1. Основная функция процессов мышления - ориентировка субъекта в окружающем мире посредством установления межпред-метных связей и отношений на основе использования различных средств и способов: путем воздействия предметов друг на друга, путем использования орудийных средств и средств измерения, путем включения в организацию мышления знаков и символов.
2. Процессы установления межпредметных связей и отношений могут протекать на нескольких взаимосвязанных уровнях. Это мыслительные операции на уровнях наглядно-действенного, наглядно-образного (конкретно-образного), отвлеченно-образного, понятийного (словесно-логического) мышления.
• Каждый новый уровень установления межпредметных связей и отношений развивается на основе нижележащих уровней.
• Развитие идет в направлении от наглядно-действенных к понятийным формам мышления.
3. На каждом уровне мышления установление межпредметных связей и отношений реализуется посредством ряда универсальных обратимых операций: анализ и синтез; абстрагирование - обобщение и конкретизация и др.
|
|
4. На словесно-логическом уровне в качестве средств организации мышления выступают знаки и символы, которые позволяют: а) фиксировать результаты мыслительной деятельности человека в логических формах понятий, суждений, умозаключений; б) организовывать и осуществлять предварительную ориентировку в реальности на основе выполнения умственных операций и действий.
Функциональные теории мышления. Психологические механизмы мышления
С. Л. Рубинштейн
Механизм анализа через синтез
• Познаваемые явления и предметы включаются в новые связи, отношения, взаимодействия с другими явлениями и предметами (синтез).
• Благодаря этому обнаруживаются, абстрагируются и устанавливаются новые свойства исследуемых предметов и явлений (анализ).
• Новые свойства и способы их выявления могут фиксироваться с помощью знаково-символических средств в качестве новых обобщений и понятий.
Л. С. Выготский