Постнеклассическая психология (ПНП)

Возможно, новая формирующаяся парадигма психологии. К этому еще лишь возникающему направлению можно отнести виртуальную психологию, квантовую психологию и т.п., еще только определяющие свои методологические основы.

Общая методологическая ориентация – на постнеклассической идеал научности как продукт 4-й научной революции.

Объект ПНП – человек как самоорганизующаяся система

Предмет ПНП не определен. Предмет междисциплинарен, процессуален.

Методология и методы. Методы также междисциплинарны. Психолингвистические методы, герменевтика. Семиотика.Синергетика.

Семиотика. Рассмотрение явлений как информационные процессы. Анализ их знаковой формы и содержания.

Синергетика. Синергетика.тенденции рассмотрение явлений как сложных систем, в динамике их развития. Выявление точек бифуркации, меняющих качественный уровень.

Дополнения к 4-й лекции:

1. О гносеологических основаниях АП. Она, подобно классическим точным наукам, согласно удачному высказыванию Филиппа Франка, совершает следующее: «в каждой теории мир наших непосредственных чувственных наблюдений заменяется формальной системой, связями между символами которые, в свою очередь, связаны с чувственными впечатлениями посредством операциональных определений» [ ].

Впрочем (прим МВХ), подобная модель функционирует в любой науке, заменяющей мир чувственных впечатлений миром физических (химических, биологических, психологических и т.п.) абстрагирующих понятий.

2..В монографии д. ист. наук Павла Волкова высказываются следующие положения о происхождении человека, критикующие традиционную эврлюционистскую точку зрения, приводятся эмпирические доказательства [П.авел Волкова «Потомки Адама» (М.-СПб, Новосибирск, 2003 г]:

- археология как наука об артефактах не свидетельствует об эволюции человека [ с.195];

- олдувайская археологическая культура (2 млн лет - 1 млн лет назад) представляет собой доминирование простых форм изделий из целых галек;

- ашельская культура (т 1 млн лет назад возникает внезапно, без фиксируемых археологическими методами корней [ с.195];

- нет генетической взаимосвязи между технологиями ашельской и олдувайской культуры.

П.Волков называет представителей олдувайской культуры археопитеками (древняя обезьяна), это вымершие «умелые» обезьяны. Сменивших их представителей ашельской культуры он называет архантропами (древний человек), относя к ним подвид гомо сапиенс и подвид гомо неандертал.

Вопросы:

1. Философские и антропологические основания академической психологии.

2. Философские и антропологические основания гуманистической психологии.

3. Религиозные и антропологические основания православной психологии.

4. Святоотеческая антропология и ее представления о человеческой тримерии, о трех состояниях человеческого естества.

5. Определение предмета психологии в разных направлениях и школах

академической психологии.

6. Определение предмета гуманистической психологии.

7.Определение предмета в православной психологии.

8. Сущность метода и главные требования к методу в академической психологии.

9. Сущность и главное требование к методу в гуманистической психологии.

10. Сущность и главное требование к методу в православной психологии.

11. Новое понимание метода в неклассической психологии.

Дополнительная литература:

1. Абульханова-Славская. Методологический аспект проблемы субъективного. – В кн. Методологические и теоретические проблемы психологии. Изд. Наука, М., 1969.

2. Агеев Вл. Семиотика. М., изд. «Весь мир», 2002

3. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. М., изд. Лабиринт, 1998.

4. Волков Павел. Потомки Адама. Изд.общ. Св. Василия Великого. М. -СПб -Новосибирск, 2003.

5.Дильтей В. Описательная психология. СПб, 1996.

4.И.А.Ильин. Россия как живой организм. – В кн. «Русская идея» с. 442.65. Королева Н.Н.Семиосфера личности. СПб, изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

7. Красных В.В. Оновы психолингвистики и теории коммуникации. Лекционный курс. М., Изд. Гнозис, Кучково поле, 2005.

8..В.Кузнецов. Герменевтика и гумаиитарное познание. Изд., МГУ, М., 1991.

9 Манеров В.Х., Богдановская И.М., Королева Н.Н., Проект Ю.Л. Мирообразование и личностные феномены Интернет-коммуникации. СПб, изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.

10.ачала христианской психологии. Под ред. Б.С.Братуся. М., 1995.

11 Н. Носов Виртуальная психология. М., 2000.

12 Пестов Н.Е. Душа человеческая. М., 2003.

13 Пономарев Я. А.

14 Руднев Павел. Прочь от реальности. Изд. Аграф, М., 2000.

15 Св. П.Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1990.

16 Св. Евг. Шестун. Православная педагогика. Самара, 1998.

17Современная философия науки. Хрестоматия. – под ред. А.А.Печенкина. М., 1996.

18 Субетто А.И. Разум и антиразум. Что день грядущий нам готовит. СПб, 2003.

19 Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности. Изд. Алетейя. СПб, 2002.

20. Флоренская Т.А.Диалог в практической психологии. Наука о душе. М.,», 2001.

21 Св. Андрей Лоргус. Выпуск 1. Православная антропология. «Владос, М., 2003.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: