Введение. 1. Курс «История и методология науки», его предмет и место в системе гуманитарных знаний

1. Курс «История и методология науки», его предмет и место в системе гуманитарных знаний. Цель и задачи курса. Объект, предмет, методы, структура и формы изучения. Характеристика основных источников изучения истории и методологии науки.

Раздел 1. Наука в современном мире

Сущность науки и ее структура

1.1. Специфика научного знания и его основные признаки. Наука как часть духовной сферы жизни общества, совокупность идей, открытий, изобретений, теорий. Духовная деятельность людей. Понятийное мышление. Формы мышления (суждения, умозаключения, теории). Научное систематизированное, теоретическое мышление. Генерирование новых знаний (открытия, изобретения, новые идеи). Отличие научных публикаций и изданий от учебных, популярных, художественных. Критерии истинности. Понятие конвенциализма. Экспертиза правильности и истинности новых теорий и идей. Особые специфические методы исследования. Роль научного эксперимента.

1.2. Понятие науки. Признаки научного знания: идеальность, опора на понятия, системность, достоверность, новизна, опора на эксперимент. Отличие науки от обыденного сознания.

1.3. Структура науки. Классификация наук (Г.Гегель, Ф.Энгельс, В.И.Вернадский, Г.Кедров и др.) Вертикальные блоки наук (академическая, отраслевая, вузовская, самодеятельная). Дифференциация и интеграция наук (кибернетика, информатика, синергентика). Типология наук (естественные, технические, общественные). Достоверные и ложные знания. Научные и псевдонаучные проблемы.

Научная деятельность и научная сфера.

2.1. Наука как совокупность идей, имеющих сложную структуру. Наука как особый вид деятельности людей. Наука в системе социальных действий и ее элементы (человек и объекты исследования) Специфика основных элементов научной деятельности (субъект науки, объект науки, средства научной деятельности, результаты, социальная среда).

2.2. Научная сфера. Формирование научной сферы жизни общества. Возникновение первых университетов (Болонья, Париж, Оксфорд). Появление академий наук (Флоренцийская, Римская, Английская, Французская, Россиская). Научно-исследовательские институты. Специфика научной сферы.

2.3. Функции науки. Познавательная функция. Создание научных картин мира (парадигм): донаучной (топоцентрической), геоцентрической, гелеоцентрической, современной. Предметно-практическая функция. Социальная градация ученых и их роль в научной сфере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: