1. В зависимости от содержания опыта долговременная память человека включает:
• процедурную память, обеспечивающую автоматизированные и неосознанные формы репрезентации (воспроизведения) разнообразных действий;
• категориальную (семантическую) память, обеспечивающую знаково-символическую репрезентацию универсальных внутрипонятийных и межпонятийных структур, составляющих опыт человека и человечества;
• эпизодическую (событийную, схемную) память, обеспечивающую репрезентацию датированных по времени эпизодов и событий индивидуального жизненного опыта: схемы сцен и ситуаций (фреймы) и схемы событий (скрипты).
2. В соответствии с таким делением у человека можно выделить три разновидности сознания, каждой из которых соответствует три основных типа репрезентаций:
20*
• аноэтичное сознание, которому соответствует процедурная память: не выходит за пределы текущей ситуации, позволяет фиксировать признаки окружения и реагировать своим поведением на конкретную обстановку («незнающее» сознание);
• поэтичное сознание, которому соответствует семантическая память: символический тип сознания, опираясь на который человек может осознавать объекты и события, а также их взаимосвязи при отсутствии этих объектов и событий («знающее» сознание);
• автоноэтичное сознание, которому соответствует эпизодическая память: обеспечивает запоминание лично переживаемых событий («знающее о себе» сознание).
Система объяснительных принципов, которая заложена в основу этой теории, на наш взгляд, не имеет большого объяснительного потенциала и не позволяет объединить с позиций единого способа объяснения имеющиеся сегодня в психологии и психолингвистике данные о функциональной организации психики, с которой чаще всего связывают сознательный опыт человека.
Вместе с тем в отечественной психологии существует два взаимосвязанных и взаимодополнительных теоретических подхода, которые позволяют дать более конкретную и развернутую интерпретацию формирования и развития функционально-структурной организации сознания у человека - это культурно-исторический подход Л. С. Выготского и деятельностный подход А. Н. Леонтьева к объяснению психических явлений.
Несмотря на множество ссылок и постоянное цитирование в научной и популярной литературе по психологии, трудно найти четкую формулировку системы объяснительных оснований и принципов, на которую опираются авторы указанных теорий при объяснении феноменов человеческого сознания.
Оба подхода центральную роль в развитии сознания отводят включению в деятельность человека языка и других зна-
ково-символических средств. При этом используемый в речевой деятельности язык рассматривается как особая система внешних средств, способами использования которых человек должен овладеть в течение жизни.
В теоретическом подходе Л. С. Выготского присутствует ряд гипотез, которые позволяют дать функциональное объяснение возникновению и развитию сознательного уровня психической ориентировки человека в окружающем мире. Эти гипотезы могут быть представлены как единая система объяснительных принципов:
1. В онтогенезе человека биологическое созревание и культурное развитие составляют единство. Культурное развитие человека заключается в формировании в совместной деятельности и общении высших психических функций (ВПФ).
2. Формирование ВПФ необходимо предполагает овладение орудийными и знаковыми средствами, которые обеспечивают изменение структуры деятельности и психики человека.
3. ВПФ производны от внешних форм общения и деятельности. ВПФ первоначально возникают во внешней, разделенной с другими людьми деятельности и общении и лишь затем становятся индивидуальными и внутренними - интериоризируются. Процесс интериоризации включает:
• переход от совместных с другими людьми действий к самостоятельным, индивидуальным способам их реализации;
• переход от внешних, материальных, форм действий к внутренним, идеальным, действиям над значениями, которые фиксируются в знаково-символических средствах: а) от действий с предметами к действиям над значениями (представлениями, обобщениями) с опорой на внешние материальные знаки и символы; б) от действий над значениями с опорой на внешние материальные знаки и символы к внутренним действиям над значениями с опорой на внутренние способы использования знаков и символов.
5. Знак имеет две важнейшие характеристики: а) обозначает объективно существующие предметы и явления - это предметная отнесенность знака; б) актуализирует фиксированные в сознании людей сходные представления, обобщения, понятия - это значение.
• Знак напоминает человеку о необходимости выполнить определенную систему операций, в которых может участвовать множество психических функций.
• Благодаря знакам компоненты актуальной ситуации включаются в одну структурную систему с символически представленными элементами будущего.
• Структура значений (обобщений), опосредствованных знаково-символическими средствами, развиваясь и совершенствуясь в онтогенезе, обеспечивает формирование и совершенствование сознательного уровня психической ориентировки человека.
4. Сознание формируется по мере активного овладения субъектом способами использования знаков и символов, через замещение внешних практических предметных действий речевыми действиями с их последующей интериоризацией.
• Слова (знаки) замещают предметные характеристики явлений и событий, фиксируя и сохраняя их значение, что позволяет выполнять действия над значениями во внутреннем плане сознания.
• Сознание - это динамическая смысловая система, представляющая собой единство аффективных и интеллектуальных процессов.
Изложенные объяснительные принципы позволяют сделать вывод, что Л. С. Выготский уже в 30-х гг. XX в. сформулировал психолингвистическую функционально-генетическую теорию сознания человека, которая в силу политических и идеологических обстоятельств на протяжении 40 лет оставалась за пределами широких дискуссий и теоретического анализа в отечественной и мировой психологии (Грэхэм, 1991; Верч, 1996).
Еще один шаг к конкретизации функционально-структурных составляющих сознания человека был сделан в 40-х гг. XX в. А. Н. Леонтьевым. Выдвинутая им система объяснительных принципов, развивающая и дополняющая теорию Л. С. Выготского, кратко может быть сформулирована как «теория формирования сознания в человеческой деятельности».