Предметный указатель

Автокорреляция — 65, 66, 223

Агогика, агогические оттенки — 8, 23, 139, 222, 244, 332

Адекватность восприятия — 24, 43, 44, 50, 52, 103, 175, 197

Аккорды, созвучия — 63, 137, 245

Аксиологическая установка — 56

Акустика музыкальная — 22

Акустика помещений — 94, 95, 112, 122, 125, 126, 129, 136, 179

Акцент, ударение в речи и музыке — 219, 224, 243, 244, 297, 299, 300, 321, 329, 330, 331, 332, 334, 356

Акцентный ритм и метр — 230, 241, 246, 247

Анкетный метод в психологии — 38, 42, 180

Антропоцентричность, антропоморфизм — 188, 189, 208

Апперцепция, зависимость восприятия от опыта — 6, 7, 45, 69, 71— 75, 85, 186

Артикуляция в речи и музыке — 8, 50, 158 — 160, 187, 198, 210, 244, 254 — 264, 276, 285, 307

Архитектоника музыкального произведения — 44, 93, 95, 96, 162, 165, 167, 170

Ассоциативная психология (ассоциационизм) — 19, 21, 24, 30, 35 — 37,

Ассоциации — 19, 30, 36, 37, 68, 69, 84, 85, 98, 99, 129, 156, 158, 178, 179, 180 — 183, 209, 272, 287, 289, 343, 363

Атомизм психологический — 19, 20, 21, 24, 26, 30, 36, 47

Бинауральное восприятие — 23, 94

Быстрый и медленный темп — 199 — 202, 207

Вариативный (вариантный) объект — 235

Вариаций тема — 278, 326

Вариационное развитие — 237

Вводная конструкция (синтакс.) — 324 — 326

Вебера — Фехнера закон — 13

Величина «росо piu mosso» и «росо meno mosso» — 215, 216

Вероятностная организация процесса предугадывания — 57, 61

Вертикаль, вертикальная координата в музыке (фактурная, звуковысотная) — 95, 100, 107, 120, 162, 163, 177

Верхний и нижний голоса в многоголосии — 119, 120

Внимание — 21, 128, 175, 176, 177, 243, 244, 246, 247

Воздушность звучания — 127, 129, 131, 134 — 137, 154, 161

Вокальная клавиатура — 157

Вокально-речевой опыт — 318, 322, 349

Волна, волнообразность развития — 329

Восприятие — 21, 25, 32, 33, 49 — 55, 59 — 66, 80 — 82, 92

Восприятие высоты звука — 21, 52, 196, 305, 306, 307, 308, 317, 318

Восприятие мелодической линии — 317, 318

Восприятие музыки — 3, 4, 20 — 23, 24 — 39, 43, 44, 46, 47, 68 — 71, 179, 180, 359, 367

Восприятие музыки в детском возрасте — 47, 48, 175, 337 — 361

Восприятие речевой интонации — 242, 243, 266 — 272

Временные характеристики, временные масштабы музыкального восприятия — 38, 39, 64, 65, 66, 163 — 165, 221

Время в музыке и его восприятие — 31, 32, 39, 44, 59, 60, 88, 93 94 163, 165, 169, 170, 188,

Время настоящее — 98, 128, 170, 240

Вступление — 169

Высота звука — 16, 21, 52, 89, 106, 107, 120, 121, 156 — 159, 196, 246, 305—311, 315, 317, 318, 353, 354

Гармоничность темпового ощущения — 213

Гармония — 96, 245, 247

Генетический метод (подход) в психологии — 48, 337

Гештальт — 25, 31, 32, 65

Гештальтпсихология — 25, 26, 31 — 35, 89

Глиссандо и портаменто, плавное скользящее, непрерывное звуковысотное движение — 310 — 313, 315 — 323

Глубина, глубинная координата в музыке — 91, 95, 98, 100, 120, 127 — 134, 144 — 148, 159, 161 — 164

Голос, голосовой аппарат (речевой, певческий) — 252, 285, 286, 287, 289, 290, 345, 346

Гомогенность звуковысотной шкалы — 89

Гомофонный склад — 119, 120

Горизонталь, горизонтальная координата в музыке — 91, 100, 161, 163 — 165, 167, 170, 177

Громкость звука, динамика, динамические оттенки — 23, 24, 117, 118, 144, 145, 158, 159, 256 — 258, 289, 353

Движение в музыке — 91, 150, 168, 225, 243, 245, 328, 329, 366

Двухкомпонентности высоты теория — 16, 17, 30, 89, 90, 305, 306, 317-320

Двухфазность движений — 243, 257

Диалогические формы, диалогичность в речи и музыке — 130, 141, 142, 275, 279, 280, 281, 349

Диапазон воспринимаемых частот — 190, 191, 192

Диапазон звуковысотный в музыке и речи — 265, 288, 289, 345, 346

Диапазон ритмических (ритмически воспринимаемых) частот — 192, 193, 194, 196, 199, 200, 209

Диапазон, шкала темпов — 189, 194, 195, 199—204, 209, 210, 215, 216

Динамический стереотип — 67, 323

Дискретность восприятия — 197

Дискретность, ступенчатость в музыке — 213, 217, 219, 220, 256, 259, 292, 312, 313—317, 319

Дифференциация, качественные различия опорных и неопорных метрических долей — 221, 222, 227, 230, 232 243—247

Дифференцированность восприятия музыки — 3, 22, 26, 33 34 100 101, 106,,171—178, 184, 185, 186, 188, 230-233, 270, 271 340—345, 350—352, 354, 358, 365, 366

Длительность различных элементов в музыке — 66, 122, 187, 195—199, 224, 261, 262, 265

Драматургия музыкального развития — 44, 56, 99, 159, 169, 170, 253, 288, 363, 365

Дробление (ритмическое) — 194, 195, 199, 200

Дыхание в процессах восприятия, исполнения и сочинения музыки — 39, 192, 207, 208, 209, 217—221, 254, 264, 328, 329

Естественные предпосылки выразительности музыкальных средств — 70, 84, 85, 102, 119, 137, 143, 186, 213, 220

Жанр, жанры в музыке и речи — 11, 41, 75, 94, 109, 124, 125, 126, 144, 152, 153, 204, 207, 208, 247, 273—283, 342—345, 363, 364

Жанр как эстетическая категория — 282

Жанровые свойства, средства, элементы музыки — 123—126, 144, 153, 156, 170, 185, 277—279, 281, 283, 342-345, 363, 364

Жанры первичные (прикладные) и вторичные — 152, 282, 363, 367

Зависимость тембра от расстояния — 117—119

Замедление, ускорение — 199, 211, 214—216

Заместительная функция интонации в речи, «принцип замены» А.М. Пешковского — 294, 295—299, 316

Звук музыкальный — 17, 18, 22, 115, 119, 120, 136, 213, 243, 246, 255, 258—261, 264

Звуковедение — 262,264

Звуковое воздействие — 68

Звуковой (сенсорно-слуховой) материал, «материя» звучания в музыке и речи — 24, 25, 164, 243, 245, 246, 251, 252-265, 271, 364, 366, 367

Звуковысотная организация, звуковысотная система в музыке — 16, 21, 22, 89, 120, 256, 257, 314, 357

Звуковысотная шкала в музыке — 89, 90, 219, 256

Звуковысотное движение, рисунок интонации в речи и музыке — 290, 291, 310—312, 313—323

Значение, смысл, семантика в музыке и речи — 31, 101, 102, 131, 134—138, 140-144, 174, 185, 267—272, 278, 293-295, 299-303, 311, 312, 315, 325, 329, 347, 351, 358—360, 363—366

Игра — 344, 351, 356, 357, 359, 360

Иерархичность, иерархические структуры в музыке — 54, 55, 66, 96—98, 100, 143, 185, 188, 230-232, 235-237, 240, 365

Изобразительность, звукоподражательность в музыке — 72, 74, 127, 133, 140, 141, 143, 167, 174, 182, 280, 283, 314, 352—354

Иллюзии восприятия — 55, 62, 122, 320

Интервалы звуковысотные — 89, 133—137, 213, 306, 315, 318

Интериоризация — 52, 54, 208, 337 Интонационный словарь — 29, 314, 354

Интонация — 247, 266, 267, 271, 290, 291, 302, 303, 329, 336, 357

Интонация вводного построения, присоединения, цитаты — 324—326

Интонация вопроса, незавершенности — 294—299, 311—313, 315, 319-322

Интонация перечисления — 294, 326—329

Интроспекция, интроспективная психология — 19, 28, 136

Информация, теория информации — 57, 58, 64—66, 75, 79

Исполнение музыкальное — 124, 166, 199, 201, 267, 278, 326, 363

Исполнительские средства, техника — 154—156, 218—220, 244, 262, 264, 277, 328, 363

Кода, каденция, заключение, резюмирование — 245, 329—335, 355

Коммуникативная, жанрово-коммуникативная ситуация — 123—126, 161, 272—284, 301, 340—345, 357—360, 363, 364

Коммуникативный опыт — 78, 82, 123, 251, 260, 340—345, 349, 362, 363

Коммуникация, коммуникативные закономерности в музыке — 39—43, 57, 123, 124, 126, 273-283, 301, 302, 341, 342, 363

Константность восприятия — 26, 33, 35, 55, 89, 126, 150

Контекст, фон — 35, 42, 47, 144, 162, 169, 180, 272—274, 277—279, 281—283, 301, 316, 317, 320, 358, 363, 364, 367

Корреспондирующие метрические доли — 233

Кратность в темпе и ритме — 200, 211—213, 217—221

Кульминация — 44, 59, 169, 327—331

Культура музыкального восприятия — 43, 59

Лад (система, структура, закономерности) —14, 47, 55, 236, 241, 244—247, 257, 265, 289, 292

Ладовые, гармонические функции, тоника, доминанта — 96, 161, 236, 265, 347, 348, 351, 352, 355, 356

«Личный», индивидуальный темп и ритм — 204, 205

Логика, логическое начало в музыке — 98—100, 163, 184, 221, 239,

240, 247, 300, 302, 323—336, 347, 348, 357, 366

Логически-смысловая функция интонации — 293—303

Масштабно-временные, масштабные уровни восприятия музыки, музыкальной формы — 10, 93, 96—101, 120, 127, 143, 150, 164, 185, 187, 188, 196, 225, 231, 236, 238, 240, 253, 254, 257, 265, 267, 323, 366;

Первый (фонетический) уровень — 98, 120, 127, 253, 254, 257;

Второй (синтаксический) уровень — 99, 100, 120, 143, 150, 164, 196, 225, 231, 238, 240, 253, 254, 265, 267, 323, 366;

Третий (композиционный) уровень — 99, 196, 253, 254

Мелодика речи — 266, 267, 290, 291, 299, 300, 304, 310—336

Мелодическое, звуковысотное движение — 89, 152, 153, 170, 243, 313—315, 318—323

Мелодия —26, 95, 159, 161, 187, 292, 313—336, 348—350, 355—357

Метафора, метафоричность — 102, 103, 128, 141, 142, 144, 146, 149, 180, 183, 184, 359

Метр в музыке— 186, 187, 201, 212, 213, 221-247, 365

Метрическая акцентная пульсация — 189, 194, 201, 213, 222, 223, 227, 228, 243, 244, 246

Метрическая доля, единица — 201, 213, 224, 225, 227, 232, 239, 243—246

Метрическая структура, система, метрический эталон произведения — 223, 224, 225, 228—238

Метроном, метрономическая шкала — 189, 195, 199—204, 216

Механизмы музыкального и речевого слуха — 15, 50—52, 260, 263, 305—309, 313, 318, 323

Миг, мгновенье, минимум длительности — 163, 196—198

Минимальное различие темпов — 213—217

Многоплановость фактуры — 98, 128, 130, 145, 161, 169, 170, 176

Моторно-динамический, двигательный, кинетический опыт — 45, 78,

149—162, 176, 186—247, 328, 329, 350—352, 364, 365, 366

Моторная основа, моторные звенья восприятия — 45, 50—52, 99, 156, 158, 160, 176, 177, 192, 200, 203, 209, 210, 223, 230, 257, 258, 306, 307

Моторные, двигательные компоненты музыкального восприятия — 47, 90, 91, 139, 152—162, 175—177, 192, 207, 208, 210, 230

Музыкальная жизнь — 10, 11, 41

Музыкальная педагогика, музыкальное воспитание — 45—48, 85, 106, 107, 175-178, 244, 250, 263, 304, 307, 338, 339

Музыкальные средства выражения — 56, 70, 144, 222, 358, 363

Неосознаваемые, подсознательные, скрытые компоненты и стороны восприятия — 6, 37, 54, 55, 69, 171, 180—183, 335

Норма, эталон — 63, 64, 224, 229, 230, 233—238, 254

Нотная запись, нотный текст—106, 114, 158, 168, 201, 225, 267

Обертоны, гармоники — 22, 118—120, 136, 213

Образ музыкального произведения — 43, 96, 165—169, 365

Образ художественный, образность — 56, 59, 78, 82, 88, 94, 102, 103, 134, 143, 145, 146, 152—155, 162, 182, 185, 291, 359

Образ чувственный — 44, 51, 53, 62, 103, 114, 150—155, 159, 160, 162, 164, 165, 175, 178—181, 197, 285, 289, 290, 353

Образ-эталон — 63, 64, 235

Общезначимое, социальное и индивидуальное, личное в опыте человека — 42, 50, 75—84, 134, 149, 204, 205, 325, 338, 358, 359

Объективированность восприятия — 270

Опережающее отражение, предугадывание, предслышание — 32, 53, 56-61, 64, 188, 223, 236, 237, 240, 365

Опорная метрическая доля такта — 151, 221—224, 239, 243—247

Опыт жизненный — 6, 37, 42, 45, 50, 55, 58, 71, 73-85, 185, 189, 338, 360—362, 364, 366

Опыт музыкальный — 6, 45, 84, 85, 207, 234, 364, 367

Осознанность восприятия — 143, 144, 184, 267—269

Отражение (психол.) — 34, 36, 52, 190

Оценка времени, длительности, темпа — 196, 203—206

Ощущение — 20—22, 24—26, 33, 78, 82

Пауза, паузы — 128-130, 214, 262, 325, 328

Перенос внемузыкального опыта на восприятие музыки — 74, 75, 108, 114, 115, 185, 189, 260, 261, 265, 270, 271, 315, 323, 345, 346, 357, 364

Персонифицированность в музыке — 153, 169, 288, 292

Перцепция, перцептивные действия — 49, 50, 52, 53, 55, 64 Пласт, план (фактурный) — 95, 120, 145, 176

Пороговые характеристики, границы восприятия ритма, темпа, длительности — 23, 194—202, 213—217

Пороговые характеристики слуха — 13, 17, 18, 23, 118

Портретность, образность, характеристичность звучания в речи и музыке — 142, 152, 153, 269, 272, 284—292

Предметность восприятия, ощущения — 18, 91, 117, 172—175, 287, 288, 347

Пространства (реального) функции в музыке — 123, 126, 127

Пространство физическое как компонент в разных видах искусства — 109—113, 123—126, 168,

Процессуальность музыкальной формы — 29, 95, 96, 165

Пустотность звучания интервалов (квинты, октавы и др.) — 134—137

Развертывание, развертка временных и пространственных структур — 65, 165, 168, 290

Развитие, движение в музыкальном произведении — 29, 32, 56, 65, 66, 95, 96, 100, 159, 165, 169, 170, 221, 231, 232, 234, 235, 239, 240, 265, 366

Развитие, формирование музыкального восприятия — 46—48, 338—361

Развитие, формирование звуковысотного слуха — 52, 175—178, 250, 260, 263, 271, 304, 307-309, 319, 337—361

Реверберация, отзвуки, их выявление и изображение в музыке — 117, 122, 125, 127—133, 136—140, 143, 144, 161, 182

Регистры — 89, 119—121, 142, 149, 158, 297, 325, 353, 354

Репрезентация (замещение), репрезентативная функция в музыке — 166, 287, 350, 365

Реприза — 170

Рецепторная и рефлекторная теории восприятия — 33, 51, 52, 92, 93

Речевой опыт — 71, 72, 78, 98, 130, 192, 244, 252, 264, 265, 270, 271, 281, 303, 314, 335, 345—349, 366

Речитатив — 298, 316, 319

Ритм — 83, 150, 154, 182, 186-188, 196, 207—209, 219, 220, 223, 241, 246, 247, 265, 291, 350

Ритмическая, метрическая группировка — 199, 200, 225, 229, 233

Ритмический рисунок — 177, 187, 188, 194, 350

Ритмическое чувство, восприятие ритма — 18, 51, 188, 190, 192, 194—196, 198, 207, 209, 210, 213, 223, 230, 233, 236, 352

Связи в музыкальной форме — 61, 65, 66, 233, 244—247, 303, 324

Семиотические, знаковые системы — 50, 57, 58, 59, 81

Сенсорный опыт, сенсорные эталоны восприятия — 78—84, 105, 127, 128, 133, 144, 185, 210, 338, 360, 361, 362

Симметрия — 151, 152, 163, 165, 221

Симультанность восприятия — 26, 96, 165—168, 240, 365

Синтаксис в речи и музыке — 98, 265, 323, 329, 366

Синэстезия, синопсия — 31, 68, 93, 107, 352—354, 359

Системность анализаторов — 50—52, 99, 105, 192, 210, 223, 307, 313

Систем общая теория, системный подход — 50, 51, 64

Системы музыкальной организации — 21, 22, 220, 241, 247, 255—257, 357, 359, 363, 365

Слог, слоговая интонация в речи и пении — 244, 259, 261, 262, 296—300, 309—313, 319—321

Слух, теория слуха — 13—24, 31, 50—52, 93, 115, 116, 122, 171, 271, 303—313

Слух музыкальный (звуковысотный, интонационный) — 14, 15, 18, 19, 23, 24. 50—52, 134, 156, 196, 197, 250, 271, 304—312, 315, 318, 319 323

Слух речевой — 50, 51, 270, 304-309, 311-313, 315, 323

Слуховая оценка пространства — 115—122, 127, 134

Слуховой анализ звуков, элементарный звуковой анализ — 85, 171—178, 268-271

Смещение жанра — 282, 343

Сопоставление — 140, 211—214, 253, 277, 325, 326

Социальная природа психики — 42, 50, 81, 82

Социология музыки — 11, 38—45

Союз музыкальной и речевой интонации — 263, 296—299, 316—323

Спектр звука — 14, 24, 117—121, 131, 136, 149, 213, 286, 287

«Специфизирующая» функция метра — 221, 241—243, 246, 247

Специфика музыки и музыкального восприятия — 28, 103—106, 186, 210, 221, 241—243, 246, 247, 251, 252, 259, 260, 299, 305, 313, 314, 315, 336, 358, 361, 363, 364, 366, 367

Способности — 17, 18, 30, 43, 46, 47, 52

Структура звуковысотной шкалы — 89, 90, 120, 256, 265

Структура темповой шкалы, диапазона темпов — 189, 194, 202, 203, 207, 209, 210, 216, 217, 219, 220

Структурирующее восприятие — 34, 169

Сэпира-Уорфа гипотеза — 80, 81

Тезаурус — 75, 81, 143, 359

Тема музыкальная — 44, 64, 96, 166, 169, 291, 292, 326, 334, 365

Тембр— 16, 18, 24, 80, 117—122, 145, 146, 246, 264, 286—288, 306, 353

Тембр речи, речевого голоса — 286—288, 308

Темп и восприятие темпа — 60, 187—220, 291

Темп музыкального исполнения — 166, 193, 196—201, 212—215, 218—220

Темп шага, бега, пульса, дыхания, рабочих движений — 189—193, 200, 203—209, 217—220

Темповые представления — 193—195, 206, 207, 211, 212, 215, 219

Тональность, тональный план — 54, 56, 234—236

Тональные и нетональные («тембровые») языки — 308—313

Тонпсихология — 16, 21, 22, 30, 32, 93

Транспозиция (в гештальтпсихологии) — 26, 35, 89

Узнавание, опознавательный процесс, теория узнавания — 56, 61—64

Уровни организации в ритме, метре, музыкальной форме — 93, 96—101, 120, 128, 143, 150, 164, 185, 187, 188, 213, 225—234, 236—238, 240, 253, 254, 257, 261, 265, 267, 323

Уровни семантические в музыке — 137, 138, 143, 359, 365

Условность в искусстве — 103, 123, 182

Установка, настройка, направленность восприятия — 43, 44, 53—57, 64, 123, 125, 126, 223, 224, 230, 234—236, 238, 260, 261, 268, 269, 277

Фактура, звуковая ткань произведения — 88, 94, 95, 98, 120, 121, 125, 127—149, 161, 162, 170, 184, 185, 187

Фактурные приемы — 128—144, 148, 149, 151, 169, 170, 176

Фиксированность, стабильность высоты в музыке — 313, 314—323

Фон фактурный, звуковой — 35, 129, 144, 146, 148, 169, 176, 185, 195, 325

Фоническая, колористическая сторона музыки — 98, 120, 134—138, 161, 162, 244, 253

Форма, композиционная структура, строение произведения — 30, 42, 44, 56—58, 66, 69, 95—100, 164—170, 184, 185, 196, 253 357 365, 366

Функциональная структура восприятия — 64

Характеристическая функция интонации в речи и музыке — 284—292

Целое, целостность, единство — 21, 25—28, 32—35, 65, 66, 231 232, 364—366

Целое — часть — 21, 22, 25, 26, 33, 34, 42, 81, 109, 180, 230, 240, 278, 350, 365

Целостность восприятия — 3, 21, 22, 24—26, 28, 30, 32—34 44 65 66

94—96, 100, 108, 109, 113, 166—170, 184, 185, 225, 231, 232, 235, 240, 364-366

Целостность формы и процесса развития, движения в музыкальном произведении — 25, 26, 57, 58, 65, 66, 95, 96, 100, 167, 169, 188, 225, 231, 232, 235, 240, 364—366

Цепочки переходов, связей «музыкальное — внемузыкальное» в практике и опыте — 108, 114, 185, 189, 261—265, 271, 364, 366

Членение — 227, 240, 300, 328, 329, 357

Членораздельность — 255—260

Экспозиция, экспозиционные участки, фазы произведения — 64 225, 230, 234—237

Экспозиция «скользящая» — 234—236

Экстериоризация — 160

Экстраполяция, прогнозирование, ожидание — 44, 53, 57—61, 65, 223, 231—238, 365

Эллипсис структурный — 238—240

Эмоциональная функция интонации — 293, 300, 303

Эмоция, эмоциональность в музыке и речи — 43—45, 47, 57, 180, 181, 261, 262, 288, 289, 293, 303, 360, 366

Эстетика— 12, 31, 69, 70, 77, 85, 103—105, 359, 367

Эстетическое восприятие — 42, 43, 78, 123, 125, 166, 179—184, 367

Эхо как природное явление и музыкальный прием — 130, 131, 135, 140-144, 161

Язык музыкальный — 16, 29, 56—61, 63, 92, 101, 102, 122, 137, 138, 185, 210, 220, 241, 247, 358—360, 363—366

Язык описаний, образных характеристик музыки — 101—103, 128, 134—136, 144—149, 156, 175, 180, 183, 184, 318, 367

[375]

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ1

Агарков О.М. Об адекватности восприятия музыкального метра. Сб. «Музыкальное искусство и наука», вып. 1. М., «Музыка», 1970.

Анохин П. К. Методологический анализ узловых проблем условного рефлекса. Сб. «Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии», М., изд-во АН СССР, 1963.

Античная музыкальная эстетика. М., Музгиз, 1960.

Артемов В. А. Коммуникативная, синтаксическая, логическая и модальная функции речевой интонации. «Материалы коллоквиума по экспериментальной фонетике и психологии речи». Изд-во Московского университета, 1966.

Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., Музгиз, 1963,

Асафьев Б. В. О направленности формы у Чайковского. Избранные труды, т. 2. М., изд-во АН СССР, 1954.

Асафьев Б. В. Речевая интонация. М.—Л., «Музыка», 1965.

Беляева-Экземплярская С. Н. О психологии восприятия музыки. М., 1923.

Беляева-Экземплярская С.Н. Определение личного темпа и ритма в повседневной жизни. «Вопросы психологии», 1961, № 2.

Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., «Медицина», 1966.

Благовещенский И.П. Некоторые вопросы музыкального искусства. Минск, 1965.

_______________________________________________

1 Издания, вышедшие в свет после завершения редакционной работы над рукописью данной книги, отмечены в библиографическом списке звездочкой.

Благонадежина Л.В. Психологический анализ слухового представления мелодии. Ученые записки научно-исследовательского института психологии, т. 1. М., изд-во АПН РСФСР, 1940.

Блауберг И.В. Проблема целостности в марксистской философии. М., «Высшая школа», 1964.

Бюхер К. Работа и ритм. Перевод с нем. И. Иванова. СПб., 1899.

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., «Просвещение», 1968.

Винокур Т.Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи в современном русском языке. Автореферат дисс. М., 1953.

Витт Н.В. Об эмоциях и их выражении (к проблеме выражения эмоций в речи). «Вопросы психологии», 1964, № 3.

Витт Н.В. Информация об эмоциональных состояниях в речевой интонации. «Вопросы психологии», 1965, № 3.

Володин А.А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука. Сб. «Музыкальное искусство и наука», вып. 1. М., «Музыка», 1970.

Выготский Л.С. Психология искусства. М., «Искусство», 1968.

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. «Вопросы психологии», 1966, № 6.

Гальперин П.Я. К учению об интериоризации. «Вопросы психологии», 1966, № 6.

Гарбузов Н.А. Зонная природа звуковысотного слуха. М.—Л., изд-во АН СССР, 1948. Гарбузов Н.А. Зонная природа темпа и ритма. М., изд-во АН СССР, 1950.

Глинка М.И. Заметки об инструментовке. Литературное наследие, т. 1, Л.—М., Музгиз, 1952.

Глумов А.Н. О музыкальности речевой интонации. Сб. «Вопросы музыкознания», т. 2. М., Музгиз, 1956.

Гращенков Н.И., Латаш Л.П., Фейгенберг И.М. Диалектический материализм и некоторые проблемы современной нейрофизиологии. Сб. «Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии». М., изд-во АН СССР, 1963.

Дероян Н.В. Некоторые вопросы целостности музыкального произведения. Автореферат дисс. Еереван, 1969.

Жак-Далькроз Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства. Перевод Н. Гнесиной. Изд. 2-е. М., 1922.

Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте. Сб. «Сенсорное воспитание дошкольников». М., изд-во АПН РСФСР, 1963.

Зимняя И.А., Фомичев В.А. Исследование одного из акустических стимулов, вызывающих восприятие речевой интонации вопроса. «Вопросы психологии», 1964, № 5.

3инченко В.П. Восприятие и действие. Сообщение 2. К характеристике процессов восприятия. «Доклады АПН РСФСР», 1961, № 5.

Интонация и музыкальный образ. Статьи и исследования музыковедов Советского Союза и других социалистических стран. Под общей редакцией Б.М. Ярустовского. М., «Музыка», 1965.

Каспарова М.Г. Восприятие паузы. Автореферат дисс. М., 1964.

Кечхуашвили Г.Н. К вопросу о психологической сущности ладового чувства. Сообщения Академии наук Грузинской ССР, т. 16, № 5, 1955.

Кечхуашвили Г.Н. К проблеме психологии восприятия музыки. Сб. «Вопросы музыкознания», т. 3. М. Музгиз, 1960.

Костюк А.Г. Некоторые вопросы восприятия музыкального произведения. «Вопросы психологии», 1963, № 2.

Костюк О.Г. Сприймання музики i художня культура слухача. «Київ, «Наукова думка», 1965.

Кремлев Ю.А. Очерки по вопросам музыкальной эстетики. М., Музгиз, 1957.

Лаборатория музыкальной акустики. М., «Музыка», 1966.

Леви В.А. Вопросы психобиологии музыки. «Советская музыка», 1966, № 8.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., «Мысль», 1965.

Ломанов М.Ф. Элементы симметрии в музыке. Сб. «Музыкальное искусство и наука», вып. 1. М., «Музыка», 1970.

* Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., «Искусство», 1970.

