Объяснительные принципы. 1. В чем заключается отличительная особенность разви­тия психики человека от развития психики животных?

1. В чем заключается отличительная особенность разви­тия психики человека от развития психики животных?

Между человеком и миром стоит социальная (культур­ная) среда, через которую преломляются все внешние воз­действия на человека и все формы организации его поведе­ния. В онтогенетическом формировании психики человека биологическое созревание и культурное развитие составля­ют единство. Культурное развитие человека представляет со­бой формирование и развитие в совместной деятельности и общении высших психических функций (ВПФ).

• ВПФ формируются по мере овладения субъектом культур­но-историческим опытом путем включения в организа­цию естественных психических функций орудийных и знаково-символических средств.

• ВПФ обеспечивают произвольные, рефлексивные и осозна­ваемые формы организации субъектом поведения и психики.

По мнению Л. С. Выготского, следует условно противо­поставлять эволюционно складывающиеся естественные психические функции, развивающиеся на основе наследуе­мых механизмов их формирования и развития, и высшие психические функции, складывающиеся в процессе истори­ческого развития человечества. Естественные психические функции формируются и развиваются в процессе приспо­собления животных организмов к естественным условиям обитания. Только такие психические функции развиваются

Позднее идея о том, что психика исходно располагается не в мозге, а между субъектом и миром — выступает продуктом взаимодействий субъекта с предметами объективного мира, развивалась в работах А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и многих других отечественных психологов.

Закономерности формирования мозговых, нейропсихо-логических механизмов, которые формируются вслед за но­выми типами взаимодействий субъекта с предметным миром и выступают необходимым условием для реализации все бо­лее сложных психических функций, конкретизировались в исследованиях А. Р. Лурии (см. выше).

А. Н. Леонтьев (1903-1979)

Деятельностный подход к объяснению психических

явлений

Вводимые в психологию методологические принципы

1. Субъект с самого начала находится «не перед миром», а «внутри мира», развивающегося по объективным материаль­ным законам; субъект составляет часть объективного мира.

2. Любой психический процесс следует рассматривать в системе (в составе) конкретной практической или умствен­ной деятельности субъекта. Психика формируется в различ­ных формах активности, действий, деятельности.

• Психика исходно представляет собой ориентировочно-ис­следовательские действия живого организма, результатом которых выступает постоянно совершенствующийся образ окружающего мира. На основе образа мира (вторично, производно) организуются все более сложные формы по­ведения и деятельности.

3. Психологическая наука охватывается тремя основны­ми взаимосвязанными проблемами:

психология образа: развитие всех когнитивных процессов, включая внимание и сознание;

психология деятельности: формирование и развитие раз­личных видов, форм и уровней;

психология личности: развитие человека от индивида к лич­ности; формирование различных индивидуально-психо­логических и личностных свойств.

Теория развития и функционирования психики человека в общественной деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: