Теоретическая информация
Технологией, позволяющей конструктивно разрешать различные конфликты, ввести любые переговоры в русло сотрудничества и ориентировать их на результат типа «выигрыш — выигрыш», является медиация (от англ, mediate — посредничать).
Медиация представляет собой метод разрешения конфликта путем переговоров спорящих сторон при участии третьего человека—нейтрального посредника. Этапы взаимовыгодных переговоров см. в Приложении.
Результатом работы посредника является соглашение сторон, благодаря которому клиенты уверены, что их интересы будут удовлетворены. (Действительно, такие соглашения выполняются обеими сторонами в более чем 70 % случаев, в то время как судебные решения в среднем выполняются лишь в 30 %.)
Медиация особенно эффективна в тех случаях, когда нужно восстановить отношения между людьми, взаимодействие которых должно быть сохранено в будущем. Это особенно важно при разрешении конфликтов внутри организации, когда от отношений между отдельными сотрудниками или подразделениями зависит результат деятельности организации в целом.
Исследования показали, что снижение конфликтности в коллективе, помимо улучшения психологической атмосферы, сплочения команды, повышения лояльности персонала, повышения авторитета и эффективности работы руководящего звена, непосредственно влияет на производительность труда сотрудников и повышение прибыли организации.