Теоретическое и эмпирическое знание

Все виды научных результатов можно условно упорядочить на шкале «эмпирическое-теоретическое знание»:

- единичный факт;

- эмпирическое обобщение;

- модель;

- закономерность;

- закон как необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями;

- теория.

Теория (от греч. рассматриваю, исследую) в широком смысле – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение каких-либо явлений;

В более узком и специальном смысле – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности – объекта данной теории (философский энциклопедический словарь).

Итак, в методологии науки выделяют эмпирическое и теоретическое знание.

Эмпирическое и теоретическое – это философско-методологические категории, характеризующие две основополагающие формы научного познания, а также структурные компоненты и уровни научного знания.

В основе различения эмпирического и теоретического лежит выделение в научном познании эмпирических и теоретических исследований.

Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента.

Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности в ее существенных связях и закономерностях (философский энциклопедический словарь).

Научный метод.

Наука как система знаний и как результат человеческой деятельности характеризуется:

- полнотой;

- достоверностью;

- систематичностью.

Наука как человеческая деятельность, прежде всего, характеризуется методом. Этот метод рационален.

Единственно допустимым методом научного исследования является научный метод, принятый в научном сообществе.

Научный метод – это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, которые признаны научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей поведение исследователя.

Т. Кун выделяет два различных состояния науки:

1. Революционную фазу.

2. Фазу «нормальной науки».

«Нормальная наука» означает исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых достижений. С понятием «нормальная наука» тесно связано понятие «парадигма».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: