Составим транспортную таблицу:
Таблица 1
Проверим сбалансированность модели: = 260+60+130=450, = 90+190+40+130 = 450. Имеем, что , то есть балансовое равенство выполняется.
Отыскание начального решения методом минимального элемента (табл. 2).
Выбираем клетку с наименьшей стоимостью перевозки (), объем поставки продукции в этой клетке равен . Тогда запас в первой строке: тонн, а первый столбец транспортной таблицы выводим из рассмотрения. Далее , при этом потребность первого потребителя полностью удовлетворяется (т.е. четвертый столбец транспортной таблицы выходит из рассмотрения), а запас в первой строке еще уменьшается: . Далее , , Получено допустимое начальное решение (опорный план) (см. таблицу 2), удовлетворены нужды всех потребителей и использованы все запасы складов.
Таблица 2
Проверим этот план на оптимальность. Для этого по занятым объемами перевозок клеткам составим систему уравнений вида
|
|
где – стоимость перевозки одной единицы груза из пункта в пункт , | (1) |
, – потенциалы. |
По формуле (1) имеем:
Неизвестные потенциалы находим из этой системы уравнений, полагая . Тогда из первого уравнения , из второго , из третьего . Далее из четвертого , затем из пятого уравнения , и, наконец, из последнего .
Перепишем матрицу перевозок, добавив справа столбец с потенциалами , а внизу строку с потенциалами (табл.3).
Таблица 3
0 | |||||
8 + | 7 - | -7 | |||
13 - | 9 + | -2 | |||
3 | 15 | 14 | 6 |
Посчитаем оценки свободных клеток по формуле:
(2):
План не оптимальный, так как есть положительная оценка – это оценка . Поэтому ставим в клетке (3, 3) знак «+» и строим цикл (табл. 3).
Вершинам цикла поочередно присваиваем знаки «-» и «+». Из объемов груза, стоящих в минусовых клетках выбираем наименьший .
Строим новый опорный план. В таблице 4 прибавляют 40 к объемам груза в «плюсовых» клетках и вычитают 40 из объемов «минусовых» клеток.
Таблица 4
0 | |||||
-7 | |||||
-2 | |||||
3 | 15 | 11 | 6 |
По формуле (1) имеем систему для нахождения потенциалов:
Найденные из системы потенциалы, записываем в таблицу 4.
|
|
Посчитаем оценки свободных клеток:
Все оценки свободных клеток не положительны, то есть полученный план перевозок является оптимальным:
Стоимость перевозки усл. ед.