После того как вы проведете в поле определенное время, у вас возникнут определенные приоритеты в ваших интересах: что-то вы будете считать наиболее интересным и стоящим для дальнейшего изучения, что-то вы можете оставить, а от каких-то исследовательских вопросов будет необходимо отказаться совсем. Ваши записи, таким образом, должны будут сконцентрированы вокруг тех тем, которые вы считаете наиболее важными в своем исследовании.
Необходимо отметить, что в своих записях вы можете быть достаточно гибкими, привлекать все свое воображение. В некоторых случаях вы можете делать достаточно тривиальные выводы и заключения, в других делать только наброски ваших неясных предположений. Но помните, что иногда то, что кажется совершенно неважным сегодня, может стать ведущей идеей или отправным пунктом для сбора наиболее ценного и важного материала позже.
Как только ваша тема и центральный исследовательский вопрос стал достаточно определенным, ваши записи должны быть сконцентрированы в более систематическом виде на описании выбранных вами интересов. Эти описания должны быть в достаточной степени детализированы.
|
|
Метафоры, жаргон, фразы и ведение полевого дневника
Описание места, людей и событий не требует особых литературных талантов, хотя знание языка и, прежде всего разговорного языка, вашего собеседника, его лексических и грамматических особенностей может оказаться весьма полезным.
Во время проведения бесед, интервью, неформального общения с ключевыми фигурами очень важно отслеживать какую-то новую информацию, которая по-новому проливает свет на ваше исследование. С другой стороны, важно отслеживать информацию, подтверждающую ваши предыдущие мысли, то, что осталось неизменным на определенном отрезке времени.
Необходимо отметить, что в качественном исследовании огромную роль играет анализ языка тех людей, которых вы изучаете. Поэтому особую значимость и ценность имеют фразы из ваших бесед с респондентами, определенные выражения и метафоры, а также жаргонные слова и выражения, которые употребляют ваши собеседники. На наш взгляд, исследователь должен особенно бережно к ним относиться, безусловно, заносить их в дневник, но, кроме того, проводить порой дополнительные исследования того, что стоит за тем или иным выражением. Именно то, как люди относятся к определенным менеджерам, руководителям, какие выражения используют для описания тех или иных событий, может пролить свет на предмет вашего исследования.
При проведении исследования на одном из английских заводов рабочие в интервью несколько раз называли своих супервайзоров (линейных руководителей уровня мастера) динозаврами. Казалось бы, можно было бы просто пропустить это шуточное прозвище и искать более серьезные темы для изучения. Тем не менее, дальнейшее социологическое исследование организации показало, что именно средний уровень организации обладал высокой степенью ригидности. Именно на этом уровне сконцентрировались наиболее ограниченные, негибкие сотрудники, это приводило к тому, что информационная цепочка на предприятии при передаче информации сверху донизу буксовала именно на среднем звене, когда решения высшего менеджмента доводились до низших уровней организации с искажениями.
|
|
Порой менеджеры среднего звена просто не понимали наиболее продвинутых решений высшего руководства и сознательно сдерживали темпы преобразований. Сложность же состояла в том, что этот слой, являясь наименее гибким, был наиболее многочис-
ленным в организации. Организации были необходимы преобразования на всех уровнях, в том числе и в системе супервайзоров, которая уже стала анахронизмом на момент исследования.
С дальнейшей приватизацией и переходом предприятия от государства в руки другого собственника, преобразования, осуществленные на заводе, в первую очередь были направлены на то, чтобы уменьшить такое количество ограниченных менеджеров, качественно преобразовать производственные отношения. Однако тот факт, что система супервайзеров является анахронизмом, было выявлено социологом в результате интервью на различных уровнях организации, а поводом для вынесения заключения послужило слово «динозавр» применительно к менеджеру среднего звена.
Таких случаев, когда метафоры приводили нас к важным теоретическим построениям, достаточно много и мы не будем лишний раз останавливаться на них, тем не менее, еще раз хотим сказать о том, чтобы социологи и, в особенности, начинающие должны бережно относиться к тем метафоричным словам и выражениям, которые используют респонденты.