Развитие внимания. Под развитием внимания подразумевается про­цесс улучшения его свойств (концентрации, устойчи­вости, объема и др.)

Под развитием внимания подразумевается про­цесс улучшения его свойств (концентрации, устойчи­вости, объема и др.). Этот процесс начинается с пер­вых месяцев жизни ребенка, когда он обладает только непроизвольным вниманием, и продолжается по мере взросления, все более обогащая его внимание произ­вольными видами на основе жизненного опыта.

Различают естественный и искусственный пути развития внимания. Естественный путь обусловлен медленными биологическими процессами развития самой психики человека. Искусственный же путь предполагает интенсификацию развития за счет раз­личных психологических приемов и технологий и

требует периодического закрепления приобретенных качеств. Наиболее существенное влияние на разви­тие внимания оказывают факторы:

речь, развиваемая под воздействием обучения;

копирование (подражание) поведения взрослых людей;

умственная деятельность.

В процессе развития внимания выделяют несколь­ко стадий (рис. 4.5). На 1-й стадии имеют место толь­ко признаки непроизвольного непосредственного внимания. Проявляется оно в форме ориентировоч­ного рефлекса, обеспечивающего ориентацию ребенка на что-то необычное для него, возникающее в данной конкретной ситуации.

На 2-й стадии весомую роль в развитии внима­ния играет невербальное поведение взрослых (мими­ка, жесты, позы), а также паралингвистические пара­метры их речи (интонация, громкость, паузы и др.). Именно эти элементы вызывают у ребенка реакцию и подсказывают" ему, куда направлять свое внимание. Развитие внимания на этой стадии связывают и с комплексом оживления, который проявляется в эмо­ционально-двигательной реакции ребенка при появ­лении рядом с ним матери или звучании ее голоса.

На 3-й стадии ребенок обнаруживает для себя такие средства привлечения внимания взрослых, как издание звуков, поворот головы в сторону взрослого и др. Подобные действия закладывают основу для развития возможности произвольной ориентации своего внимания.

На 4-й стадии процесс развития внимания полу­чает ускорение благодаря освоению речи. Здесь уже наблюдается произвольное реагирование ребенка на слова взрослых, эмоционально-подчеркнуто обращен­ных к нему. Но свою речь он преимущественно ис­пользует для привлечения внимания окружающих.

требует периодического закрепления приобретенных качеств. Наиболее существенное влияние на разви­тие внимания оказывают факторы:

речь, развиваемая под воздействием обучения;

копирование (подражание) поведения взрослых людей;

умственная деятельность.

В процессе развития внимания выделяют несколь­ко стадий (рис. 4.5). На 1-й стадии имеют место толь­ко признаки непроизвольного непосредственного внимания. Проявляется оно в форме ориентировоч­ного рефлекса, обеспечивающего ориентацию ребенка на что-то необычное для него, возникающее в данной конкретной ситуации.

На 2-й стадии весомую роль в развитии внима­ния играет невербальное поведение взрослых (мими­ка, жесты, позы), а также паралингвистические пара­метры их речи (интонация, громкость, паузы и др.). Именно эти элементы вызывают у ребенка реакцию и подсказывают" ему, куда направлять свое внимание. Развитие внимания на этой стадии связывают и с комплексом оживления, который проявляется в эмо­ционально-двигательной реакции ребенка при появ­лении рядом с ним матери или звучании ее голоса.

На 3-й стадии ребенок обнаруживает для себя такие средства привлечения внимания взрослых, как издание звуков, поворот головы в сторону взрослого и др. Подобные действия закладывают основу для развития возможности произвольной ориентации своего внимания.

На 4-й стадии процесс развития внимания полу­чает ускорение благодаря освоению речи. Здесь уже наблюдается произвольное реагирование ребенка на слова взрослых, эмоционально-подчеркнуто обращен­ных к нему. Но свою речь он преимущественно ис­пользует для привлечения внимания окружающих.

рис. 4.5. Основные стадии развития внимания

На 5-й стадии речь ребенка начинает играть роль прямого инструмента управления собственным вни­манием. Однако в этот период произвольное внима­ние, в отличие от непроизвольного, неустойчиво. При­чина обычно заключена в плохом владении собствен­ными чувствами, в повышенной эмоциональности.

На 6-й стадии все еще преобладает непроизволь­ное внимание. Наглядные, яркие, необычные предме­ты и явления окружающего мира проходят в психи­ку «вне очереди». Вместе с тем идет активное освое­ние контроля над своим поведением в связи с режи­мом посещения школы, подчинением распорядку дня. Зарождение средства регуляции своим мышлением - внутренней речи - также интенсифицирует разви­тие внимания.

7-я стадия характеризуется таким уровнем разви­тия внимания, которое позволяет сосредоточиться на каком-то занятии, связанном с исполнением профес­сионального долга, учебе. Вместе с тем особенности физиологического развития в этом возрасте негатив­но сказываются на характеристиках свойств внима­ния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: