Ценности в науке

В свое время известный шведский исследователь Г.Мюрдаль сформулировал тезис о том, что наше мышление может быть более рациональным, чем мы думаем, но только путем выявления оценок, а не с помощью уклонения от них. В науках об обществе, полагал он, допустимы явные оценки, и ученый вправе делать такие оценки, но он должен ясно отделить их от фактических утверждений. В естественных науках ценностей и оценок нет. А социальная реальность вся пронизана идеологией, и поэтому ее познание невозможно без вынесения суждений оценочного характера. Несмотря на утопичность постулата Г.Мюрдаля, на неопозитивистскую идею о том, что включение ценностных элементов в науку является явным отступлением от идеала чистой науки, ценности входят в современную теорию знания двумя путями: эксплицитно и имплицитно.

Многие выражения имплицитно включают оценочные и нормативные элементы: таковы идеалы и нормы науки, методологические и иные рекомендации, советы, предостережения, просьбы, обещания. Еще одна форма неявного вхождения оценок – конвенции, которые являются предписаниями. В большинстве своем конвенции функционируют неявно, а чистые конвенции являются исключением. К примеру, утверждение, что жидкость есть такое состояние вещества, при котором давление передается во все стороны равномерно в течение какого-то периода, было фактической истиной. Универсальная приложимость его ко всем, в том числе к не изученным еще жидкостям, опиралась на конвенцию. Затем оно превратилось в одно из следствий более глубоких представлений о жидкости и перестало нуждаться в поддержке со стороны.

Форма явных, эксплицитных оценок, такова: хорошо то-то и то-то, должно быть так, что то-то и то-то.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: