Тема 10 Психологическое тестирование

Психологическое тестирование - стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для определения количественных и (или) качественных индивидуально-психологических различий испытуемых. (характеристик и (или) свойств и (или) состояний человека).

Тест (англ.) – проба, испытание, проверка.

Стандартизация означает единообразие процедуры проведения и оценки результатов, а также существование.норм (средних показателей)..

Процедура задается в инструкции к тесту.

А.Анастази: психологический тест сущности есть объективное и стандартизированное измерение выборки поведения. Здесь имеется в виду ограниченное число заданий, вопросов теста.

Психологическое тестирование - психодиагностический метод, то-есть его главное предназначение – служить инструментом психодиагностического обследования. Но он широко применяется и при проведение психологических исследований.Часто он примыкает к другим методам, например, к экспериментальному методу следующим образом: в рамках экспериментального психологического исследования проводится психологическое тестирование, в случае, когда исследуемый психологический процесс, характеристика, явление изучается в структуре личностных особенностей, которые и тестируются. Но часто тест и вырастает из исследования.

История тестов уходит в седую древность. В современной психологии один и инициаторов – английский биолог Френсис Гальтон, двоюродный брат Ч.Дарвина. Создал в 80- годах 19-го века тесты на остроту зрения,слуха.(линейка Гальтона, свисток Гальтона), анкетирование, тест свободных ассоциаций. Следующий за ним крупный создатель (умственных) тестов – американец Джеймс Кеттелл.В Германии – Э.Крепелин (восприятие, память, моторные функции), Г.Эббингауз (память, арифметический счет, завершение предложений).Во Франции – Альфред Бинэ.(интеллект).

За каждым тестом - теория и эксперимент. Диагност. стилевых, позитивных особенностей.(сколько будет времени через 40 минут), импульс (быстро решает простые), рефлекс (долго болит), решает сложные аналитические задачи..

Тест может показать, что делать человек в данный момент времени, но не могут сообщить, почему он выполняет тест именно так.

Классификация тестов:

1. По содержанию или по области изучаемых явлений тесты бывают:

:

а)Личностные тесты - группа тестов, направленных на измерение неинтелектуальных

характеристик личности (Кеттелла 16 PF, MMPI, Айзенка,). Измеряют мотивационные,

эмоциональные, социально-психологические свойства личности.

б) Тесты интеллекта – измеряют уровень общих способностей или интеллектуального

развития. Определяют уровень развития системы познавательных функций,

то-есть обращены к функциям, которые обеспечивают познание окружающего мира.

(Векслер, Стенфорд-Бине, Гилфорд, Айзенк.Равен, Амтхауэр, ШТУР и др.).

г) Тесты специальных способностей - измеряют уровень развития отдельных сторон

интеллекта, обеспечивающих эффективность в конкретных узких областях

деятельности.

Тесты музыкальных, сенсорных, психомоторных, математических, технических,

речевых способностей.

Связаны с решением практических задач профотбора и профориентации.

д) тесты достижений, они оценивают достигнутый уровень навыков, знаний и умений.

Как правило, измеряют эффект воздействия специальных программ обучения к моменту

Обследования. Применяются чаще в педагогике. Есть широкоориентированные (тестовые

Батареи, отражающие достижение общих целей обучения – понимание научных принципов,

Логическое мышление). В США таков тест SAT - Стенфордский тест достижений

(4-5 часов).. Более объективен, чем школьные оценки. Близки тестам интеллекта.

Есть специализированные тесты достижений (по конкретным дисциплинам)..

В России- тест школьной зрелости Йирасика, тест психологической готовности

к школе Гуткиной.

е) Состояний и настроений, измеряют не стабильные свойства личности, а актуальные

состояния. (Шкалы депресии, шкалы уровня стресса, ситуативной тревожности.

Отчасти - тест Люшера, измеряющий как свойства, так и актуальное состояние.

2. По назначению: а) Диагностические;

б).Профпригодности.

3. По количеству одновременно тестируемых или форме процедуры обследования:

а). Индивидуальные, б). Групповые.

4. По форме ответа испытуемого: а). Устный, б). Письменный

5. По однородности заданий: а). гомогенные (единообразные задания),

6. б). гетерогенные(рисунок плюс ответ).

7. По комплексности: а)Изолированные,

б). Тестовые батареи.

8. По качеству: а). Стандартизированные,

б). Исследовательские.

9. По материалу с которым оперирует испытуемый: а). бланковые,

б) предметные (кубок Косса).,

в) аппаратурные (теперь – компьютерные)э.

10 По измеряемой переменной:

а) тесты скорости, где определяется время выполнения задач,

б) тесты результативности, где определяется факт решения задачи

или задач, а скорость в расчет не берется (личностные тесты).

б) Мощности (оценивается эффектность - результат, соотнесенный со

временем.

в) смешанные.

11. По характеру умственных действий испытуемого:

а) вербальные;

б) невербальные.

12) По целям применения:

а). Отсеивающие,

б). Отбор

в) классификация типов испытуемых,

г) отличие одного класса от другого (в медицине - sch или МДЛ).

13) По используемой шкале измерения:

а) номинативная

б) ранговая (тест Рокича)

в) интервальная (16 PF).

13) По особым шкалам измерения:

- измерение все или ничего, -

- измерение интенсивности (сильное - слабое),

- измерение количества (много - мало),

- измерение оригинальности

- измерение качества,

- измерение адекватности.

Иногда тесты классифицируют на опросники и проективные тесты. Для последних

существует особая классификация.

Проективные тесты характеризуются информационной неопределенностью,

заставляющей испытуемых при их выполнение проецировать содержание

внутреннего мира – мотивы, потребности, свойства личности, жизненный опыт

В них изучаются не отдельные функции, а целостная личность в ее взаимоотношенни

с миром, собой и т.д. Неопределенность возникает в разных тестах на разных этапах,

в разных формах.- в неопределености стимульного материала, инструкции и др.

Важно доброжелательное безоценочное отношение психолога.

Впервые термин «проективные тесты» Л.Френк в 1939 году, он же создал

их классификацию:

а) Методы структурирования (тест чернильных пятен Роршаха,

тест облаков)

Франк Роршах в 1921 году создал тест, названный его именем.

Процедура состоит в толковании испытуемыми 10 таблиц –

10 пятен различного цвета и формы.

Анализ по параметрам:

- по форме, цвету, светотени, форме

(цвет - эмоциональность, форма - рациональность,

- движение - активность;

хорошая форма - F+ то, что можно увидеть

плохая форма - F- то, чего нельзя увидеть.

по содержанию: - люди, части тела; - животные; - анатомич.; - растит.;.

шаблонность/оригинальность

Если люди выделяют белое - больш. SCL.

По локализация - какой фрагмент картинки вычленяется

б) Интерпретаттивные:

Тест (ТАТ), тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди

Тест Сонди - фотографии психически больных

выбрать наиболее приятные (наиболее приятны те, с которыми мы схожи)

в) Конструктивные.

МAPS, тест мира и его варианты.

. Ребенку дают много игрушек, он должен

построить город-мир. Характер города отражает

психику ребенка..


г) Экспрессивные (методы выражения):

анализ почерка, анализ особенностей голоса, речи.

миокинетическая методика Мира- и – Лопеца.

д) Методики изучения продуктов творчества.

Рисуночные тесты. Тест ДДЧ, тест нарисуй дерево

Коха, тест рисования дома, рисунок пальцем,

Анализируется содержание и формальные характеристики рисунка.


е) Импрессивные:

Тест М.Люшера

Желтый - активность, красный. – агрессивность, сексуальность,

зеленый- собранность, присоединение, синий. - расслабленность.

.

ж) Аддитивные тесты. Требуют продолжения незаконченных

речевых высказываний (предложений, рассказов). Ассоциативный

тест Юнга.

Пример: тест незаконченных предложений: «Когда я был маленьким,

мама часто….

. Направленность:

- на будущее или на прощлое;

- на родителей;

- на семью;

- на работу.

З) Методики катарсиса: психодрама, проективная игра.


Стандартизация тестов.

Унификация - приведение к единому.

Централизация - 0 24, -12 12

Приведнеие к N ран

Недостатки тестов:

- интеллектуальных тестов: жесткая, негибкая и неизменная классификация

испытуемых. Измеряется в значительной мере степень приобщенности к

культуре «титульной нации». Плохо работают для национальных меньшинств.

- для тестов личности), даже наиболее обстоятельных, как тест

MMPI, достоверность не превышает 75%, психодиагностическое

Обследование дает лишь «базисный паттерн», каждая тестовая методика

Требует подтверждения другими тестами, а также другими методами.

(Собчик [ Введение в психологию индивидуальности. с.124-125]).

Дополнительная литература:

1. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. МГУ, 1980.

2. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М,, 1998.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: