Основные этапы развития методологии гуманитарного познания. Античная историография: рождение исторического знания. Средневековая историография: христианская концепция истории.
Научная революция и историческое знание XVII века. «Философская история» эпохи Просвещения. Теории прогресса и исторических циклов.
Проблемы методологии истории в философской мысли. Философия истории у рационалистов. Интерпретации исторического процесса в философских системах первой половины XIX века. Гносеология Иммануила Канта. «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
Философия истории Гегеля. Гегель о различии природы и истории как объектов познания. История как история мысли. Проблема познаваемости человеческой мысли в действии. Развитие исторического процесса во времени; его единство и целостность. Проблема изначальной инутренней связи исторических явлений в интерпретации Гегеля.
Огюст Конт и его парадигма позитивной науки. Социологическая доктрина Конта. Социальная статика и социальная динамика как два взаимодополняющие подхода в изучении структурных связей и естественных законов развития общества. Наука об обществе как позитивная наука. «Система позитивной политики» и культ человечества как социального организма у позднего Конта. Модель социальной эволюции Герберта Спенсера. Историческая наука как «психологическая анатомия» Ипполита Тэна. Связь культурных исторических традиций и внешних природных условий во взглядах Генри Томаса Бокля.
Интерпретация исторического процесса в философских системах второй половины XIX века. Позитивизм об изучении фактов в их эмпирической данности и влияние этого подхода на методы исторического изучения. Ш. Ланглуа и Ш. Сеньобос: «Введение в изучение истории». Приоритет описательного конкретного знания. Критерии достоверности познания социальных фактов. Критика исторических источников: Б.Г. Нибур, Й.-Г. Дройзен, Т. Моммзен, Ф. де Куланж; Л. фон Ранке и его установка на восстановление реальности прошлого.
Карл Маркс о единстве исторического процесса и диалектике его развития. История как деятельность человека. Категория социально-экономической формации как структурная модель взаимодействий базисных и надстороечных факторов социальной системы. Взаимодействие экономических, политических и других факторов общественного развития.
Методологические дискуссии 90-е годы XIX в. Критика позитивизма.
Проблема специфики гуманитарного познания в философии неокантианства. «Философия жизни» Ф. Ницше и В. Дильтея. Проблема целостного смысла истории, место и понимание категории «жизнь» в их концепциях. «Введение в науки о духе» Вильгельма Дильтея. Соотношение субъекта и объекта в историческом познании. Сближение исторического познания с искусством. Метод понимания и сопереживания жизненного мира «Другого» в опыте познающего субъекта. Вильгельм Виндельбанд о соотношении истории и наук о природе. Развитие идеи о различии познавательных целей и методов исторического и естественнонаучного познания. Цель естественных наук- выявление общих законов (номотетические науки) и цель истории- познание единичных, уникальных явлений (иди-ографические науки). Науки о природе и науки о культуре в концепции Генриха Риккерта. Дальнейшее углубление антитезы наук о природе и наук о культуре. Представления о типизирующем и индивидуализирующем подходе, оценочных суждениях в науках о культуре. «Границы естественно-научного образования понятий».
Учение Б. Кроче и Р.Д. Коллингвуда («Идея истории. Автобиография»).
Значение неокантианской философии познания в преодолении позитивистского подхода к изучению фактов истории и культуры. Антитеза естественных и гуманитарных наук в сознании ученых XX в. и ее следствия.
Проблема субъекта и объекта исторического познания с позиций феноменологии. Э. Гуссерль о философии как строгой науке и методе познания явлений культуры. Связь между предметным миром и его познанием.