Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования

3.1 Классификация методов в психологии (европейская классификация Г.Пирьова): В своей классификации Г.Пирьов выделяет следующие методы психологического ис-следования:

1. Наблюдение. Наблюдение - описательный психологический исследовательский ме-тод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации по-ведения изучаемого объекта.

2. Эксперимент. Психологический эксперимент - проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

3. Моделирование. Метод моделирования - опосредованное исследование, при котором изучается не сам интересующий исследователя объект, а некоторая созданная модель, счи-тающаяся посредником между объектом и исследователем.

4. Специфические, методы. Выделяются три специфических метода: • Сравнительный метод – суть которого сводится к статистическим способам сравне-ния. • Генетический метод – когда мы говорим о развитии или видоизменении какого-либо явления. • Патопсихологический метод – исследование патологических проявлений психики и их сравнения с нормой (цель – создание «норматива нормы»).

3.2 Классификация методов в психологии Б.Г.Ананьева (русская школа). Особенность состоит в том, что Б.Г.Ананьев рассматривает все методы психологии во взаимодействии с этапами научного исследования. Он выделяет:

1. Организационные методы (то, как будет организовано исследование):

1.1. Сравнительный метод. Суть сводится к тому, чтобы выявить особенности и разли-чия. Можно организовать за достаточно короткое время.

1.2. Лонгитюдный метод. (Любая тема, которая начинается со слова «развитие...»). Суть заключается в сравнении человека с самим собой (что происходит в зависимости от возрас-та). Занимает большое количество лет (5-7 лет). В социальной психологии этот метод можно использовать при анализе результатов до тренинга и после (самый короткий лонгитюд).

1.3. Комплексный метод (использование в комплексе и сравнительного, и лонгитюдно-го метода). Под комплексным методом понимают исследования, при проведении которых используются и состыковываются знания из разных наук.

2. Методы сбора эмпирической информации. Выделяют:

2.1. Обсервационные методы – данные наблюдения (описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном воспри-ятии и регистрации поведения изучаемого объекта) и самонаблюдения (метод углубленного исследования и познания человеком актов собственной активности: отдельных мыслей, об-разов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание, и т. п.).

2.2. Эксперимент: лабораторный, естественный, психолого-педагогический.

2.3. Психодиагностический метод (выявление и измерение индивидуально - психологи-ческих особенностей личности).

2.4. Методы анализа процессов и продуктов жизнедеятельности (или праксиметриче-ские методы - методы, заключающиеся в изучении продуктов деятельности субъектов. Про-дуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художе-ственные тексты и т. д.

2.4.1. Хронометраж (проксиометрия) – измерение временем (измерение во времени той или иной активности).

2.4.2. Профессиография (Исследование человека в рамках его профессии. Какие люди подходят к той или иной профессии, какой отпечаток накладывает профессия на человека).

2.4.3. Моделирование. Метод моделирования - опосредованное исследование, при кото-ром изучается не сам интересующий исследователя объект, а некоторая созданная модель, считающаяся посредником между объектом и исследователем.

2.4.4. Биографический метод (способы исследования, диагностики, коррекции и проек-тирования жизненного пути личности). Метод исследования биографий, дневников, писем. 2.4.5. Социометрический метод (метод, исследующий климат, отношения в коллективе, статусное положение и т.п.).

3. Способы обработки данных - все методы и приѐмы обработки эмпирических данных:

3.1. Методы математической статистики (количественный анализ).

3.2. Методы качественной характеристики полученного материала 4. Интерпретационные методы - методы объяснения результатов.

4.1. Генетический метод (фило- и онто-) (анализ фаз развития). Интерпретация мате-риала в характеристиках развития, выделение фаз, стадий и критических моментов.

4.2. Структурный метод (анализ систем и типов межсистемных связей) – любые клас-сификации, типологизации, когда материал интерпретируется в характеристиках систем и типах связей между системами, образующими личность, социальную группу и т.д. Выявле-ние при классификациях системо-образующих факторов.

4.3. Психолого-педагогические методы. Интерпретация результатов с целью объяснить, как можно помочь достичь желаемых педагогических результатов или поддержать желаемое.

3.3 Альтернативная классификация методов психологического исследования по В.Н. Дружинину В.Н. Дружинин выделил три класса методов:

2.3.1Теоретические, предполагающие мысленное взаимодействие исследователя с умо-зрительной моделью изучаемого объекта (предмета исследования): а) дедуктивный - метод восхождения от общего к частному, от абстрактного к конкрет-ному (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный); б) индуктивный - метод восхождения от частного к общему, обобщения имеющихся данных; в) моделирования - метод конкретизации посредством аналогий, при котором в качест-ве аналога сложного объекта выбирается более простой и доступный для исследования; Среди теоретических методов Дружинин выделяет моделирование, как метод, имею-щий наибольшее значение для психологии.

2.3.2 Эмпирические, в которых имеет место непосредственное, внешне наблюдаемое взаимодействие субъекта и объекта исследования: а) деятельностные; б) коммуникативные (беседа, интервью); в) обсервационные (наблюдение, подразумевающее фиксацию внимания на событиях или явлениях и регистрацию того, что наблюдается); г) герменевтические, основанные на герменевтике, истолковании, понимании (напри-мер, понимание, как метод описательной психологии В.Дильтея); Дружинин выделил также 8 «чистых» (несмешанных) эмпирических методов: естест-венный эксперимент, лабораторный эксперимент, инструментальное наблюдение, интрос-пекция, понимание, свободная беседа, целенаправленное интервью.

2.3.3 Методы интерпретации и описания, при которых субъект исследования опериру-ет знаково-символическими представлениями объекта. Отличаются тем, что направлены не на постижение самого объекта, а на обработку полученных данных о нем, выраженных в знаковой форме.

3.4 Экспериментальный метод Эксперимент - это метод проверки гипотез путем варьирования независимой перемен-ной и регистрацией зависимой переменной.

Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод экс-перимента в психологических исследованиях: • Возможность выбрать момент начала события. Возможность в любое время вызвать интересующие процессы. • Повторяемость изучаемого события. Возможность организации повторяемости изу-чаемого процесса. • Изменяемость результатов путѐм сознательного манипулирования независимыми пе-ременными. Экспериментатор всегда может добиться изменения результатов, меняя пара-метры. Возражения против эксперимента: • Считается, что эксперимент – очень механическая вещь. • В эксперименте можно исследовать только простейшие процессы. • В эксперименте присутствует лабораторный эффект (человек в эксперименте ведет себя не так как в жизни). Роберт Вудвортс определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе кото-рого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Отличитель-ной особенностью экспериментального метода он считал управление экспериментальным фактором, или, «независимой переменной» и отслеживание его влияния на наблюдаемое следствие, или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного - независимой переменной. В экспери-менте должна быть только одна независимая переменная. Выделяют следующие этапы проведения эксперимента:

• Планирование эксперимента, подготовка опыта (создание и апробация измерительной аппаратуры, оборудование места).

• Инструкция. Должна вырабатывать у испытуемых хорошее отношение к исследова-нию, мотивировать их на участие в эксперименте. В то же время она не должна говорить точно о тех факторах, которые будут исследоваться.

• Фаза стимуляции. Влияние независимых переменных.

• Стадия регистрации данных. Создается матрица сырых данных. Если в эксперименте используется наблюдение, важно чтобы наблюдателей было больше. Автор эксперимента обычно в регистрации данных не участвует.

• Табулирование первичных данных.

Классификация экспериментов:

1. Констатирующий (пилотажный) эксперимент. Цель – уточнение, проверка предвари-тельно неоформившихся гипотез. Берется маленькая группа, и на этой группе опробуется идея (действует она или нет).

2. Причинно-следственный эксперимент. Цель – установление и открытие причинно-следственных связей между независимой и зависимой переменными.

3. Критический эксперимент. Проводится в случае, если получили столкновение ре-зультатов. Цель – установить, какие факторы вызывают появление сталкивающих результа-тов. Найти, где произошла ошибка. Выбирается явление, которое противоречит психологи-ческой данности и анализируется, почему это так. Цель – выявить факторы, которые допол-нительно влияют на независимую переменную.

4. Психометрический (тестовый) эксперимент. Это методы, использующие шкалирова-ние или измерение. В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на

• те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,

• те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нѐм от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об ис-тинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную гипотезу),

• те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: