Цель: проанализировать степень эффективности различных стилей поведения в конфликтной ситуации.
Участники группы делятся на 3 подгруппы: первая подгруппа (5-7 человек) готовится к исполнению роли начальников, вторая (5-7 человек) — машинисток, третья — наблюдатели (3-4 человека).
Участники, исполняющие роли начальников, выходят за дверь. Их задача—дать очередное задание секретарю и выразить свое недовольство качеством ее рабогы (много ошибок, опечаток, работа сдается не в срок). В аудиторию «начальники» входят по одному.
Участники, исполняющие роли секретарей, также меняются в каждой сцене. При этом каждый «секретарь» наполняет роль специфическим содержанием: усталая и болезненная; капризная и молодая дама, заигрывающая с начальником; одинокая и замкнутая; интеллигентная пожилая дама; боевая и языкастая женщина.
В обсуждении следует проанализировать, поведение какого из участников было наиболее эффективным и за счет какого стиля.
Упражнение — игра «Выигрыш»
Цель: продемонстрировать возможности различного разрешения одной и той же ситуации.
|
|
Группа делится на подгруппы по 4-5 человек. Зачитывается следующая ситуация:
На собранные студенческой группой деньги был куплен один лотерейный билет, по которому, как оказалось, выигрыш составил 1 миллион рублей. Студент из группы, у которого находился билет, попытался промолчать о выигрыше и сейчас не спешит вернуть выигрышный билет. Что делать с выигрышем и этим студентом?
На обсуждение дается ограниченное количество времени, по истечении которого подгруппы предлагают свои варианты решения.
Тема 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В КОНФЛИКТЕ
Теоретическая информация
Конфликт возникает тогда, когда есть зона разногласий — предмет спора, факт или вопрос (один или несколько), вызвавший разногласия. При этом каждый участник конфликта имеет собственное представление о ситуации. Эти представления чаще всего не совпадают. Конфликтанты реагируют no-разному и чаще всего не знают, как видит данную ситуацию оппонент. В исследованиях каузальной атрибуции продемонстрировано существование так называемой фундаментальной ошибки атрибуции, заключающейся в следующем: при объяснении поступков других людей (но не своих собственных) люди явно переоценивают роль чужих личностных качеств и недооценивают роль ситуативных обстоятельств.