Тема 9. Профессиональная и организационная адаптация персонала

Адаптация персонала – взаимное приспособление работника и организации, основывающиеся на постепенном вхождении работника в новые профессиональные, социальные и организационно-экономические условия труда.

Рассмотрим виды адаптации:

 
 


Рис.1.Классификация видов адаптации

Рассмотрим факторы, влияющие на адаптацию:

Рис.2. Факторы, влияющие на адаптацию

Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии (её содержании в сферах экономики, в которых она используется, условиях труда, способностях и психологических качествах, которые она требует от человека), ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника. Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности.

Организационная адаптация основана на понимании и принятии новым сотрудником своего организационного статуса, структуры организации и существующих механизмов управления. Сотрудник знакомится с особенностями организационно-экономического механизма управления фирмой, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и организационной структуре.

Рассмотрим цели адаптации персонала:

Рис.3.Цели адаптации персонала

Участники адаптивного процесса:

· Руководитель

· Наставник

· Куратор

· HR-служба

Рассмотрим как решаются организационные вопросы при приеме нового сотрудника в организацию:

Рис.4. Решение организационных вопросов при приеме нового сотрудника и его информирование:

Адаптивные инструменты:

• Welcome тренинг

• День новичка

• Книга сотрудника

• Комплект новичка

• Первый день нового сотрудника

• Представление нового сотрудника

• План знакомства

• Наставничество

• Обучение в период адаптации

Задачи подразделения (специалиста по управлению адаптацией) в области организации технологии процесса адаптации:

— Организация семинаров, курсов по различным вопросам адаптации;

— Проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;

— Интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, вновь вступающих в должность;

— Специальные курсы подготовки наставников;

— Использование метода постепенного усложнения выполняемых новичком заданий;

— Выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;

— Подготовка замены при ротации кадров; проведение в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников.

Оценка состояния работы по адаптации:

— В течение всего адаптационного периода руководитель должен неформально обсуждать с сотрудником его взаимоотношения с коллективом подразделения, его степень адаптации, контролировать выполнение индивидуального плана.

— Периодически (не менее двух раз в первый месяц и одного раза в последующие) контроль процесса адаптации должен осуществлять специалист по кадрам.

— В случае увольнения сотрудника во время адаптационного периода, руководитель обязан направить его в течение двух недель в службу по персоналу для собеседования.

— Служба управления персоналом для выяснения истинных причин увольнения собирает и анализирует соответствующую информацию. Одновременно оценивается эффективность подбора персонала.

Программа адаптации:

Общая программа адаптации Специализированная программа адаптации
Общие представление об организации Оплата труда в организации Функции подразделения Обязанности и ответственность
Дополнительные льготы Охрана труда и техника безопасности Отношения работника с профсоюзом Правила предписания Осмотр подразделения Представление сотрудникам подразделения

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: