Текст (от лат. textus, textum — ткань), письменный или печатный, — форма существования произведения словесного искусства.
Коммуникация (от лат. communicatio — связь, сообщение) — категория, обозначающая взаимодействие системных элементов, взятых в знаковом, семиотическом аспекте. Теория коммуникации получила быстрое развитие в последние десятилетия XX века в связи с успехами кибернетики и компьютеризации. В лингвистике, психологии, этнологии выявлен широкий спектр функций и возможностей коммуникации. В литературе коммуникация — условие взаимодействия элементов, средство осуществления прямых и обратных связей системы.
Система (от греческого — целое, составленное из частей). Система — совокупность элементов, находящихся в связях и во взаимных зависимостях. Основное свойство системы состоит в том, что система больше суммы ее частей.
Построение «общей теории систем» принадлежит австрийскому биологу-теоретику Л. Берталанфи (1901—1972), применившему формальный аппарат термодинамики к биологии и разработавшему общие принципы поведения систем и их элементов.
|
|
Среди главных — принцип целостности и всеобщей зависимости, наличие системообразующих факторов, иерархии, несводимости свойств системы к сумме свойств ее элементов, относительной самостоятельности элементов, являющихся по отношению к системе подсистемами. Совокупность отношений между элементами образует структуру системы:
Понятийный словарь
Традиция Произведение |
итатель |
Автор |
Реальность
Системный подход — направление методологии, в основе которого лежит исследование систем, В научный обиход вошел в последние десятилетия XX века в связи с открытиями в термодинамике (Нобелевская премия И. Пригожина).
Структура ~ основное свойство объекта, его инвариант, абстрактное обозначение одной и той же сущности, взятое в отвлечении от конкретных модификаций-вариантов.
Метод (от греч. через лат. methodus — «следование + путь») — способ построения и обоснования системы научного знания, в данном случае о литературе и ее истории.
Смысл — фундаментальная категория бытия. В литературе возникает на пересечении плоскостей «своего» и «чужого» сознания и слова.
Диалогизм — предельно широкий принцип, утверждающий наличие смысла в общении. Диалогизм отличается от «диалога как одной из композиционных форм речи». Диалог человека с людьми, миром и Творцом описан М.М. Бахтиным как соприкосновение и контакт личностей, наделенных неповторимыми голосами. Исключительно важной является категория границы «своего» и «чужого» сознаний, где происходит «смена говорящих субъектов». Согласно М.М, Бахтину автор и герой вступают в диалогические отношения. При этом возможно «пересечение» плоскостей речи автора и речи героя. Обобщая этот частный момент, можно сказать, что смысл возникает на пересечении плоскостей. «Отношение к смыслу всегда диалогично» — таков основной тезис ученого.
|
|
Внутренняя форма — один из признаков значения слова, соединившийся с его звучанием. Наличие разных слов для обозначения одного и того же явления иллюстрирует этот феномен. А.А. Потебня определял внутреннюю форму как «образ образа», «представление».
«Внутренняя форма» является глубинной моделью возникновения смысла слова. Следуя традиции В. фон Гумбольдта и А.А. Потебни, Г.Г. Шпет рассматривает «внутреннюю форму» в качестве важнейшего элемента структуры слова. Воспринятый как динамическая структура, смысл слова оказывается подвижным. Актуальное значение слова предстает тем самым лишь как одна из граней его смысла. В ходе литературной коммуникации возникает «третий род истины», когда
Понятийный словарь
знак (слово, жест, их сочетание) перестают быть только «понятием» или только «представлением», оказываясь «между представлением и понятием» (Г. Шпет).
Рецепция — пересечение воздействия и восприятия, «воссоздания» и «пересоздания», приводящее к порождению смысла.
Художественный мир — это взаимоотношение процессов генезиса (Автор М —► Произведение) и функционирования (Произведение -Щ —► Читатель) в системе «литература». Художественный мир может быть представлен в виде символической статико-динамической модели произведения или творчества.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ
1. Литература как вид словесного творчества.
2. Литература как система.
3. История изучения литературы как системы.
4. Специфика литературной коммуникации.
5. Категория автора в литературе.
6. Теория автора в литературоведении XX века (М.М. Бахтин,
Б.О. Корман, Р. Барт).
7. Проблема традиции в исторической поэтике А.Н. Веселовс-
кого.
8. Категория внутренней формы в трудах В. фон Гумбольдта и
А.А. Потебни.
9. Проблема диалогизма в трудах М.М. Бахтина.
10. Факт жизни и факт литературы: полемика социологической
и формальной школ.
11. Ю.М. Лотман о структуре художественного текста.
12. Художественный перевод как проблема компаративистики.
13. Рецепция Шекспира (Гете, Байрона, Гофмана и др.) в рус
ской литературе XIX—XX веков.
14. Образ России в английской (французской, немецкой и др.)
литературе XIX—XX веков.
15. Положения общей теории систем И. Пригожина примени
тельно к системе «литература».
16. Герменевтический круг в трудах Х.-Г. Гадамера.
17. Автор биографический и автор художественный в «Капитан
ской дочке» А.С. Пушкина.
Темы рефератов и докладов
18. Основные параметры художественного мира писателя (худо
жественного произведения).
19. В. Набоков — читатель и переводчик романа А.С. Пушкина
«Евгений Онегин».
20. Поэзия Б. Пастернака (О. Мандельштама, И. Бродского и др.)
как интертекст.
21. Роман-пастиш как вариант интертекста (Б. Акунин, Дж. Барнс,
П. Зюскинд, М. Павич, У. Эко и др.).
22. Концепты художественного мира Ф. Кафки.
23. Системный подход к анализу художественного произведения
в школе (на примере поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»).
24. Принцип историзма в вузовской лекции по литературе.
25. Охарактеризуйте основные литературоведческие методы и
подходы, восходящие к «Исторической поэтике» А.Н. Весе-
ловского.
список
РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Академические школы в русском литературоведении. — М., 1975.
Алексеев М.П. Сравнительное литературоведение / Отв. ред. академик Г.В. Степанов. — Л., 1983.
Алексеев М.П. Русская культура и романский мир. — Л., 1985. Андреев Л.Т. Сюрреализм. — М., 1972.
Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. — М., 1975.
|
|
Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. Антология / Под. общ. ред. д.ф.н., проф. В.П. Нерознака. — М., 1997.
Балашова Т.В. Французская поэзия XX в. — М., 1982.
Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Сост. Г.К. Косиков. — М, 1989.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — 2-е изд. / Сост. С.Г. Бочаров. — М., 1986.
Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. — М., 1986.
Белый Андрей. Мастерство Гоголя / Предисл. Н. Жукова. — М., 1996.
Богин Г.И. Филологическая герменевтика. — Калинин, 1982.
Бройтман СП. Историческая поэтика: Учебное пособие. — М., 2001.
Верли М. Общее литературоведение. — М., 1967.
Веселовский А.Н. Избранные статьи. — Л., 1939.
Веселовский А.Н. Историческая поэтика. — Л., 1940.
Вежбицкая Анна. Язык. Культура. Познание / Сост. М. А. Кронгауз. — М., 1997.
Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. — М., 1961.
Волошинов В.И. Философия и социология гуманитарных наук / Сост. Д.А. Юнов. - СПб., 1995.
Волошинов В.Н. Фрейдизм. — М.; Л. 1927.
Восток — Запад. Переводы. Публикации. — М., 1989.
Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1987.
Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. — М., 1988.
Гаспаров М.Л. Избранные статьи. — М., 1995.
Список рекомендуемой литературы
Мукаржовский Ян. Структуральная поэтика. — М., 1996. Неретина С.С. Тропы и концепты. — М., 1999.
Науман М. Литературное произведение и история литературы: Пер. с нем. — М., 1984.
Неупокоева И.Г. История всемирной литературы: Проблемы системного и сравнительного анализа. — М., 1976.
Нефедов Н. Т. История зарубежной критики и литературоведения. — М., 1988.
Осъмаков Н.В. Психологическое направление в русском литературоведении. Д.Н. Овсянико-Куликовский. — М., 1981.
Панченко A.M. Русская история и культура. — СПб., 1999. Пелипенко А.А. Яковенко И.Г. Культура как система. — М., 1998.
Писарев Д.И. Литературная критика в трех томах. Т. 1 / Сост. Ю.С. Сорокина. — Л., 1981.
Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. — Воронеж, 1999.
Попович А. Проблемы художественного перевода. — М., 1980. Потебня А.А.. Слово и миф / Отв. ред. А.К. Байбурин. — М., 1989.
|
|
Пресняков О. П. А.А. Потебня и русское литературоведение конца XIX — начала XX века. — Саратов, 1978.
Пригожин П., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. — М., 1994.
Пригожин И. Конец определенности. Время. Хаос и новые законы природы. — Ижевск, 1999.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. — М., 1986.
Проблемы межкультурной коммуникации: Материалы международного семинара 28—29 сентября 2000 года. В двух частях / Под ред. Н.В. Мак-шанцевой. — Н. Новгород, НГЛУ, 2000.
Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения: Курс лекций / Текст к печати подготовила д-р филол. наук, проф. М.И. Воропанова. — М., 1996.
Пуришев Б. Очерки немецкой литературы XV—XVII вв. — М., 1955.
Розай П. Очерки поэзии будущего. Лекция по поэтике: Пер. с немецкого А.И. Жеребина. — Н. Новгород, 2000.
Русская словесность: Антология / Под общей ред. д.ф.н., проф. В.П. Не-рознака. — М., 1997.
«Свое» и «Чужое» в европейской культурной традиции: литература, язык, музыка / Под ред. З.И. Кирнозе, В.Г. Зусмана, Л.Г. Пеер, Т.Б. Сидневой, А.А. Фролова. — Н. Новгород, 2000.
Сент-Бёв III. О. Литературные портреты. Критические очерки / вступ. статья, коммент. М. Трескунова. — М., 1970.
Список рекомендуемой литературы 199
Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. — М., 1996.
Сравнительное изучение литератур: Сборник статей к 80-летию академика М.П. Алексеева. — Л., 1976.
Степанов Ю. С. Язык и метод. К современной философии языка. — М., 1998.
Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. — М., 1997.
Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. — М., 2000.
Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика / Вступ. статья Н.Д. Та-марченко; Коммент. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. — М., 1996.
Томашевский Б. В. Поэтика (Краткий курс). — М., 1996. Томашевский Б. Пушкин: В 2 т. — М., 1990.
Топер П.М. Перевод в системе сравнительного литературоведения. — М., 2000.
Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. — М., 1995.
Турчин B.C. По лабиринтам авангарда. — М., 1993.
Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Издание подготовили Е.А. Тоддес, А.П. Чудаков, М.О. Чудакова. — М., 1977.
Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы / Вступ. статья А.А. Аникста. — М., 1978.
Фреге Г. Смысл и денотат // Семиотика и информатика. Вып. 35. М., 1997.
Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции / Под ред. М.Г. Ярошенко. — М., 1989.
Хованская З.И. Анализ литературного произведения в современной французской филологии. — М., 1980.
Хрестоматия по теории литературы. — М., 1982.
Швейбельман Н.Ф. Опыт интерпретации сюрреалистического текста. — Тюмень, 1996.
Шкловский Виктор. Гамбургский счет / Предисл. А.П. Чудакова. — М.,1990.
Шкловский В.Б. Сентиментальное путешествие / Предисл. Бенедикта Сарнова. — М., 1990.
Шпет Г.Г. Сочинения. — М.,1989.
Эткинд Е.Т. Материя стиха. Репринтное издание. — СПб., 1998.
Эткинд Е.Т. «Внутренний человек» и внешняя речь: Очерки психопоэтики русской литературы XVIII—XIX вв. — М., 1998.
Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. — М., 1978.
200 Список рекомендуемой литературы
Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. — М., 1977. Юнг К. Г. Архетип и символ. — М., 1991.
Якобсон Роман. Избранные работы / Сост. д.ф.н. В.А. Звегинцева; Предисл. д.ф.н. Вяч. Вс. Иванова. — М., 1985.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................................................................... 3
Тема 1. Художественная литература..................................................................... 7
Тема 2. Система «литература»............................................................................. 13
Тема 3. Литературная коммуникация.................................................................. 23
Тема 4. Системный подход к изучению литературы..........................................29
Тема 5. Комплексное изучение литературы........................................................ 38
Тема 6. Биографический метод............................................................................ 48
Тема 7. Культурно-исторический метод............................................................. 57
Тема 8. Сравнительно-исторический метод........................................................ 68
Тема 9. Компаративистика.................................................................................... 76
Тема 10. Социологический метод........................................................................ 98
Тема 11. Психологические подходы.................................................................. 116
Тема 12. Метод литературной герменевтики.................................................... 132
Тема 13. Формальный метод.............................................................................. 150
Тема 14. Структурный метод............................................................................. 165
Тема 15. Художественный мир..................................................................... 178
Понятийный словарь............................................................................................... 190
Темы рефератов и докладов.......................... "......................................................... 193
Список рекомендуемой литературы....................................................................... 195