Общие дидактические принципы отбора и построения содержания преподаваемых психологических дисциплин

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

По дисциплине «Методика преподавания психологии»

Основные тенденции образования в современных условиях.

См.слайды «предмет, цели и задачи учебной дисциплины»

Причины и проявления кризиса системы образования в мире и в нашей стране.

Назначение и задачи курса «Методика преподавания психологии».

См.слайды «предмет, цели и задачи учебной дисциплины»

4. Роль и место психологии в совершенствовании системы обучения и воспита­ния.

Специфика содержания психологии как гуманитарной дисциплины.

См.слайды «предмет, цели и задачи учебной дисциплины»

Характеристика психологии как учебного предмета.

См.слайды «предмет, цели и задачи учебной дисциплины»

Общие дидактические принципы отбора и построения содержания преподаваемых психологических дисциплин.

Проблемность как принцип обучения - это дидактический принцип, который только начинает утверждаться в практиче­ской методике обучения (в теории педагогики его еще нет). Суть его такова: при организации процесса обучения содержание учебного материала не преподносится обучаемым в готовом для запоминания виде, а дается в составе проблемной задачи как не­известное искомое.

8. Понятие учебный план и его предназначение.

На основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования университет, академия или институт самостоятельно раз­рабатывает учебные планы по основным образовательным программам. Учебный план включает в себя:.

1) перечень учебных дисциплин, изучаемых по данной программе;

2) распределение по семестрам и последовательность их изучения;

3) трудоемкость их изучения;

4) формы учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия, самостоя­тельная работа);

5) виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен, зачет, реферат, курсо­вая или дипломная работа).

Перечень учебных дисциплин. Психология как предметная область в разной степени представлена в разных учебных планах. В учебных планах обучения по специальности «Психология» психологические дисциплины составляют около 2/3, из всего перечня изучаемых предметов. По другим специальностям количество психологических курсов обычно значительно меньше и зависит от профессиональной направленности программы. В зависимости от значимости

психологии как учебного предмета все программы высшего образования мож­но разделить на три типа:

•*- основные образовательные программы высшего профессионального обра­зования по специальности «Психология» (базовое психологическое образо­вание): психологические дисциплины составляют около 2/3 от всего количе­ства изучаемых дисциплин;

-*- основные образовательные программы высшего профессионального, а так­же среднего специального образования специалистов по работе с людьми (учителя, воспитатели и другие работники школьных, дошкольных и вне­школьных учреждений, врачи, младший и средний медицинский персонал, юристы, менеджеры, социальные работники, и т. п.): преподается несколько психологических дисциплин;

-*- основные образовательные программы высшего профессионального обра­зования специалистов естественнонаучного и технического профиля: психо­логия преподается как самостоятельная учебная дисциплина или же в рам­ках курса «Психология и педагогика».

2. В учебном плане также определяется, в каком семестре (или семестрах) изу­чается определенная учебная дисциплина. Эта информация поможет препода­вателю психологии правильно построить свой курс с опорой на межпредмет­ные связи (как с другими психологическими курсами, так и с учебными дисцип­линами других предметных областей), на понимание особенностей студентов, находящихся на данной ступени обучения.

3. Трудоемкость образовательных программ, а также изучения каждой учебной дисциплины обычно измеряется в российской высшей школе в академиче­ских часах. Исходя из учебного плана преподавателю психологии необходимо знать, какое количество часов учебного времени отведено на изучение его дис­циплины. В последнее время в России для оценки трудоемкости конкретных образовательных программ и значимости каждой учебной дисциплины начи­нает применяться также система кредитных (или зачетных) единиц (Методи­ка расчета трудоемкости..., 2003), которая используется в большинстве стран мира. Планируется внедрение этой системы в отечественное высшее образова­ние (Рекомендации совещания..., 2002).

4. Учебный план определяет также формы учебных занятий по учебной дисцип­лине: лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа, ви­ды курсовых работ и практик. При планировании своего учебного курса пре­подаватель психологии должен опираться на этот учебный план, определяя целесообразность изучения отдельных тем в рамках лекций, семинарских и практических занятий или в виде различных форм самостоятельной работы.

В учебном плане определяются виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен или зачет, реферат, курсовая, дипломная работы). В этой связи пре­подавателю психологии необходимо знать, какая форма промежуточной атте­стации (в текущем семестре) предусмотрена учебным планом и в какой мере знания по его дисциплине входят в содержание итоговой государственной ат­тестации, проводимой по завершении всей образовательной программы. На основе учебного плана и государственного образовательного стандарта пре­подаватель составляет учебную программу и тематический план изучения дис­циплины. Учебная программа обычно содержит:

1) наименование учебной дисциплины, категорию студентов, для которой она предназначена, информацию о том, кем и когда подготовлена;

2) пояснительную записку, в которой описываются значимость дисциплины в рам­ках образовательной программы, предмета, требования к знаниям и умениям студентов, формы и методы контроля и оценки знаний;

3) краткое описание содержания изучаемых тем;

4) список литературы, на которую опирается преподаватель при раскрытии со­держания курса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: