Экономические | Юридические | Организационные |
Принцип нейтральности (равного налогового бремени) | ||
Принцип хозяйственной независимости | Принцип установления налогов законами | Принцип единства налоговой системы |
Принцип справедливости | Принцип приоритета налогового закона над неналоговым | Принцип подвижности налогообложения |
Принцип соразмерности | Принцип отрицания обратной силы налогового закона | Принцип стабильности налоговой системы |
Принцип учета интересов | Принцип наличия в законе существенных элементов налога | Принцип множественности налогов |
Принцип экономичности | Принцип сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений | Принцип исчерпывающего перечня налогов |
Рассмотрим подробнее юридические и организационные принципы.
Юридические принципы налогообложения — это общие и специальные принципы налогового права.
Принцип равного налогового бремени (нейтральности) предусматривает всеобщность уплаты налогов и равенство плательщиков перед налоговым законом. При этом не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от каких-либо дискриминационных оснований. Налоги и сборы не могут различно применяться исходя из политических, геологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости (ст. 3 НК РФ).
|
|
Принцип установления налогов законами закреплен в Конституции РФ. Среди положений ст. 3 НК РФ сказано, что каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги. Это означает, что устанавливать налоги должны представительные органы, принимая в обязательном порядке соответствующие законы. Федеральные налоги и сборы в соответствии с настоящей статьей устанавливаются, изменяются и отменяются только Налоговым кодексом РФ.
Принцип отрицания обратной силы налоговых законов — общеотраслевой принцип, согласно которому вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.
Принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами является специальным. Он означает, что если в неналоговых законах есть нормы, так или иначе касающиеся налоговой сферы, то применять их можно только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства. В случае коллизии норм применяются положения именно налогового законодательства.
|
|
Принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе предполагает, что отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя образом. Совокупность правил в отношении установления обязательных элементов налога рассматривается в ст. 17 НК РФ.
Принцип сочетания интересов государства и обязанных субъектов присущ любой системе налогового законодательства и предполагает неравенство сторон (государство, субъекты Федерации, органы местного самоуправления, налогоплательщик) в правовом регулировании налоговых отношений и при применении налогового закона. Это неравенство проявляется в неравноправном положений плательщика налогов при взыскании недоимок и штрафов и при возврате переплаченных налогов.
Организационные принципы — это положения, в соответствии с которыми осуществляется построение, развитие и управление налоговой системой. Налоговая система России руководствуется следующими организационными принципами.
Принцип единства налоговой системы. Данный принцип закреплен в ст. 75 Конституции РФ, Основные начала российского законодательства о налогах и сборах не допускают установления налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или денежных средств (ст. 3 НК РФ). Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается также введение региональных налогов, позволяющих наполнять бюджеты одних территорий за счет других.
Принцип подвижности (эластичности). Суть данного принципа в том, что налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуждами государства. Например, размер экспортных таможенных пошлин может меняться в зависимости от колебания мировых цен на нефть или газ. В ряде случаев эластичность налогообложения используется в качестве контрмеры государства против уклонения от уплаты налогов.
Принцип стабильности. Главная цель налоговой реформы — это стабильное и более понятное, чем сегодня, налоговое законодательство. Налоговая система должна функционировать в течение многих лет до новой стадии реформирования. Реализация данного принципа обусловлена интересами всех субъектов налоговых отношений, поскольку устраняет существующие в законодательстве препятствия развитию бизнеса.
Принцип множественности налогов. Любая налоговая система эффективна только в том случае, если она предусматривает множественность налогов. Во-первых, это обусловлено необходимостью перераспределения налогового бремени по плательщикам. Во-вторых, множественность налогов поддерживает принцип эластичности налоговой системы и, в-третьих, позволяет реализовать взаимную дополняемость налогов, поскольку минимизация одного налога обязательно вызовет рост другого.
Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов. Согласно действующему законодательству федеральные налоги (сборы) устанавливаются, изменяются и отменяются Налоговым кодексом РФ, а налоги субъектов Федерации и местные налоги — соответственно законами субъектов Федерации о налогах и сборах и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления (п. 5 ст. 3 НК РФ). Запрещается также установление региональных и местных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Таким образом, налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный и безвозвратный платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в форме принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.