Источник, историк и исторический факт

Соотношение объекта и субъекта в историческом познании. Позитивистский подход к источнику как эмпирической данности факта. Неокантианский подход, акцентирующий деятельность познающего субъекта в создании нового образа реальности. Мето­дологические проблемы научности истории. Единство и взаимосвязь объекта познания, его цели, системы методов и науч­ного результата как приращения достоверного знания об объекте. Развитие методологии исторического познания. Ее место в совре­менном гуманитарном познании. Наука о человеке и ее методоло­гия. Анализ и синтез в гуманитарном познании.

Понятие исторического факта. Исторический факт как научная категория элемент теории.

Осмысление проблемы исторического факта в трудах Ш. Ланглуа и Ш. Сеньобоса, Л. Фон Ранке, В.О. Ключевского, Р.Ю. Виппера, А.Р. Лаппо-Данилевского. В Дильтей и Н.И. Кареев о социальной природе исторических фактов.

Основные категории исторических фактов: факты исторической действительности, факты исторического источника («сообщения источника») и научно-исторические факты (как элементы логической структуры исторической науки).

Место факта в общей структуре исторического исследования.

Теория и методология истории как компонент гуманитарного образования. Становление первых университетских курсов в Рос­сии и на Западе. Преимущества системного подхода к проблемам методологии исторического исследования. Различия подходов к проблеме преподавания методов исторического исследования. Опыт «Методов исторического изучения» Э. Фримена и его оцен­ка в России и на Западе. Важнейшие идеи и труды по методологии истории. «Основы историки» И.Г. Дройзена. Э. Бернгейм и его «Учебник исторического метода и философии истории». Поста­новка проблемы источников и метода исследования в социологии. Б. и С. Уэбб об источниках познания в социологии. Ш. Сеньобос об историческом методе в социологии. Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньо­бос и их концепция исторического анализа и исторического синтеза. Ш.-В. Ланглуа о преподавании методологии истории и кон­цепциях исторического образования.

К.Н. Бестужев-Рюмин о проблемах исторического метода. Фор­мирование в России конца XIX в. особого источниковедческого направления. Исследование А.С. Лаппо-Данилевского о становле­нии и развитии методологии истории в России и на Западе.

Тема 4. Структура и уровни исторического познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: