Написание научной статьи. В главных чертах статья строится по тем же принципам, что и исследовательский отчет. Однако хочется обратить внимание на то, что для статьи необходимо более глубокое знание литературы, посвященной исследуемому вопросу, как отечественной, так и зарубежной. Необходимы ссылки на тех исследователей, которые работают в сходных проблемных полях, а также указание на то, какие вопросы являются неразработанными. Кроме того, если в отчете вы в основном опираетесь на данные только вашего исследования, то для обобщений, делаемых в статье, необходимы ссылки на уже проведенные похожие исследования.
Таким образом, мы должны констатировать, что написание статьи - это наиболее серьезный шаг по сравнению с отчетом и требует более глубокой и серьезной работы по встраиванию материалов вашего исследования в общий контекст изучаемой темы и привлечения материалов других исследований.
Частые ошибки начинающих исследователей
Как правило, ошибки начинающих исследователей связаны с тем, что у них нет опыта написания подобных отчетов.
|
|
Ошибки обобщения. По-видимому, они связаны во многом со стилем преподавания в российских вузах, когда от студента требуется большая широта обобщения, как правило, на макроуровне. В связи с этим студенты, имея в своих руках данные о конкретной фирме, конкретных процессах, тут же пытаются перейти на наиболее высокий уровень обобщения - говорить обо всех фирмах, о том, что свойственно всей российской системе. Таким образом, выводы кажутся не совсем убедительными и притянутыми за уши.
Самой распространенной ошибкой, па наш взгляд, является подмена этнографичности аналитичностью. Включая в свой отчет высокий уровень обобщения, социолог оставляет за кадром ту самую этнографичность, или непосредственное описание тех процессов, которые он наблюдал. Материалы интервью, наблюдений, бесед с людьми, подтверждающие аналитические выводы, остаются за кадром. Именно поэтому отчет выглядит неубедительным, поскольку есть только взгляды самого исследователя и остаются за кадром взгляды тех, кого он/она изучал. Именно поэтому одна из наших рекомендаций состоит в том, чтобы сбаламсиронать аналитическую часть с этнографической. Т.е. организовать отчет таким образом, чтобы в нем в равной степени были представлены как мысли и выводы самого исследователя, так и голоса тех, кого исследовали.
Разделение анализа и данных интервью. Некоторые студенты пишут отчет в такой манере, что в первой части дают результаты своих обобщений, а во второй части, в приложении - все интервью, которые они взяли. В такой форме отчет выглядит незаконченным и, кроме того, если он в такой форме будет представлен заказчику, то это несомненным образом будет влиять на негативное представление заказчика об уровне исследования. Как правило, клиенту не нравится додумывать за исследователя о том, какие процессы стоят за данными. Он желает прочитать полный отчет с убедительной аргументацией. Отчет же в таком разделенном виде выглядит неоконченным и ни в коей мере не может считаться убедительным.
|
|
1/1Й
1 ДО
Скупое изложение материала. Как правило, студенты стараются минимизировать свои усилия, и, даже проведя интересное исследование, в силу недостатка времени или других причин, представляют материалы исследования очень бедно. Бывает так, что на устной презентации исследовательского кейса присутствует богатство материала, разнообразие различных гипотез и желание это все описать. Тем не менее, на стадии написания отчета все задуманные планы не реализовываются, и отчет получается в усеченном и очень скомканном виде. Особенно это характерно для студенческих кейсов, когда нет никакого заказчика. По сути же главным заказчиком в таком случае выступает преподаватель. Здесь необходимо отметить, что невозможно сразу научиться писать хорошие аналитические отчеты. Это - трудный путь. Именно поэтому студентам рекомендуется подходить серьезно уже к описанию своих первых мини-кейсов. Поскольку опыт, полученный при написании небольших кейсов, может быть полезным при написании дальнейших аналитических отчетов, нужно учиться писать, и именно на таких маленьких случаях можно и нужно оттачивать свои способности.
Глава 13
Исследователь
и изучаемая организация
Проводить исследование в качественной методологии - это значит устанавливать прежде всего личные отношения с незнакомыми людьми. Тем самым, мы устанавливаем отношения, представляясь под нашим собственным именем. Мы не можем спрятаться за собственной должностью, маркой учреждения, именем руководителя. Мы устанавливаем отношения, основанные на общественном мнении о репутации полевых исследований, на чести профессии. Именно поэтому мы должны соблюдать небольшое количество самых общих этических правил:
1. Никогда не записывать на диктофон интервью без согласия вашего собеседника.
2. Необходимо спрашивать разрешение прежде, чем производить фотосъемку.
3. Предоставлять в распоряжение вашего собеседника фотографии, кассеты, транскрипции, которые его касаются, но тем не менее никогда их ему не навязывая.
4. Никогда не разглашать высказывания опрашиваемых в кругу их знакомых.
5. Соблюдать, по мере возможности, нормы и правила той среды, где вы проводите исследование, и среды, где вы проводите анализ (университетская, академическая среда). Ваши научные тексты и отчеты не должны ходить но рукам в той среде, где вы проводите исследование. Скорее всего предоставьте текст, который резюмирует ваши основные заключения в отношении тех, кого вы опрашиваете.
6. Если вы публикуете статью, книгу, сделайте анонимными не только тех, кого вы опрашиваете (изменяйте имена и фамилии), но и по мере необходимости места проживания и названия коллективов. Должен соблюдаться следующий принцип анонимности: читатель, который заранее не знает ни места, ни человека, не должен их вычислять с помощью вашего текста. Не стройте иллюзий: те, о ком вы говорите, сами себя всегда узнают, какими бы ни были их псевдонимы. Тем самым вы можете гарантировать вашим исследуемым людям соблюдение этих деонтологических правил. Не жалейте времени на то, чтобы их им объяснить (особенности правила 4 и 6).
Качественное исследование, в случае его проведения студентами, может иметь статус университетского научного проекта, что говорит о его независимости: они могут действовать только от своего имени, их никто ни на что не уполномочивал. В случае же, если исследование проводится по заказу, необходимо объяснять кто будет являться конечным получателем вашего анализа. В любом случае вашим первостепенным профессиональным императивом должна быть защита ваших опрашиваемых: этот закон должен соблюдаться прежде всего.
|
|