- ознакомление студентов с предлагаемой ситуацией:
«В судебном заседании возникла ситуация этической напряженности и конфликта между участниками судебного заседания и подсудимым П-вым А.И., обвиняемым в мелком хулиганстве на остановке общественного транспорта. Этико-психологическая установка обвиняемого изначально была направлена на срыв судебного заседания, поэтому он вел себя крайне вызывающе, некорректно, оскорблял участников судебного заседания».
- распределение ролей в группе;
- подготовка студентов к аргументации различного разрешения предложенной ситуации, а также анализ этических установок действующих лиц;
- составление этико-психологических характеристик действующих лиц с использованием методик объективного анализа.
2. Игровой этап - проведение судебного заседания по рассмотрению дела подсудимого П-ва А.И.
а) В начале судебного заседания судья объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности;
б) Подсудимый П-в А.И. и его защитник обосновывают свою версию случившегося;
в) Суд заслушивает доводы стороны обвинения;
г) Подсудимому предоставляется возможность выступить с репликой. Находясь в возбужденном состоянии и плохо контролируя свои действия, он наносит оскорбления суду, в том числе и своему защитнику, на настойчивые требования судьи прекратить оскорбления и вызывающее поведение не реагирует;
д) Суд постановил подвергнуть подсудимого П-ва А.И. штрафу за неуважение к суду, дело слушанием отложить.
3. Анализ ролевой игры в группе:
- оценка ситуации судебного заседания с точки зрения этических категорий;
- рассмотрение иных возможных способов разрешения возникшей ситуации с точки зрения этики;
- анализ принятого судьей решения с точки зрения его обоснованности и мотивированности относительно конфликтности ситуации;
- использование правил нейтрализации основных этико-психологических барьеров в судебном заседании;
- применение приемов установления контакта в ходе судебного заседания с различными категориями граждан;
- применение психотехники активного воздействия на подозреваемого;
- использование этико-психологических способов речевого воздействия на подозреваемого в судебном заседании.
- активизация культуры речевого воздействия как противодействия «речевому хамству».
- использование техники аргументации и контраргументации в ходе профессионального общения с подозреваемым;
- активизация этических аспектов передачи информации;
- использование этико-психологических приемов воздействия на подозреваемого.
Перечень вопросов, обсуждаемых в ходе ролевой игры для закрепления пройденного материала:
1. Определите пределы этического в судебной деятельности.
2. Определите сущность морального выбора в деятельности судьи.
3. Раскройте нравственные аспекты взаимоотношений судьи с коллегами, представителями органов уголовного преследования.
4. Взаимоотношения судей и адвокатов.
5. Взаимоотношения с подсудимым, потерпевшим истцом и ответчиком.
6. Взаимоотношения со свидетелями, специалистами, вспомогательным персоналом, экспертами, публикой.
7. Раскройте содержание положений Кодекса судейской этики, касающихся отношений между судьей и различными участниками судебного процесса.
5. Каково значение этического знания для современного юриста?
Задание для дальнейшего самостоятельного изучения проблемы:
1. Изучить соответствующие вопросам ролевой игры главы учебника: Гусейнов А.А. Этика / Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. - М., 2008. – 472 с.
2. Изучить Кодекс судейской этики.
3. Изучить лекционный материал.
4. Проанализировать Интернет-ресурсы (Яндекс, Rambler. Google) c целью углубления своих знаний по проблеме этики профессиональных отношений, приемов и способов их установления с различными категориями граждан.