Восприятие. Сущность восприятия. Понятие восприятия

Краткое содержание

Сущность восприятия. Понятие восприятия. Со­отношение восприятия и ощущения. Активный, по- лимодальный характер восприятия. Интересы, уста­новки, жизненный опыт, воля, внимание, память и мышление в перцептивных процессах.

Свойства восприятия. Предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность и из­бирательность перцептивной системы человека. Сущ­ность свойств, их генетическая и социальная обус­ловленность.

Сведения о нейрофизиологических основах вос­приятия. Взаимодействие сенсорных и перцептив­ных (интегративных) зон головного мозга человека. Роль условных рефлексов в синтезе информации о воспринимаемом объекте. Виды нервных связей, уча­ствующих в формировании восприятия. Рефлекс на отношение. Роль чувственных ассоциаций в перцеп­тивных процессах.

Виды восприятия: по ведущей модальности, ин­дивидуальным различиям и степени волевых уси­лий; по форме существования материи. Восприятие пространства. Явления бинокулярного параллакса, суперпозиции, линейной перспективы и градиента текстуры. Понятия конвергенции, дивергенции и ак­комодации глаз. Особенности восприятия фигуры и фона, целого и частей. Перцептивная сегрегация. Уз­навание объекта. Восприятие движения и времени.

Явления фи-феномена. Стробоскопический эффект. Понятие индуцированного движения.

Особенности восприятия речи. Сущность воспри­ятия речи. Речь как слуховой раздражитель и источ­ник смыслового содержания. Характеристики воспри­ятия речи. Особенности восприятия человека чело­веком. Когнитивный, эмоциональный и поведенчес­кий аспект восприятия окружающей среды.

Явления в области перцепции. Нарушения вос­приятия. Иллюзии, их виды и психологическая ос­нова их появления. Явление апперцепции. Галлюци­нации: классификация и проявление. Агнозия. Дере­ализация.

Сведения об эктрасенсорном восприятии. Поня­тие экстрасенсорики как внечувственного восприя­тия. Примеры перцептивных сверхвозможностей че­ловека и животных. Позиции ученых и отношение людей к экстрасенсорике.

2.1 Сущность

Восприятие (лат. perseptio) - это процесс отра­жения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосред­ственном воздействии на органы чувств.

В формировании восприятия принимают участие ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека.

Восприятие возникает на основе ощущений, но оно не сводится к их простой сумме (в подобных случаях говорят, что процесс не является аддитив­ным). Это качественно новый, более сложный психи­ческий процесс по сравнению с ощущением. Восприя­тие направлено на узнавание опознавательных при­ знаков воспринимаемого объекта и построение его копии (модели) в сознании. Результат восприятия — это целостный перцептивный образ объекта, а не от­дельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения. Это, однако, не значит, что вмес­те с целостным образом объекта воспринимаются все его мелкие детали.

Существуют две модели формирования образа в процессе восприятия:

стимульная, «чисто» рефлекторная, утверждающая, что появление образа объекта вызвано только его отра­жением в сознании при воздействии раздражителей на сенсорные каналы;

деятелъностная, утверждающая, что образ, который человек воспринимает, является не столько результа­том реакции психики на раздражители, сколько след­ствием непрерывного построения субъектом перцеп­тивных гипотез, «встречных» отражаемой среде (че­ловек, используя свой опыт, как бы предвидит основ­ные свойства воспринимаемого объекта).

Сложность изучения восприятия как познаватель­ного процесса состоит в том, что из всех воздейству­ющих признаков в сознании человека отражаются лишь ведущие, а несущественные остаются за преде­лами восприятия. Это обусловлено не только осо­бенностями объекта, но и тем, что именно в объекте представляет интерес для индивида, с какой целью индивид включился в процесс восприятия, каковы его предварительные установки на восприятие.

Узнавание объекта как одна из составляющих вос­приятия зависит от жизненного опыта человека, его знаний об этом объекте. Например, знакомое слово мож­но восстановить (воспринять) буквально по предъяв­лении одной-двух составляющих его букв, незнакомое: же потребует для этого гораздо больше букв.

Для восприятия иногда требуется концентрация внимания на объекте и определенные волевые уси­

лия. Особенно это характерно для случаев, когда ин­терес к объекту у индивида невелик или отсутствует осознание необходимости изучения объекта. Конеч­но же, изучение и узнавание объекта через процесс восприятия не могут состояться без подключения па­мяти и мышления. Ведь при этом осуществляются сложные процессы сопоставления признаков объек­та с эталонами, хранящимися в долговременной па­мяти человека, мысленного анализа и синтеза систе­мы этих признаков и принятия решений.

Немаловажно, что информация для этого поступа­ет одновременно от многих органов чувств (зрение, слух, обоняние и др.). В частности, существенный вклад в формирование образа воспринимаемого объекта вно­сят двигательные компоненты посредством глаз, про- говаривания звуков, ощупывания. Слуховой анализа­тор помогает при восприятии ориентироваться в про­странственном положении источника информации.

Наконец, перцептивный процесс распространяет­ся на высшие уровни психической деятельности, та­кие как речь. Ведь человек мыслит... словами. Выде­ляя ведущие признаки воспринимаемого объекта, он обговаривает, обозначает их словом.

Таким образом, восприятие представляет собой упорядоченную систему активных перцептивных дей­ствий, формируемую в процессе жизнедеятельности индивида.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: