Психологическое тестирование - стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для определения количественных и (или) качественных индивидуально-психологических различий испытуемых. (характеристик и (или) свойств и (или) состояний человека).
Тест (англ.) – проба, испытание, проверка.
Стандартизация означает единообразие процедуры проведения и оценки результатов, а также существование.норм (средних показателей)..
Процедура задается в инструкции к тесту.
А.Анастази: психологический тест сущности есть объективное и стандартизированное измерение выборки поведения. Здесь имеется в виду ограниченное число заданий, вопросов теста.
Психологическое тестирование - психодиагностический метод, то-есть его главное предназначение – служить инструментом психодиагностического обследования. Но он широко применяется и при проведение психологических исследований.Часто он примыкает к другим методам, например, к экспериментальному методу следующим образом: в рамках экспериментального психологического исследования проводится психологическое тестирование, в случае, когда исследуемый психологический процесс, характеристика, явление изучается в структуре личностных особенностей, которые и тестируются. Но часто тест и вырастает из исследования.
|
|
История тестов уходит в седую древность. В современной психологии один и инициаторов – английский биолог Френсис Гальтон, двоюродный брат Ч.Дарвина. Создал в 80- годах 19-го века тесты на остроту зрения,слуха.(линейка Гальтона, свисток Гальтона), анкетирование, тест свободных ассоциаций. Следующий за ним крупный создатель (умственных) тестов – американец Джеймс Кеттелл.В Германии – Э.Крепелин (восприятие, память, моторные функции), Г.Эббингауз (память, арифметический счет, завершение предложений).Во Франции – Альфред Бинэ.(интеллект).
За каждым тестом - теория и эксперимент. Диагност. стилевых, позитивных особенностей.(сколько будет времени через 40 минут), импульс (быстро решает простые), рефлекс (долго болит), решает сложные аналитические задачи..
Тест может показать, что делать человек в данный момент времени, но не могут сообщить, почему он выполняет тест именно так.
Классификация тестов:
1. По содержанию или по области изучаемых явлений тесты бывают:
:
а)Личностные тесты - группа тестов, направленных на измерение неинтелектуальных
характеристик личности (Кеттелла 16 PF, MMPI, Айзенка,). Измеряют мотивационные,
эмоциональные, социально-психологические свойства личности.
б) Тесты интеллекта – измеряют уровень общих способностей или интеллектуального
|
|
развития. Определяют уровень развития системы познавательных функций,
то-есть обращены к функциям, которые обеспечивают познание окружающего мира.
(Векслер, Стенфорд-Бине, Гилфорд, Айзенк.Равен, Амтхауэр, ШТУР и др.).
г) Тесты специальных способностей - измеряют уровень развития отдельных сторон
интеллекта, обеспечивающих эффективность в конкретных узких областях
деятельности.
Тесты музыкальных, сенсорных, психомоторных, математических, технических,
речевых способностей.
Связаны с решением практических задач профотбора и профориентации.
д) тесты достижений, они оценивают достигнутый уровень навыков, знаний и умений.
Как правило, измеряют эффект воздействия специальных программ обучения к моменту
Обследования. Применяются чаще в педагогике. Есть широкоориентированные (тестовые
Батареи, отражающие достижение общих целей обучения – понимание научных принципов,
Логическое мышление). В США таков тест SAT - Стенфордский тест достижений
(4-5 часов).. Более объективен, чем школьные оценки. Близки тестам интеллекта.
Есть специализированные тесты достижений (по конкретным дисциплинам)..
В России- тест школьной зрелости Йирасика, тест психологической готовности
к школе Гуткиной.
е) Состояний и настроений, измеряют не стабильные свойства личности, а актуальные
состояния. (Шкалы депресии, шкалы уровня стресса, ситуативной тревожности.
Отчасти - тест Люшера, измеряющий как свойства, так и актуальное состояние.
2. По назначению: а) Диагностические;
б).Профпригодности.
3. По количеству одновременно тестируемых или форме процедуры обследования:
а). Индивидуальные, б). Групповые.
4. По форме ответа испытуемого: а). Устный, б). Письменный
5. По однородности заданий: а). гомогенные (единообразные задания),
6. б). гетерогенные(рисунок плюс ответ).
7. По комплексности: а)Изолированные,
б). Тестовые батареи.
8. По качеству: а). Стандартизированные,
б). Исследовательские.
9. По материалу с которым оперирует испытуемый: а). бланковые,
б) предметные (кубок Косса).,
в) аппаратурные (теперь – компьютерные)э.
10 По измеряемой переменной:
а) тесты скорости, где определяется время выполнения задач,
б) тесты результативности, где определяется факт решения задачи
или задач, а скорость в расчет не берется (личностные тесты).
б) Мощности (оценивается эффектность - результат, соотнесенный со
временем.
в) смешанные.
11. По характеру умственных действий испытуемого:
а) вербальные;
б) невербальные.
12) По целям применения:
а). Отсеивающие,
б). Отбор
в) классификация типов испытуемых,
г) отличие одного класса от другого (в медицине - sch или МДЛ).
13) По используемой шкале измерения:
а) номинативная
б) ранговая (тест Рокича)
в) интервальная (16 PF).
13) По особым шкалам измерения:
- измерение все или ничего, -
- измерение интенсивности (сильное - слабое),
- измерение количества (много - мало),
- измерение оригинальности
- измерение качества,
- измерение адекватности.
Иногда тесты классифицируют на опросники и проективные тесты. Для последних
существует особая классификация.
Проективные тесты характеризуются информационной неопределенностью,
заставляющей испытуемых при их выполнение проецировать содержание
внутреннего мира – мотивы, потребности, свойства личности, жизненный опыт
В них изучаются не отдельные функции, а целостная личность в ее взаимоотношенни
с миром, собой и т.д. Неопределенность возникает в разных тестах на разных этапах,
в разных формах.- в неопределености стимульного материала, инструкции и др.
Важно доброжелательное безоценочное отношение психолога.
Впервые термин «проективные тесты» Л.Френк в 1939 году, он же создал
их классификацию:
а) Методы структурирования (тест чернильных пятен Роршаха,
|
|
тест облаков)
Франк Роршах в 1921 году создал тест, названный его именем.
Процедура состоит в толковании испытуемыми 10 таблиц –
10 пятен различного цвета и формы.
Анализ по параметрам:
- по форме, цвету, светотени, форме
(цвет - эмоциональность, форма - рациональность,
- движение - активность;
хорошая форма - F+ то, что можно увидеть
плохая форма - F- то, чего нельзя увидеть.
по содержанию: - люди, части тела; - животные; - анатомич.; - растит.;.
шаблонность/оригинальность
Если люди выделяют белое - больш. SCL.
По локализация - какой фрагмент картинки вычленяется
б) Интерпретаттивные:
Тест (ТАТ), тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди
Тест Сонди - фотографии психически больных
выбрать наиболее приятные (наиболее приятны те, с которыми мы схожи)
в) Конструктивные.
МAPS, тест мира и его варианты.
. Ребенку дают много игрушек, он должен
построить город-мир. Характер города отражает
психику ребенка..
г) Экспрессивные (методы выражения):
анализ почерка, анализ особенностей голоса, речи.
миокинетическая методика Мира- и – Лопеца.
д) Методики изучения продуктов творчества.
Рисуночные тесты. Тест ДДЧ, тест нарисуй дерево
Коха, тест рисования дома, рисунок пальцем,
Анализируется содержание и формальные характеристики рисунка.
е) Импрессивные:
Тест М.Люшера
Желтый - активность, красный. – агрессивность, сексуальность,
зеленый- собранность, присоединение, синий. - расслабленность.
.
ж) Аддитивные тесты. Требуют продолжения незаконченных
речевых высказываний (предложений, рассказов). Ассоциативный
тест Юнга.
Пример: тест незаконченных предложений: «Когда я был маленьким,
мама часто….
. Направленность:
- на будущее или на прощлое;
- на родителей;
- на семью;
- на работу.
З) Методики катарсиса: психодрама, проективная игра.
Стандартизация тестов.
Унификация - приведение к единому.
Централизация - 0 24, -12 12
Приведнеие к N ран
Недостатки тестов:
- интеллектуальных тестов: жесткая, негибкая и неизменная классификация
|
|
испытуемых. Измеряется в значительной мере степень приобщенности к
культуре «титульной нации». Плохо работают для национальных меньшинств.
- для тестов личности), даже наиболее обстоятельных, как тест
MMPI, достоверность не превышает 75%, психодиагностическое
Обследование дает лишь «базисный паттерн», каждая тестовая методика
Требует подтверждения другими тестами, а также другими методами.
(Собчик [ Введение в психологию индивидуальности. с.124-125]).
Дополнительная литература:
1. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. МГУ, 1980.
2. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М,, 1998.