Краткое содержание
Сущность восприятия. Понятие восприятия. Соотношение восприятия и ощущения. Активный, по- лимодальный характер восприятия. Интересы, установки, жизненный опыт, воля, внимание, память и мышление в перцептивных процессах.
Свойства восприятия. Предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность и избирательность перцептивной системы человека. Сущность свойств, их генетическая и социальная обусловленность.
Сведения о нейрофизиологических основах восприятия. Взаимодействие сенсорных и перцептивных (интегративных) зон головного мозга человека. Роль условных рефлексов в синтезе информации о воспринимаемом объекте. Виды нервных связей, участвующих в формировании восприятия. Рефлекс на отношение. Роль чувственных ассоциаций в перцептивных процессах.
Виды восприятия: по ведущей модальности, индивидуальным различиям и степени волевых усилий; по форме существования материи. Восприятие пространства. Явления бинокулярного параллакса, суперпозиции, линейной перспективы и градиента текстуры. Понятия конвергенции, дивергенции и аккомодации глаз. Особенности восприятия фигуры и фона, целого и частей. Перцептивная сегрегация. Узнавание объекта. Восприятие движения и времени.
|
|
Явления фи-феномена. Стробоскопический эффект. Понятие индуцированного движения.
Особенности восприятия речи. Сущность восприятия речи. Речь как слуховой раздражитель и источник смыслового содержания. Характеристики восприятия речи. Особенности восприятия человека человеком. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспект восприятия окружающей среды.
Явления в области перцепции. Нарушения восприятия. Иллюзии, их виды и психологическая основа их появления. Явление апперцепции. Галлюцинации: классификация и проявление. Агнозия. Дереализация.
Сведения об эктрасенсорном восприятии. Понятие экстрасенсорики как внечувственного восприятия. Примеры перцептивных сверхвозможностей человека и животных. Позиции ученых и отношение людей к экстрасенсорике.
2.1 Сущность
Восприятие (лат. perseptio) - это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.
В формировании восприятия принимают участие ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека.
Восприятие возникает на основе ощущений, но оно не сводится к их простой сумме (в подобных случаях говорят, что процесс не является аддитивным). Это качественно новый, более сложный психический процесс по сравнению с ощущением. Восприятие направлено на узнавание опознавательных при знаков воспринимаемого объекта и построение его копии (модели) в сознании. Результат восприятия — это целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения. Это, однако, не значит, что вместе с целостным образом объекта воспринимаются все его мелкие детали.
|
|
Существуют две модели формирования образа в процессе восприятия:
стимульная, «чисто» рефлекторная, утверждающая, что появление образа объекта вызвано только его отражением в сознании при воздействии раздражителей на сенсорные каналы;
деятелъностная, утверждающая, что образ, который человек воспринимает, является не столько результатом реакции психики на раздражители, сколько следствием непрерывного построения субъектом перцептивных гипотез, «встречных» отражаемой среде (человек, используя свой опыт, как бы предвидит основные свойства воспринимаемого объекта).
Сложность изучения восприятия как познавательного процесса состоит в том, что из всех воздействующих признаков в сознании человека отражаются лишь ведущие, а несущественные остаются за пределами восприятия. Это обусловлено не только особенностями объекта, но и тем, что именно в объекте представляет интерес для индивида, с какой целью индивид включился в процесс восприятия, каковы его предварительные установки на восприятие.
Узнавание объекта как одна из составляющих восприятия зависит от жизненного опыта человека, его знаний об этом объекте. Например, знакомое слово можно восстановить (воспринять) буквально по предъявлении одной-двух составляющих его букв, незнакомое: же потребует для этого гораздо больше букв.
Для восприятия иногда требуется концентрация внимания на объекте и определенные волевые уси
лия. Особенно это характерно для случаев, когда интерес к объекту у индивида невелик или отсутствует осознание необходимости изучения объекта. Конечно же, изучение и узнавание объекта через процесс восприятия не могут состояться без подключения памяти и мышления. Ведь при этом осуществляются сложные процессы сопоставления признаков объекта с эталонами, хранящимися в долговременной памяти человека, мысленного анализа и синтеза системы этих признаков и принятия решений.
Немаловажно, что информация для этого поступает одновременно от многих органов чувств (зрение, слух, обоняние и др.). В частности, существенный вклад в формирование образа воспринимаемого объекта вносят двигательные компоненты посредством глаз, про- говаривания звуков, ощупывания. Слуховой анализатор помогает при восприятии ориентироваться в пространственном положении источника информации.
Наконец, перцептивный процесс распространяется на высшие уровни психической деятельности, такие как речь. Ведь человек мыслит... словами. Выделяя ведущие признаки воспринимаемого объекта, он обговаривает, обозначает их словом.
Таким образом, восприятие представляет собой упорядоченную систему активных перцептивных действий, формируемую в процессе жизнедеятельности индивида.