Веер направлений изучения движущих сил развития в отечественной и зарубежной психологии чрезвычайно широк. При всем их многообразии, как справедливо отмечает Л. И. Анцыферова (1974), большинство научных поисков в психологии основано на двух методологических предпосылках: на принципе стремления к равновесию и принципе стремления к напряжению. Взаимодополняя друг друга, эти подходы дают широкие возможности для более полного представления о развитии личности.
Общей стратегией в поиске механизмов и движущих сил развития личности можно назвать выделение принципа саморазвития личности, основанного на диалектическом подходе. Данная научная традиция восходит к Аристотелю, Т. Гоббсу, Г. Гегелю, К. Марксу. Как писал Г. Гегель, «противоречие есть корень всякого движения и жизнедеятельности; лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью». Для этой стратегии характерно выделение положения об источнике саморазвития личности в самом процессе развития и о противоречиях как движущей силе развития.
|
|
Категория внутреннего противоречия и ее анализ получили достаточно широкое отражение в психологической литературе. В этих работах неоднократно отмечалось, что «движение» личности обеспечивается разрешением не только социально обусловленных, но и «локализованных» в ее внутреннем мире противоречий. Причем основой развития личности всегда будут внутренние противоречия, а внешние условия могут стать лишь причиной изменений.
Разработка проблемы внутренних противоречий тесно связана с исследованиями внутренних конфликтов и кризисов личности в отечественной и зарубежной психологии.
Обозначая границы между понятиями внутриличностных противоречий и конфликтов, психологи, как правило, конфликт относят к стадии обострения противоречий. Между тем остается существенное разногласие по поводу признания внутреннего конфликта как закономерного явления при здоровом функционировании личности.
Несмотря на обозначение одним термином, конфликты при нормальном и аномальном развитии личности описываются как разные по сути, но похожие по внешним признакам явления. По глубокому убеждению Б. В. Зейгарник и Б. С. Братуся, внутренние конфликты в жизни здоровой личности и конфликты невротика могут быть похожи своими проявлениями, но происхождение их различно.
Анализ теоретических подходов позволил определить внутриличностное противоречие как субъективно переживаемое рассогласование тех или иных тенденций (оценок, притязаний, установок, интересов и т. п.) в самосознании личности, которые взаимодействуют и изменяют друг друга в процессе развития. Влияя на развитие, внутреннее противоречие само движется, развивается. Одним из этапов этого развития является конфликт. Невротические реакции, сопровождающие внутренний конфликт здорового человека, в отличие от невроза как устойчивой характеристики личности, проявятся только ситуативно.
|
|
Дальнейший ход становления личности будет зависеть от ее способности к преодолению конфликтной стадии. Естественно, что в рамках нашего исследования мы ставим задачу изучения не только наличия или отсутствия данных явлений как признаков нормального функционирования личности, но и тех личностных особенностей, которые будут способствовать конструктивному разрешению сложившейся критической ситуации.
Логика развития внутриличностных противоречий рассматривалась неоднократно. Психологический анализ отечественных и зарубежных исследований позволил нам представить динамику внутренних противоречий следующим образом (рис. 4.4).
На рис. 4.4 можно видеть, что внутренний конфликт творческой личности и невротика порождается стремлением к совершенству. В обоих случаях есть выбор настолько высокого образца, что по сравнению с ним имеющиеся достижения кажутся незначительными. Но в первом случае конфликт разрешается в деятельности (учеба, самовоспитание). Этот конфликт разворачивается на основе сильного Я, которое может ставить себе новые задачи. При слабом Я невротическая рефлексия остается на уровне пассивного самосозерцания, вырождается, по словам Г. Гегеля, в «самодовольное нянчанье индивидуума со своими ему одному дорогими особенностями»
Во втором случае внутренний конфликт не может служить стартовой площадкой для его преодоления, становясь средством самооправдания, отказа от деятельности.
Что же следует считать адекватным разрешением конфликтной ситуации?
Завершающий этап развития внутриличностных противоречий — рождение новых отношений к миру, новых требований к себе и другим, новых повседневных действий и привычек. Конструктивное разрешение «означает новый этап развития личности, который в нормальном, поступательном движении этого развития поднимает человека еще на одну ступень, приближая к идеалу полного раскрытия человеческой сущности...».
В результате реакции преодоления самого острого уровня противоречия (конфликта) личность перейдет на качественно новый способ жизнедеятельности: то, что служило поводом и причиной для переживания, может перевоплотиться во внутренний опыт, который будет регулировать последующую программу развития этой личности. Каков бы ни был исход противоречивого столкновения элементов самосознания, в любом случае выбранные «способы разрешения выражают качество развития личности».