Тема: Этические основы деятельности адвоката (2 часа; дискуссия)
План:
1. Нравственные основы деятельности адвоката: содержание и особенности.
2. Цели и средства в профессиональной деятельности адвоката.
3. Основные понятия Кодекса адвокатской этики.
4. Этика адвокатской тайны.
5. Престиж профессии адвоката в обществе и его моральная оценка.
Задания для подготовки к дискуссии:
1. Продумать материал лекции по адвокатской этике.
2. Проанализировать рекомендованную лектором литературу по
теме.
3. Ответить на следующие вопросы:
— Какие нравственные нормы (в случае их исполнения) способствуют поддержанию и повышению авторитета профессии адвоката?
— Какие этические принципы служат адвокату ориентирами при выборе собственной линии поведения или поведения своего клиента?
— Каково значение профессиональной этики для профессии адвоката? (Проанализируйте этические принципы, представленные в тексте Федерального закона от 1 июля 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».)
|
|
— В чем суть основных моральных проблем в деятельности адвоката?
— Почему принцип независимости считается одним из основных в профессии адвоката?
— Каковы требования принципа конфиденциальности?
— В чем заключаются принципы добросовестности и честности профессиональной этики адвоката?
Основная литература: Профессиональная этика: учеб. пособие / под общ. ред. В. М. Артемова. М.: Проспект, 2014.
Дополнительная литература: 1)Разин А. В. Этика: учебник для вузов. М.: Академ. проект, 2012; 2) Юридическая этика: учеб. пособие для студентов / И. И. Аминов [и др.]. М.: Юнити-Дана, 2010; 3) Капто А. С. Профессиональная этика. М.; Ростов н/Д: СКАТС, 2006; 4) Мораль и догма юриста: профессиональная юридическая этика: сб. науч. ст. М.: Эксмо, 2008; 5) Традиции адвокатской этики. Избранные труды российских и французских адвокатов (Х1Х-ХХ вв.). СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004; 6) Правила адвокатской профессии в России: Опыт систематизации постановлений Советов присяжных поверенных по вопросам профессиональной этики / сост. А. В. Воробьев, А. В. Поляков, Ю. В. Тихомиров. М.: Статут, 2003.
Практическое занятие № 14 Тема: Этикет в профессиональной деятельности юриста (2 часа; коллоквиум)
План:
1. Этика и этикет: соотношение понятий.
2. Виды и особенности юридического этикета.
3. Основные правила этикета юриста.
Задания для подготовки к коллоквиуму:
1. Продумать материал лекции по теме служебного этикета.
2. Проанализировать рекомендованную лектором литературу.
3. Продумать следующие темы для обсуждения:
Определить понятия: этикет, служебный этикет.
— Назвать основные нравственные принципы служебного этикета.
|
|
— Перечислить этические требования к проведению деловых бесед, встреч, переговоров.
— Какие этические нормы необходимо соблюдать при приеме населения?
— Назвать основные требования делового этикета во взаимоотношениях с сотрудниками.
— Какими правилами служебного этикета необходимо руководствоваться при проведении деловых совещаний?
— Назвать основные этикетные правила, используемые при подготовке деловых бумаг.
— Каковы особенности делового общения в экстремальных условиях?
— В чем заключаются особенности юридического этикета?
— Как проявляются и способствуют успеху в работе чувство такта, вежливость, любезность, уважение к коллегам и клиентам (в различных формах делового общения юриста)?
Основная литература: Профессиональная этика: учеб. пособие / под общ. ред. В. М. Артемова. М.: Проспект, 2014.
Дополнительная литература: 1)Разин А. В. Этика: учебник для вузов. М.: Академ. проект, 2012; 2) Юридическая этика: учеб. пособие для студентов / И. И. Аминов [и др.]. М.: Юнити-Дана, 2010; 3) Капто А. С. Профессиональная этика. М.; Ростов н/Д: СКАТС, 2006; 4) Мораль и догма юриста: профессиональная юридическая этика: сб. науч. ст. М.: Эксмо, 2008; 5) Де Джордж Р. Т. Деловая этика: в 2 томах. СПб.; М.: Эконом. шк.: Прогресс, 2001.
3.5. Самостоятельная работа студентов
Виды самостоятельной работы
При изучении учебной дисциплины «Гражданское право» могут быть предусмотрены следующие виды самостоятельной работы студентов:
1) чтение и составление конспекта-комментария первоисточника по этике;
2) подготовка творческих работ, докладов, эссе для вынесения их на обсуждение в ходе практического занятия;
3) подготовка к обсуждению доклада, эссе коллег;
4) подготовка и участие в дискуссии;
5) подготовка к тестированию;
6) анализ этического кодекса предприятия, юридической фирмы и т. п.;
7) анализ конкретных ситуаций, в том числе профессиональных, связанных с применением нравственных норм и ценностей;
8) подготовка и участие в студенческих теоретических конференциях по нравственно-философской проблематике;
9) участие (по желанию) в работе научного студенческого кружка (философско-правового клуба) «Нравственное измерение права».
Модель (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам и темам курса
Особенности раздела I предполагают регулярную и целенаправленную работу с первоисточниками нравственно-философского содержания (см. список дополнительной литературы — № 2, 9, 21). Важно подготовиться к их подробному разбору на практических занятиях. Это нужно для того, чтобы за самобытностью различных этико-философских идей и концепций в конечном счете увидеть достаточно строгую совокупность этических знаний и нормативных альтернатив. С этой же целью следует изучать основное учебное пособие (см. список основной литературы — № 3) и другие источники.
Освоение материала раздела II потребует не только привлечения первоисточников (см. список дополнительной литературы — № 24, 28), но и осмысления различных материалов прикладного и профессионального характера с ориентацией на последующее использование их в практической деятельности. Важно подняться до современного уровня понимания таких, к примеру, проблем, как насилие и ненасилие, смертная казнь, терроризм и его последствия и т. п. При этом целесообразно прицельно выделять собственно профессиональные, юридические аспекты этих проблем.
Модель (особенности) самостоятельной работы студентов очно-заочной и заочной форм обучения
Очно-заочная форма обучения предполагает ограничение количества практических занятий: темы № 1, 2, 4, 9, 11, 12. По сокращенной программе: темы № 1, 4, 9, 13. При этом важно опираться на знание истории этических учений, содержания категорий этики и нравственных ценностей.
|
|
Студентам заочной формы обучения предстоит самостоятельно распределить свое время на подготовку к итоговым занятиям, организовать процесс освоения предмета так, чтобы чувствовать себя достаточно уверенно. Не менее важно опираться на знание истории этических учений, содержания категорий этики и нравственных ценностей. Важным подспорьем в этом плане является освоение (конспектирование и комментирование) первоисточников (см. список дополнительной литературы — № 2, 9, 21, 24, 28).
Предусмотрено проведение практических занятий по темам № 1, 3, 9. Для подготовки к ним следует предварительно проработать рекомендованную основную и дополнительную литературу, в случае необходимости приходить на еженедельные консультации преподавателей кафедры философии (к. 560, 564), а также знакомиться с информацией, размещаемой на сайте Университета.