Главная тема и аналитическая проработка проблемы

После того как вы проведете в поле определенное время, у вас воз­никнут определенные приоритеты в ваших интересах: что-то вы будете считать наиболее интересным и стоящим для дальнейшего изу­чения, что-то вы можете оставить, а от каких-то исследовательских вопросов будет необходимо отказаться совсем. Ваши записи, таким образом, должны будут сконцентрированы вокруг тех тем, которые вы считаете наиболее важными в своем исследовании.

Необходимо отметить, что в своих записях вы можете быть достаточно гибкими, привлекать все свое воображение. В некоторых случаях вы можете делать достаточно тривиальные выводы и заклю­чения, в других делать только наброски ваших неясных предположе­ний. Но помните, что иногда то, что кажется совершенно неважным сегодня, может стать ведущей идеей или отправным пунктом для сбора наиболее ценного и важного материала позже.

Как только ваша тема и центральный исследовательский воп­рос стал достаточно определенным, ваши записи должны быть сконцентрированы в более систематическом виде на описании выбранных вами интересов. Эти описания должны быть в доста­точной степени детализированы.


Метафоры, жаргон, фразы и ведение полевого дневника

Описание места, людей и событий не требует особых литера­турных талантов, хотя знание языка и, прежде всего разговорно­го языка, вашего собеседника, его лексических и грамматических особенностей может оказаться весьма полезным.

Во время проведения бесед, интервью, неформального обще­ния с ключевыми фигурами очень важно отслеживать какую-то новую информацию, которая по-новому проливает свет на ваше исследование. С другой стороны, важно отслеживать информа­цию, подтверждающую ваши предыдущие мысли, то, что осталось неизменным на определенном отрезке времени.

Необходимо отметить, что в качественном исследовании огром­ную роль играет анализ языка тех людей, которых вы изучаете. Поэтому особую значимость и ценность имеют фразы из ваших бесед с респондентами, определенные выражения и метафоры, а также жаргонные слова и выражения, которые употребляют ваши собеседники. На наш взгляд, исследователь должен особенно бережно к ним относиться, безусловно, заносить их в дневник, но, кроме того, проводить порой дополнительные исследования того, что стоит за тем или иным выражением. Именно то, как люди относятся к определенным менеджерам, руководителям, какие выражения используют для описания тех или иных событий, может пролить свет на предмет вашего исследования.

При проведении исследования на одном из английских заводов рабочие в интервью несколько раз называли своих супервайзоров (линейных руководителей уровня мастера) динозаврами. Казалось бы, можно было бы просто пропустить это шуточное прозвище и искать более серьезные темы для изучения. Тем не менее, дальнейшее соци­ологическое исследование организации показало, что именно сред­ний уровень организации обладал высокой степенью ригидности. Именно на этом уровне сконцентрировались наиболее ограниченные, негибкие сотрудники, это приводило к тому, что информационная цепочка на предприятии при передаче информации сверху донизу буксовала именно на среднем звене, когда решения высшего менедж­мента доводились до низших уровней организации с искажениями.

Порой менеджеры среднего звена просто не понимали наибо­лее продвинутых решений высшего руководства и сознательно сдерживали темпы преобразований. Сложность же состояла в том, что этот слой, являясь наименее гибким, был наиболее многочис-


ленным в организации. Организации были необходимы преобра­зования на всех уровнях, в том числе и в системе супервайзоров, которая уже стала анахронизмом на момент исследования.

С дальнейшей приватизацией и переходом предприятия от государства в руки другого собственника, преобразования, осуществ­ленные на заводе, в первую очередь были направлены на то, чтобы уменьшить такое количество ограниченных менеджеров, качествен­но преобразовать производственные отношения. Однако тот факт, что система супервайзеров является анахронизмом, было выявлено со­циологом в результате интервью на различных уровнях организации, а поводом для вынесения заключения послужило слово «динозавр» применительно к менеджеру среднего звена.

Таких случаев, когда метафоры приводили нас к важным тео­ретическим построениям, достаточно много и мы не будем лишний раз останавливаться на них, тем не менее, еще раз хотим сказать о том, чтобы социологи и, в особенности, начинающие должны бе­режно относиться к тем метафоричным словам и выражениям, которые используют респонденты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: