Цель: Проверка уровня развития ощущуний и восприятия у студентов и предоставление реккомендаций по их коррекции.
Ощущение - элементарный психический, процесс представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений простейших свойств окружающего мира.
В связи с органами чувств выделяют:
ü Зрительные
ü Слуховые
ü Осязательные
ü Обонятельные
ü Вкусовые
Пороги чувствительности:
Ø нижний абсолютный порог чувствительности - это минимальная величина раздражителя впервые начинающего вызывать ощущения.
Ø верхний абсолютный порог чувствительности - это величина раздражителя, при которой ощущение либо исчезает, либо качественно меняется (превращается в болевое ощущение);
Ø разностный порог чувствительности – это минимальный прирост величины раздражителя, сопровождаемый едва заметным изменением ощущения.
Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственной воздействии на органы чувств.
Виды восприятия:
1.В соответствии с тем какой из органов чувств в формировании субъект образа:
· зрительные
· осязательные
· вкусовые
· обаятельные
2. В зависимости от содержания и особенности воспринимаемой реальности, формы существования материи:
· восприятие пространства
· восприятие времени
· восприятие движения
Свойства восприятия:
· предметность – это свойство образа быть отнесенным к объекту. Объекты восприятия воспринимаются как обособленное в пространстве и Вов времени физическое тело;
· целостность – образ складывается на основе знаний об отдельных свойствах, части и целое в образе взаимосвязаны;
· структурность – означает, что человек воспринимает структуру в целом, отвлекается от отдельных ощущений;
· константность (постоянство) – постоянство свойств предметов при изменении условий освещенности, положения и т.п.;
· осмысленность (обобщенность или категориальность) – это отнесенность объекта к соответствующему классу предметов;
· апперцепция (восприятие) – зависимость восприятия от особенностей его личности, от содержания психической жизни;
· активность;
· адекватность.
ТЕСТ НА ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ
Тест на цветовосприятие проводится путем показа тестируемому картинок, состоящих из кругов различного цвета, формирующие цифры или определенные фигуры. Если имеются проблемы с цветовосприятием (цветослабость или слепота на определенные цвета), то человек не видит фигуры, видит не все или воспринимает совершенно другие знаки.
Условия проведения теста на цветовосприятие: исследование должно проводиться при нормальном самочувствии тестируемого, в освещенной комнате, на удобном для человека расстоянии. Время для распознавания не должно привышать 10 секунд. Под таблицами приведены данные, которые видит человек с нормальным цветовосприятием и с нарушенным.
Абсолютно все люди различают цифры 9 и 6. Это контрольная таблица (применяется для выявления симулянтов).
Люди с нормальным цветовосприятием (трихроматы) видят на картинке цифру 13, люди не различающие красный цвет (протанопы) или зеленый цвет (дейтеранопы) видят здесь цифру 6.
Люди с нормальным зрением и с нарушением восприятия красного цвета различают две цифры - 9 и 6 (96), люди с нарушением восприятия зеленого цвета видят только цифру 6.
Люди с нормальным цветовосприятием различают две фигуры - круг и треугольник. При нарушенном восприятии красного цвета различим только трехугольник, при нарушенном восприятии зеленого цвета - только круг (но могут различать и обе фигуры).
В норме (трихромазия) различимы две цифры (3 и 0) вверху таблицы. При нарушени восприятия красного цвета (протоанопия) человек различает цифры в верхней части таблице - 1 и 0, а в нижней 1 (в норме не видна). При нарушении восприятия зеленого цвет (дейтеранопия) - вверху различимы цифра 1, в нижней - цифра 6.
Наличие цветового зрения играет большую роль в опознании предметов и изображений, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большое количество информационных признаков.
Вот несколько упражнений для развития цветовосприятия.