую были более радикальны, нежели руководство в центре, которое, как было уже сказано, находилось в руках землевладельцев-предпринимателей. По мере усиления правительственных репрессий, местные организации, возглавлявшие народное движение наряду с требованием введения представительных учреждений стали выдвигать требование снижения арендной платы, что встревожило лидеров партии, поскольку это уже затрагивало их собственные интересы. Поэтому, вместе с осуждением насильственных действий, и чтобы рассеять подозрения в подстрекательстве к восстанию, на общем съезде, который состоялся в Осаке в октябре 1884 года, было объявлено о роспуске либеральной партии "в ожидании лучших времен, когда будут созданы условия для ее восстановления". В декабре 1884 года лидер партии реформ "Кайсинто" Окума Сигэнобу вместе со своими сторонниками вышел из партии, после чего и партия реформ фактически перестала существовать.

Уже в период деятельности парламента, из отдельных групп либеральной партии и партии реформ в 1900 году была создана партия "сэйюкай". Это было последним реформированием старой либеральной партии, в которой стали преобладать крупные землевладельцы. Ее возглавили влиятельные чиновники, как Ито Хиробуми, князь Саёндзи..., и ее программа стала в корне противоположной прежней программе либеральной партии "дзиюто".

Разрозненные местные восстания, возглавляемые радикальными последователями либеральной партии, еще продолжались в течение нескольких лет. Наиболее крупные из них: несколько восстаний в Нагоя в 1884 г., в 1885 г. - восстание в Кабасан (преф. Ибараки), в том же году – восстание в Иида (преф. Аити), в 1886 г. восстание в Сидзуока, и другие. После роспуска первых политических партий, представители политической оппозиции, возглавляемые Гото Сёдзиро создали Ассоциацию всеобщего согласия ("Дайдо данкэцу"), к которой постепенно присоединились и радикально настроенные представители интеллигенции и мелкой буржуазии.

Итак, следует отметить, что особенностью японского либерализма являлась его опора на сельское население, в отличие от Европы, где победоносный либерализм всегда опирался, главным образом, на финансовую мощь городского купечества и централизованную политическую организацию городских масс. Изолированность сельского населения, для которого местные проблемы всегда были важнее далеких городских, нередкие внутренние столкновения, - все это приводило к неудачам, расколам в самом движении и, в конечном счете, к распаду всего движения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: