Адаптация персонала – взаимное приспособление работника и организации, основывающиеся на постепенном вхождении работника в новые профессиональные, социальные и организационно-экономические условия труда.
Рассмотрим виды адаптации:
Рис.1.Классификация видов адаптации
Рассмотрим факторы, влияющие на адаптацию:
Рис.2. Факторы, влияющие на адаптацию
Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии (её содержании в сферах экономики, в которых она используется, условиях труда, способностях и психологических качествах, которые она требует от человека), ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника. Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности.
|
|
Организационная адаптация основана на понимании и принятии новым сотрудником своего организационного статуса, структуры организации и существующих механизмов управления. Сотрудник знакомится с особенностями организационно-экономического механизма управления фирмой, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и организационной структуре.
Рассмотрим цели адаптации персонала:
Рис.3.Цели адаптации персонала
Участники адаптивного процесса:
· Руководитель
· Наставник
· Куратор
· HR-служба
Рассмотрим как решаются организационные вопросы при приеме нового сотрудника в организацию:
Рис.4. Решение организационных вопросов при приеме нового сотрудника и его информирование:
Адаптивные инструменты:
• Welcome тренинг
• День новичка
• Книга сотрудника
• Комплект новичка
• Первый день нового сотрудника
• Представление нового сотрудника
• План знакомства
• Наставничество
• Обучение в период адаптации
Задачи подразделения (специалиста по управлению адаптацией) в области организации технологии процесса адаптации:
Организация семинаров, курсов по различным вопросам адаптации;
Проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;
Интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, вновь вступающих в должность;
Специальные курсы подготовки наставников;
Использование метода постепенного усложнения выполняемых новичком заданий;
|
|
Выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;
Подготовка замены при ротации кадров; проведение в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников.
Оценка состояния работы по адаптации:
В течение всего адаптационного периода руководитель должен неформально обсуждать с сотрудником его взаимоотношения с коллективом подразделения, его степень адаптации, контролировать выполнение индивидуального плана.
Периодически (не менее двух раз в первый месяц и одного раза в последующие) контроль процесса адаптации должен осуществлять специалист по кадрам.
В случае увольнения сотрудника во время адаптационного периода, руководитель обязан направить его в течение двух недель в службу по персоналу для собеседования.
Служба управления персоналом для выяснения истинных причин увольнения собирает и анализирует соответствующую информацию. Одновременно оценивается эффективность подбора персонала.
Программа адаптации:
Общая программа адаптации | Специализированная программа адаптации |
Общие представление об организации Оплата труда в организации | Функции подразделения Обязанности и ответственность |
Дополнительные льготы Охрана труда и техника безопасности Отношения работника с профсоюзом | Правила предписания Осмотр подразделения Представление сотрудникам подразделения |