Автокорреляция — 65, 66, 223
Агогика, агогические оттенки — 8, 23, 139, 222, 244, 332
Адекватность восприятия — 24, 43, 44, 50, 52, 103, 175, 197
Аккорды, созвучия — 63, 137, 245
Аксиологическая установка — 56
Акустика музыкальная — 22
Акустика помещений — 94, 95, 112, 122, 125, 126, 129, 136, 179
Акцент, ударение в речи и музыке — 219, 224, 243, 244, 297, 299, 300, 321, 329, 330, 331, 332, 334, 356
Акцентный ритм и метр — 230, 241, 246, 247
Анкетный метод в психологии — 38, 42, 180
Антропоцентричность, антропоморфизм — 188, 189, 208
Апперцепция, зависимость восприятия от опыта — 6, 7, 45, 69, 71— 75, 85, 186
Артикуляция в речи и музыке — 8, 50, 158 — 160, 187, 198, 210, 244, 254 — 264, 276, 285, 307
Архитектоника музыкального произведения — 44, 93, 95, 96, 162, 165, 167, 170
Ассоциативная психология (ассоциационизм) — 19, 21, 24, 30, 35 — 37,
Ассоциации — 19, 30, 36, 37, 68, 69, 84, 85, 98, 99, 129, 156, 158, 178, 179, 180 — 183, 209, 272, 287, 289, 343, 363
Атомизм психологический — 19, 20, 21, 24, 26, 30, 36, 47
Бинауральное восприятие — 23, 94
Быстрый и медленный темп — 199 — 202, 207
Вариативный (вариантный) объект — 235
Вариаций тема — 278, 326
Вариационное развитие — 237
|
|
Вводная конструкция (синтакс.) — 324 — 326
Вебера — Фехнера закон — 13
Величина «росо piu mosso» и «росо meno mosso» — 215, 216
Вероятностная организация процесса предугадывания — 57, 61
Вертикаль, вертикальная координата в музыке (фактурная, звуковысотная) — 95, 100, 107, 120, 162, 163, 177
Верхний и нижний голоса в многоголосии — 119, 120
Внимание — 21, 128, 175, 176, 177, 243, 244, 246, 247
Воздушность звучания — 127, 129, 131, 134 — 137, 154, 161
Вокальная клавиатура — 157
Вокально-речевой опыт — 318, 322, 349
Волна, волнообразность развития — 329
Восприятие — 21, 25, 32, 33, 49 — 55, 59 — 66, 80 — 82, 92
Восприятие высоты звука — 21, 52, 196, 305, 306, 307, 308, 317, 318
Восприятие мелодической линии — 317, 318
Восприятие музыки — 3, 4, 20 — 23, 24 — 39, 43, 44, 46, 47, 68 — 71, 179, 180, 359, 367
Восприятие музыки в детском возрасте — 47, 48, 175, 337 — 361
Восприятие речевой интонации — 242, 243, 266 — 272
Временные характеристики, временные масштабы музыкального восприятия — 38, 39, 64, 65, 66, 163 — 165, 221
Время в музыке и его восприятие — 31, 32, 39, 44, 59, 60, 88, 93 94 163, 165, 169, 170, 188,
Время настоящее — 98, 128, 170, 240
Вступление — 169
Высота звука — 16, 21, 52, 89, 106, 107, 120, 121, 156 — 159, 196, 246, 305—311, 315, 317, 318, 353, 354
Гармоничность темпового ощущения — 213
Гармония — 96, 245, 247
Генетический метод (подход) в психологии — 48, 337
Гештальт — 25, 31, 32, 65
Гештальтпсихология — 25, 26, 31 — 35, 89
Глиссандо и портаменто, плавное скользящее, непрерывное звуковысотное движение — 310 — 313, 315 — 323
Глубина, глубинная координата в музыке — 91, 95, 98, 100, 120, 127 — 134, 144 — 148, 159, 161 — 164
Голос, голосовой аппарат (речевой, певческий) — 252, 285, 286, 287, 289, 290, 345, 346
Гомогенность звуковысотной шкалы — 89
Гомофонный склад — 119, 120
Горизонталь, горизонтальная координата в музыке — 91, 100, 161, 163 — 165, 167, 170, 177
|
|
Громкость звука, динамика, динамические оттенки — 23, 24, 117, 118, 144, 145, 158, 159, 256 — 258, 289, 353
Движение в музыке — 91, 150, 168, 225, 243, 245, 328, 329, 366
Двухкомпонентности высоты теория — 16, 17, 30, 89, 90, 305, 306, 317-320
Двухфазность движений — 243, 257
Диалогические формы, диалогичность в речи и музыке — 130, 141, 142, 275, 279, 280, 281, 349
Диапазон воспринимаемых частот — 190, 191, 192
Диапазон звуковысотный в музыке и речи — 265, 288, 289, 345, 346
Диапазон ритмических (ритмически воспринимаемых) частот — 192, 193, 194, 196, 199, 200, 209
Диапазон, шкала темпов — 189, 194, 195, 199—204, 209, 210, 215, 216
Динамический стереотип — 67, 323
Дискретность восприятия — 197
Дискретность, ступенчатость в музыке — 213, 217, 219, 220, 256, 259, 292, 312, 313—317, 319
Дифференциация, качественные различия опорных и неопорных метрических долей — 221, 222, 227, 230, 232 243—247
Дифференцированность восприятия музыки — 3, 22, 26, 33 34 100 101, 106,,171—178, 184, 185, 186, 188, 230-233, 270, 271 340—345, 350—352, 354, 358, 365, 366
Длительность различных элементов в музыке — 66, 122, 187, 195—199, 224, 261, 262, 265
Драматургия музыкального развития — 44, 56, 99, 159, 169, 170, 253, 288, 363, 365
Дробление (ритмическое) — 194, 195, 199, 200
Дыхание в процессах восприятия, исполнения и сочинения музыки — 39, 192, 207, 208, 209, 217—221, 254, 264, 328, 329
Естественные предпосылки выразительности музыкальных средств — 70, 84, 85, 102, 119, 137, 143, 186, 213, 220
Жанр, жанры в музыке и речи — 11, 41, 75, 94, 109, 124, 125, 126, 144, 152, 153, 204, 207, 208, 247, 273—283, 342—345, 363, 364
Жанр как эстетическая категория — 282
Жанровые свойства, средства, элементы музыки — 123—126, 144, 153, 156, 170, 185, 277—279, 281, 283, 342-345, 363, 364
Жанры первичные (прикладные) и вторичные — 152, 282, 363, 367
Зависимость тембра от расстояния — 117—119
Замедление, ускорение — 199, 211, 214—216
Заместительная функция интонации в речи, «принцип замены» А.М. Пешковского — 294, 295—299, 316
Звук музыкальный — 17, 18, 22, 115, 119, 120, 136, 213, 243, 246, 255, 258—261, 264
Звуковедение — 262,264
Звуковое воздействие — 68
Звуковой (сенсорно-слуховой) материал, «материя» звучания в музыке и речи — 24, 25, 164, 243, 245, 246, 251, 252-265, 271, 364, 366, 367
Звуковысотная организация, звуковысотная система в музыке — 16, 21, 22, 89, 120, 256, 257, 314, 357
Звуковысотная шкала в музыке — 89, 90, 219, 256
Звуковысотное движение, рисунок интонации в речи и музыке — 290, 291, 310—312, 313—323
Значение, смысл, семантика в музыке и речи — 31, 101, 102, 131, 134—138, 140-144, 174, 185, 267—272, 278, 293-295, 299-303, 311, 312, 315, 325, 329, 347, 351, 358—360, 363—366
Игра — 344, 351, 356, 357, 359, 360
Иерархичность, иерархические структуры в музыке — 54, 55, 66, 96—98, 100, 143, 185, 188, 230-232, 235-237, 240, 365
Изобразительность, звукоподражательность в музыке — 72, 74, 127, 133, 140, 141, 143, 167, 174, 182, 280, 283, 314, 352—354
Иллюзии восприятия — 55, 62, 122, 320
Интервалы звуковысотные — 89, 133—137, 213, 306, 315, 318
Интериоризация — 52, 54, 208, 337 Интонационный словарь — 29, 314, 354
Интонация — 247, 266, 267, 271, 290, 291, 302, 303, 329, 336, 357
Интонация вводного построения, присоединения, цитаты — 324—326
Интонация вопроса, незавершенности — 294—299, 311—313, 315, 319-322
Интонация перечисления — 294, 326—329
Интроспекция, интроспективная психология — 19, 28, 136
Информация, теория информации — 57, 58, 64—66, 75, 79
Исполнение музыкальное — 124, 166, 199, 201, 267, 278, 326, 363
Исполнительские средства, техника — 154—156, 218—220, 244, 262, 264, 277, 328, 363
Кода, каденция, заключение, резюмирование — 245, 329—335, 355
Коммуникативная, жанрово-коммуникативная ситуация — 123—126, 161, 272—284, 301, 340—345, 357—360, 363, 364
Коммуникативный опыт — 78, 82, 123, 251, 260, 340—345, 349, 362, 363
Коммуникация, коммуникативные закономерности в музыке — 39—43, 57, 123, 124, 126, 273-283, 301, 302, 341, 342, 363
Константность восприятия — 26, 33, 35, 55, 89, 126, 150
Контекст, фон — 35, 42, 47, 144, 162, 169, 180, 272—274, 277—279, 281—283, 301, 316, 317, 320, 358, 363, 364, 367
Корреспондирующие метрические доли — 233
Кратность в темпе и ритме — 200, 211—213, 217—221
Кульминация — 44, 59, 169, 327—331
Культура музыкального восприятия — 43, 59
Лад (система, структура, закономерности) —14, 47, 55, 236, 241, 244—247, 257, 265, 289, 292
|
|
Ладовые, гармонические функции, тоника, доминанта — 96, 161, 236, 265, 347, 348, 351, 352, 355, 356
«Личный», индивидуальный темп и ритм — 204, 205
Логика, логическое начало в музыке — 98—100, 163, 184, 221, 239,
240, 247, 300, 302, 323—336, 347, 348, 357, 366
Логически-смысловая функция интонации — 293—303
Масштабно-временные, масштабные уровни восприятия музыки, музыкальной формы — 10, 93, 96—101, 120, 127, 143, 150, 164, 185, 187, 188, 196, 225, 231, 236, 238, 240, 253, 254, 257, 265, 267, 323, 366;
Первый (фонетический) уровень — 98, 120, 127, 253, 254, 257;
Второй (синтаксический) уровень — 99, 100, 120, 143, 150, 164, 196, 225, 231, 238, 240, 253, 254, 265, 267, 323, 366;
Третий (композиционный) уровень — 99, 196, 253, 254
Мелодика речи — 266, 267, 290, 291, 299, 300, 304, 310—336
Мелодическое, звуковысотное движение — 89, 152, 153, 170, 243, 313—315, 318—323
Мелодия —26, 95, 159, 161, 187, 292, 313—336, 348—350, 355—357
Метафора, метафоричность — 102, 103, 128, 141, 142, 144, 146, 149, 180, 183, 184, 359
Метр в музыке— 186, 187, 201, 212, 213, 221-247, 365
Метрическая акцентная пульсация — 189, 194, 201, 213, 222, 223, 227, 228, 243, 244, 246
Метрическая доля, единица — 201, 213, 224, 225, 227, 232, 239, 243—246
Метрическая структура, система, метрический эталон произведения — 223, 224, 225, 228—238
Метроном, метрономическая шкала — 189, 195, 199—204, 216
Механизмы музыкального и речевого слуха — 15, 50—52, 260, 263, 305—309, 313, 318, 323
Миг, мгновенье, минимум длительности — 163, 196—198
Минимальное различие темпов — 213—217
Многоплановость фактуры — 98, 128, 130, 145, 161, 169, 170, 176
Моторно-динамический, двигательный, кинетический опыт — 45, 78,
149—162, 176, 186—247, 328, 329, 350—352, 364, 365, 366
Моторная основа, моторные звенья восприятия — 45, 50—52, 99, 156, 158, 160, 176, 177, 192, 200, 203, 209, 210, 223, 230, 257, 258, 306, 307
Моторные, двигательные компоненты музыкального восприятия — 47, 90, 91, 139, 152—162, 175—177, 192, 207, 208, 210, 230
Музыкальная жизнь — 10, 11, 41
Музыкальная педагогика, музыкальное воспитание — 45—48, 85, 106, 107, 175-178, 244, 250, 263, 304, 307, 338, 339
Музыкальные средства выражения — 56, 70, 144, 222, 358, 363
Неосознаваемые, подсознательные, скрытые компоненты и стороны восприятия — 6, 37, 54, 55, 69, 171, 180—183, 335
Норма, эталон — 63, 64, 224, 229, 230, 233—238, 254
Нотная запись, нотный текст—106, 114, 158, 168, 201, 225, 267
Обертоны, гармоники — 22, 118—120, 136, 213
Образ музыкального произведения — 43, 96, 165—169, 365
|
|
Образ художественный, образность — 56, 59, 78, 82, 88, 94, 102, 103, 134, 143, 145, 146, 152—155, 162, 182, 185, 291, 359
Образ чувственный — 44, 51, 53, 62, 103, 114, 150—155, 159, 160, 162, 164, 165, 175, 178—181, 197, 285, 289, 290, 353
Образ-эталон — 63, 64, 235
Общезначимое, социальное и индивидуальное, личное в опыте человека — 42, 50, 75—84, 134, 149, 204, 205, 325, 338, 358, 359
Объективированность восприятия — 270
Опережающее отражение, предугадывание, предслышание — 32, 53, 56-61, 64, 188, 223, 236, 237, 240, 365
Опорная метрическая доля такта — 151, 221—224, 239, 243—247
Опыт жизненный — 6, 37, 42, 45, 50, 55, 58, 71, 73-85, 185, 189, 338, 360—362, 364, 366
Опыт музыкальный — 6, 45, 84, 85, 207, 234, 364, 367
Осознанность восприятия — 143, 144, 184, 267—269
Отражение (психол.) — 34, 36, 52, 190
Оценка времени, длительности, темпа — 196, 203—206
Ощущение — 20—22, 24—26, 33, 78, 82
Пауза, паузы — 128-130, 214, 262, 325, 328
Перенос внемузыкального опыта на восприятие музыки — 74, 75, 108, 114, 115, 185, 189, 260, 261, 265, 270, 271, 315, 323, 345, 346, 357, 364
Персонифицированность в музыке — 153, 169, 288, 292
Перцепция, перцептивные действия — 49, 50, 52, 53, 55, 64 Пласт, план (фактурный) — 95, 120, 145, 176
Пороговые характеристики, границы восприятия ритма, темпа, длительности — 23, 194—202, 213—217
Пороговые характеристики слуха — 13, 17, 18, 23, 118
Портретность, образность, характеристичность звучания в речи и музыке — 142, 152, 153, 269, 272, 284—292
Предметность восприятия, ощущения — 18, 91, 117, 172—175, 287, 288, 347
Пространства (реального) функции в музыке — 123, 126, 127
Пространство физическое как компонент в разных видах искусства — 109—113, 123—126, 168,
Процессуальность музыкальной формы — 29, 95, 96, 165
Пустотность звучания интервалов (квинты, октавы и др.) — 134—137
Развертывание, развертка временных и пространственных структур — 65, 165, 168, 290
Развитие, движение в музыкальном произведении — 29, 32, 56, 65, 66, 95, 96, 100, 159, 165, 169, 170, 221, 231, 232, 234, 235, 239, 240, 265, 366
Развитие, формирование музыкального восприятия — 46—48, 338—361
Развитие, формирование звуковысотного слуха — 52, 175—178, 250, 260, 263, 271, 304, 307-309, 319, 337—361
Реверберация, отзвуки, их выявление и изображение в музыке — 117, 122, 125, 127—133, 136—140, 143, 144, 161, 182
Регистры — 89, 119—121, 142, 149, 158, 297, 325, 353, 354
Репрезентация (замещение), репрезентативная функция в музыке — 166, 287, 350, 365
Реприза — 170
Рецепторная и рефлекторная теории восприятия — 33, 51, 52, 92, 93
Речевой опыт — 71, 72, 78, 98, 130, 192, 244, 252, 264, 265, 270, 271, 281, 303, 314, 335, 345—349, 366
Речитатив — 298, 316, 319
Ритм — 83, 150, 154, 182, 186-188, 196, 207—209, 219, 220, 223, 241, 246, 247, 265, 291, 350
Ритмическая, метрическая группировка — 199, 200, 225, 229, 233
Ритмический рисунок — 177, 187, 188, 194, 350
Ритмическое чувство, восприятие ритма — 18, 51, 188, 190, 192, 194—196, 198, 207, 209, 210, 213, 223, 230, 233, 236, 352
Связи в музыкальной форме — 61, 65, 66, 233, 244—247, 303, 324
Семиотические, знаковые системы — 50, 57, 58, 59, 81
Сенсорный опыт, сенсорные эталоны восприятия — 78—84, 105, 127, 128, 133, 144, 185, 210, 338, 360, 361, 362
Симметрия — 151, 152, 163, 165, 221
Симультанность восприятия — 26, 96, 165—168, 240, 365
Синтаксис в речи и музыке — 98, 265, 323, 329, 366
Синэстезия, синопсия — 31, 68, 93, 107, 352—354, 359
Системность анализаторов — 50—52, 99, 105, 192, 210, 223, 307, 313
Систем общая теория, системный подход — 50, 51, 64
Системы музыкальной организации — 21, 22, 220, 241, 247, 255—257, 357, 359, 363, 365
Слог, слоговая интонация в речи и пении — 244, 259, 261, 262, 296—300, 309—313, 319—321
Слух, теория слуха — 13—24, 31, 50—52, 93, 115, 116, 122, 171, 271, 303—313
Слух музыкальный (звуковысотный, интонационный) — 14, 15, 18, 19, 23, 24. 50—52, 134, 156, 196, 197, 250, 271, 304—312, 315, 318, 319 323
Слух речевой — 50, 51, 270, 304-309, 311-313, 315, 323
Слуховая оценка пространства — 115—122, 127, 134
Слуховой анализ звуков, элементарный звуковой анализ — 85, 171—178, 268-271
Смещение жанра — 282, 343
Сопоставление — 140, 211—214, 253, 277, 325, 326
Социальная природа психики — 42, 50, 81, 82
Социология музыки — 11, 38—45
Союз музыкальной и речевой интонации — 263, 296—299, 316—323
Спектр звука — 14, 24, 117—121, 131, 136, 149, 213, 286, 287
«Специфизирующая» функция метра — 221, 241—243, 246, 247
Специфика музыки и музыкального восприятия — 28, 103—106, 186, 210, 221, 241—243, 246, 247, 251, 252, 259, 260, 299, 305, 313, 314, 315, 336, 358, 361, 363, 364, 366, 367
Способности — 17, 18, 30, 43, 46, 47, 52
Структура звуковысотной шкалы — 89, 90, 120, 256, 265
Структура темповой шкалы, диапазона темпов — 189, 194, 202, 203, 207, 209, 210, 216, 217, 219, 220
Структурирующее восприятие — 34, 169
Сэпира-Уорфа гипотеза — 80, 81
Тезаурус — 75, 81, 143, 359
Тема музыкальная — 44, 64, 96, 166, 169, 291, 292, 326, 334, 365
Тембр— 16, 18, 24, 80, 117—122, 145, 146, 246, 264, 286—288, 306, 353
Тембр речи, речевого голоса — 286—288, 308
Темп и восприятие темпа — 60, 187—220, 291
Темп музыкального исполнения — 166, 193, 196—201, 212—215, 218—220
Темп шага, бега, пульса, дыхания, рабочих движений — 189—193, 200, 203—209, 217—220
Темповые представления — 193—195, 206, 207, 211, 212, 215, 219
Тональность, тональный план — 54, 56, 234—236
Тональные и нетональные («тембровые») языки — 308—313
Тонпсихология — 16, 21, 22, 30, 32, 93
Транспозиция (в гештальтпсихологии) — 26, 35, 89
Узнавание, опознавательный процесс, теория узнавания — 56, 61—64
Уровни организации в ритме, метре, музыкальной форме — 93, 96—101, 120, 128, 143, 150, 164, 185, 187, 188, 213, 225—234, 236—238, 240, 253, 254, 257, 261, 265, 267, 323
Уровни семантические в музыке — 137, 138, 143, 359, 365
Условность в искусстве — 103, 123, 182
Установка, настройка, направленность восприятия — 43, 44, 53—57, 64, 123, 125, 126, 223, 224, 230, 234—236, 238, 260, 261, 268, 269, 277
Фактура, звуковая ткань произведения — 88, 94, 95, 98, 120, 121, 125, 127—149, 161, 162, 170, 184, 185, 187
Фактурные приемы — 128—144, 148, 149, 151, 169, 170, 176
Фиксированность, стабильность высоты в музыке — 313, 314—323
Фон фактурный, звуковой — 35, 129, 144, 146, 148, 169, 176, 185, 195, 325
Фоническая, колористическая сторона музыки — 98, 120, 134—138, 161, 162, 244, 253
Форма, композиционная структура, строение произведения — 30, 42, 44, 56—58, 66, 69, 95—100, 164—170, 184, 185, 196, 253 357 365, 366
Функциональная структура восприятия — 64
Характеристическая функция интонации в речи и музыке — 284—292
Целое, целостность, единство — 21, 25—28, 32—35, 65, 66, 231 232, 364—366
Целое — часть — 21, 22, 25, 26, 33, 34, 42, 81, 109, 180, 230, 240, 278, 350, 365
Целостность восприятия — 3, 21, 22, 24—26, 28, 30, 32—34 44 65 66
94—96, 100, 108, 109, 113, 166—170, 184, 185, 225, 231, 232, 235, 240, 364-366
Целостность формы и процесса развития, движения в музыкальном произведении — 25, 26, 57, 58, 65, 66, 95, 96, 100, 167, 169, 188, 225, 231, 232, 235, 240, 364—366
Цепочки переходов, связей «музыкальное — внемузыкальное» в практике и опыте — 108, 114, 185, 189, 261—265, 271, 364, 366
Членение — 227, 240, 300, 328, 329, 357
Членораздельность — 255—260
Экспозиция, экспозиционные участки, фазы произведения — 64 225, 230, 234—237
Экспозиция «скользящая» — 234—236
Экстериоризация — 160
Экстраполяция, прогнозирование, ожидание — 44, 53, 57—61, 65, 223, 231—238, 365
Эллипсис структурный — 238—240
Эмоциональная функция интонации — 293, 300, 303
Эмоция, эмоциональность в музыке и речи — 43—45, 47, 57, 180, 181, 261, 262, 288, 289, 293, 303, 360, 366
Эстетика— 12, 31, 69, 70, 77, 85, 103—105, 359, 367
Эстетическое восприятие — 42, 43, 78, 123, 125, 166, 179—184, 367
Эхо как природное явление и музыкальный прием — 130, 131, 135, 140-144, 161
Язык музыкальный — 16, 29, 56—61, 63, 92, 101, 102, 122, 137, 138, 185, 210, 220, 241, 247, 358—360, 363—366
Язык описаний, образных характеристик музыки — 101—103, 128, 134—136, 144—149, 156, 175, 180, 183, 184, 318, 367
[375]
КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ1
Агарков О.М. Об адекватности восприятия музыкального метра. Сб. «Музыкальное искусство и наука», вып. 1. М., «Музыка», 1970.
Анохин П. К. Методологический анализ узловых проблем условного рефлекса. Сб. «Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии», М., изд-во АН СССР, 1963.
Античная музыкальная эстетика. М., Музгиз, 1960.
Артемов В. А. Коммуникативная, синтаксическая, логическая и модальная функции речевой интонации. «Материалы коллоквиума по экспериментальной фонетике и психологии речи». Изд-во Московского университета, 1966.
Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., Музгиз, 1963,
Асафьев Б. В. О направленности формы у Чайковского. Избранные труды, т. 2. М., изд-во АН СССР, 1954.
Асафьев Б. В. Речевая интонация. М.—Л., «Музыка», 1965.
Беляева-Экземплярская С. Н. О психологии восприятия музыки. М., 1923.
Беляева-Экземплярская С.Н. Определение личного темпа и ритма в повседневной жизни. «Вопросы психологии», 1961, № 2.
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., «Медицина», 1966.
Благовещенский И.П. Некоторые вопросы музыкального искусства. Минск, 1965.
_______________________________________________
1 Издания, вышедшие в свет после завершения редакционной работы над рукописью данной книги, отмечены в библиографическом списке звездочкой.
Благонадежина Л.В. Психологический анализ слухового представления мелодии. Ученые записки научно-исследовательского института психологии, т. 1. М., изд-во АПН РСФСР, 1940.
Блауберг И.В. Проблема целостности в марксистской философии. М., «Высшая школа», 1964.
Бюхер К. Работа и ритм. Перевод с нем. И. Иванова. СПб., 1899.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., «Просвещение», 1968.
Винокур Т.Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи в современном русском языке. Автореферат дисс. М., 1953.
Витт Н.В. Об эмоциях и их выражении (к проблеме выражения эмоций в речи). «Вопросы психологии», 1964, № 3.
Витт Н.В. Информация об эмоциональных состояниях в речевой интонации. «Вопросы психологии», 1965, № 3.
Володин А.А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука. Сб. «Музыкальное искусство и наука», вып. 1. М., «Музыка», 1970.
Выготский Л.С. Психология искусства. М., «Искусство», 1968.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. «Вопросы психологии», 1966, № 6.
Гальперин П.Я. К учению об интериоризации. «Вопросы психологии», 1966, № 6.
Гарбузов Н.А. Зонная природа звуковысотного слуха. М.—Л., изд-во АН СССР, 1948. Гарбузов Н.А. Зонная природа темпа и ритма. М., изд-во АН СССР, 1950.
Глинка М.И. Заметки об инструментовке. Литературное наследие, т. 1, Л.—М., Музгиз, 1952.
Глумов А.Н. О музыкальности речевой интонации. Сб. «Вопросы музыкознания», т. 2. М., Музгиз, 1956.
Гращенков Н.И., Латаш Л.П., Фейгенберг И.М. Диалектический материализм и некоторые проблемы современной нейрофизиологии. Сб. «Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии». М., изд-во АН СССР, 1963.
Дероян Н.В. Некоторые вопросы целостности музыкального произведения. Автореферат дисс. Еереван, 1969.
Жак-Далькроз Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства. Перевод Н. Гнесиной. Изд. 2-е. М., 1922.
Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте. Сб. «Сенсорное воспитание дошкольников». М., изд-во АПН РСФСР, 1963.
Зимняя И.А., Фомичев В.А. Исследование одного из акустических стимулов, вызывающих восприятие речевой интонации вопроса. «Вопросы психологии», 1964, № 5.
3инченко В.П. Восприятие и действие. Сообщение 2. К характеристике процессов восприятия. «Доклады АПН РСФСР», 1961, № 5.
Интонация и музыкальный образ. Статьи и исследования музыковедов Советского Союза и других социалистических стран. Под общей редакцией Б.М. Ярустовского. М., «Музыка», 1965.
Каспарова М.Г. Восприятие паузы. Автореферат дисс. М., 1964.
Кечхуашвили Г.Н. К вопросу о психологической сущности ладового чувства. Сообщения Академии наук Грузинской ССР, т. 16, № 5, 1955.
Кечхуашвили Г.Н. К проблеме психологии восприятия музыки. Сб. «Вопросы музыкознания», т. 3. М. Музгиз, 1960.
Костюк А.Г. Некоторые вопросы восприятия музыкального произведения. «Вопросы психологии», 1963, № 2.
Костюк О.Г. Сприймання музики i художня культура слухача. «Київ, «Наукова думка», 1965.
Кремлев Ю.А. Очерки по вопросам музыкальной эстетики. М., Музгиз, 1957.
Лаборатория музыкальной акустики. М., «Музыка», 1966.
Леви В.А. Вопросы психобиологии музыки. «Советская музыка», 1966, № 8.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., «Мысль», 1965.
Ломанов М.Ф. Элементы симметрии в музыке. Сб. «Музыкальное искусство и наука», вып. 1. М., «Музыка», 1970.
* Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., «Искусство», 1970.
Мазель Л.А. О мелодии. М., Музгиз, 1952.
Мазель Л.А. О путях развития языка современной музыки. «Советская музыка», 1965, № 6.
Мазель Л.А. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки. Сб. «Интонация и музыкальный образ». М., «Музыка», 1965.
* Мазель Л.А. Исследования о Шопене. М., «Советский композитор», 1971.
Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. М., «Музыка», 1967.
Марков М.Е. Искусство как процесс. М., «Искусство», 1970.
Медушевский В.В. О динамическом контрасте в музыке. Сб. «Эстетические очерки», вып. 2. М., «Музыка», 1967.
* Медушевский В.В. Строение музыкального произведения в связи с его направленностью на слушателя. Автореферат дисс. М., 1971.
Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., «Мир», 1966.
Музыкальная эстетика стран Востока. Л., «Музыка», 1967.
* Музыкальная эстетика западной Европы XVII—XVIII веков. М., «Музыка» 1971.
Мусоргский М.П. Избранные письма. М., Музгиз, 1953.
Мутли А.Ф. Звук и слух. Сб. «Вопросы музыкознания», т. 3. М., Музгиз, 1960.
Натадзе Р.Г. К проблеме константности восприятия. «Вопросы психологии», 1961, № 4.
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепьянной игры. М., Музгиз, 1958.
Оголевец А.С. Слово и музыка в вокально-драматических жанрах. М., Музгиз, 1960.
Орджоникидзе Г.Ш. К вопросу о специфике музыкального мышления. Сб. «Вопросы музыкознания», т. 3. М., Музгиз, 1960.
Орлов Г.А. Психологические механизмы музыкального восприятия. Сб. «Вопросы теории и эстетики музыки», вып. 2. Л., Музгиз, 1963.
Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., Учпедгиз, 1938.
Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. М., изд-во АПН РСФСР, 1961.
* Проблемы методологии системного исследования. М., «Мысль», 1970.
Рагс Ю.Н. О художественной норме чистой интонации при исполнении мелодии. Автореферат дисс. М., 1970.
Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве. М., «Просвещение», 1966.
Раппопорт С.X. Искусство и эмоции. М., «Музыка», 1968.
Реформатский А.А. Речь и музыка в пении. Сб. «Вопросы культуры речи», вып. 1. М., изд-во АН СССР, 1955.
Речь. Артикуляция и восприятие. М.—Л., «Наука», 1965.
Римский-Корсаков Н.А. Основы оркестровки, 1. М.—Л., Музгиз, 1946.
Сабанеев Л.Л. Музыка речи. Эстетическое исследование. М., изд-во «Работник просвещения», 1923.
Сеченов И.М. Избранные произведения, т. 1. М., 1952.
* Симпозиум «Проблемы ритма, художественного времени и пространства в литературе и искусстве» (тезисы и аннотации). Л., «Советский писатель», 1970.
Соколов Е.Н. Вероятностная модель восприятия. «Вопросы психологии», 1960, № 2.
Соколов Е.Н. Нервная модель стимула и ориентировочный рефлекс. «Вопросы психологии», 1960, № 4.
Соловьева А.К. О некоторых общих вопросах диалога. «Вопросы языкознания», 1965, № 6.
Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке. М., «Музыка», 1968.
* Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. М., «Музыка», 1970.
Станиславский К.С. Собрание сочинений, т. 3. М., «Искусство», 1955.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.—Л., изд-во АПН РСФСР, 1947.
Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии. М., «Музыка», 1966.
Тюлин Ю.Н. О программности в произведениях Шопена. М., «Музыка», 1968.
Уйфалуши И. Логика музыкального отражения. «Вопросы философии», 1968, № 11.
* Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., «Искусство», 1970.
Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование в деятельности мозга». «Вопросы психологии», 1963, № 2.
*Холопова В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов XX века. М., «Музыка», 1971.
* Художественное восприятие. Сб. 1. Под редакцией Б.С. Мейлаха. Л., «Наука», 1971.
Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М., «Музыка», 1964.
* Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М., «Советский композитор», 1970.
Чистович Л.А. Временные характеристики слуха. Автореферат дисс. Л., 1958.
Шведова Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. М., изд-во АН СССР, 1960.
Шервинский С.В. Ритм и смысл. М., изд-во АН СССР, 1961.
Шехтер М.С. Некоторые теоретические вопросы психологии узнавания. «Вопросы психологии», 1963, № 4.
Шрейдер Ю.А. Об одной модели семантической теории информации. «Проблемы кибернетики», вып. 13. М., «Наука», 1965.
Шуман Р. Избранные статьи о музыке. М., Музгиз, 1956.
Элиава Н.Л. К вопросу о роли установки в процессах восприятия. «Вопросы психологии», 1961, № 1.
Элькин Д.Г. Восприятие времени. М., изд-во АПН РСФСР, 1962.
Элькин Д.Г. Восприятие времени и опережающее отражение. «Вопросы психологии», 1964, № 3.
Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., «Искусство», 1964.
Якобсон Р.О. О соотношении между песенной и разговорной народной речью. «Вопросы языкознания», 1962, № 3.
Якубинский Л.П. О диалогической речи. Сб. «Русская речь», Пг., 1923.
Аrnhеim R. Toward a psychology of art. Bercely, 1966.
Blaukopf K. Probleme der Raumakustik und des Hörverhaltens. «Musikalische Zeitfragen», В., Kasselund Basel, 1968.
Fährmann R. Die Deutung des Sprechausdrucks. Bonn, 1960.
Francès R. La perception de la musique. Paris, 1954.
Helmholtz H. Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage für die Theorie der Musik. Braunschweig, 1863.
HindemithP.A composer's world. New York, 1961.
Hussоn R. La voix chantée. Paris, 1960.
Jоhnen K. Das Klavierspiel im arbeitstechnischer Beleuchtung. Industrielle Psychotechnik. 1928, H. 1.
Köhler W. Akustische Untersuchungen, I—III. «Zeitschrift für Psychologie», N№54 (1910), 58 (1911), 72 (1915).
Kurth E. Musikpsychologie. Berlin, 1931.
Landin R. An objective psychology of music. New York, 1958.
Lehmann L. Meine Gesangskunst. Berlin, 1922.
Lissa Z. Estetyczne funkcje ciczy i pauzy w muzyce. «Estetyka», R. 2, 1961.
Meyer Leonard B. Emotion and meaning in music. Chicago, 1957.
Miller G. A. Language and communication. New York, 1951.
Nade1 S. Zum Begriff des musikalischen Raums. 1931.
Оstwa1d P.F. Soundmaking. The acoustic communication of emotion, Springfield, Illinois, 1963.
Pi1о M. Psicologia musicale. Milano, 1903.
Quantz J.J. Versuch einer Anweisung die Flöte traversiere zu spielen. Neudruck. Leipzig, 1906.
Révész G. Gibt es Hörraum? «Acta psycologica», III. 1937.
Révész G. Einführung in die Musikpsychologie. Bern, 1946.
Riemann H. Die Elemente der musikalischen Aesthetik. Berlin, 1900.
Sасhs C. Rhythm and Tempo. New York, 1953.
Stumpf K. Tonpsychologie. 2 Bände, Leipzig, 1883/90.
Stumpf K. Konsonanz und Dissonanz. «Beiträge zur Akustik und Musikwissenschaft», 1. Heft. Leipzig, 1898.
We11ek A. Musikpsychologie und Musikästhetik. Frankfurt am Main, 1963.
[381]