Мазель Л.А. О мелодии. М., Музгиз, 1952.

Мазель Л.А. О путях развития языка современной музыки. «Советская музыка», 1965, № 6.

Мазель Л.А. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки. Сб. «Интонация и музыкальный образ». М., «Музыка», 1965.

* Мазель Л.А. Исследования о Шопене. М., «Советский композитор», 1971.

Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. М., «Музыка», 1967.

Марков М.Е. Искусство как процесс. М., «Искусство», 1970.

Медушевский В.В. О динамическом контрасте в музыке. Сб. «Эстетические очерки», вып. 2. М., «Музыка», 1967.

* Медушевский В.В. Строение музыкального произведения в связи с его направленностью на слушателя. Автореферат дисс. М., 1971.

Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., «Мир», 1966.

Музыкальная эстетика стран Востока. Л., «Музыка», 1967.

* Музыкальная эстетика западной Европы XVII—XVIII веков. М., «Музыка» 1971.

Мусоргский М.П. Избранные письма. М., Музгиз, 1953.

Мутли А.Ф. Звук и слух. Сб. «Вопросы музыкознания», т. 3. М., Музгиз, 1960.

Натадзе Р.Г. К проблеме константности восприятия. «Вопросы психологии», 1961, № 4.

Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепьянной игры. М., Музгиз, 1958.

Оголевец А.С. Слово и музыка в вокально-драматических жанрах. М., Музгиз, 1960.

Орджоникидзе Г.Ш. К вопросу о специфике музыкального мышления. Сб. «Вопросы музыкознания», т. 3. М., Музгиз, 1960.

Орлов Г.А. Психологические механизмы музыкального восприятия. Сб. «Вопросы теории и эстетики музыки», вып. 2. Л., Музгиз, 1963.

Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., Учпедгиз, 1938.

Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. М., изд-во АПН РСФСР, 1961.

* Проблемы методологии системного исследования. М., «Мысль», 1970.

Рагс Ю.Н. О художественной норме чистой интонации при исполнении мелодии. Автореферат дисс. М., 1970.

Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве. М., «Просвещение», 1966.

Раппопорт С.X. Искусство и эмоции. М., «Музыка», 1968.

Реформатский А.А. Речь и музыка в пении. Сб. «Вопросы культуры речи», вып. 1. М., изд-во АН СССР, 1955.

Речь. Артикуляция и восприятие. М.—Л., «Наука», 1965.

Римский-Корсаков Н.А. Основы оркестровки, 1. М.—Л., Музгиз, 1946.

Сабанеев Л.Л. Музыка речи. Эстетическое исследование. М., изд-во «Работник просвещения», 1923.

Сеченов И.М. Избранные произведения, т. 1. М., 1952.

* Симпозиум «Проблемы ритма, художественного времени и пространства в литературе и искусстве» (тезисы и аннотации). Л., «Советский писатель», 1970.

Соколов Е.Н. Вероятностная модель восприятия. «Вопросы психологии», 1960, № 2.

Соколов Е.Н. Нервная модель стимула и ориентировочный рефлекс. «Вопросы психологии», 1960, № 4.

Соловьева А.К. О некоторых общих вопросах диалога. «Вопросы языкознания», 1965, № 6.

Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке. М., «Музыка», 1968.

* Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. М., «Музыка», 1970.

Станиславский К.С. Собрание сочинений, т. 3. М., «Искусство», 1955.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.—Л., изд-во АПН РСФСР, 1947.

Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии. М., «Музыка», 1966.

Тюлин Ю.Н. О программности в произведениях Шопена. М., «Музыка», 1968.

Уйфалуши И. Логика музыкального отражения. «Вопросы философии», 1968, № 11.

* Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., «Искусство», 1970.

Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование в деятельности мозга». «Вопросы психологии», 1963, № 2.

*Холопова В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов XX века. М., «Музыка», 1971.

* Художественное восприятие. Сб. 1. Под редакцией Б.С. Мейлаха. Л., «Наука», 1971.

Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М., «Музыка», 1964.

* Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М., «Советский композитор», 1970.

Чистович Л.А. Временные характеристики слуха. Автореферат дисс. Л., 1958.

Шведова Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. М., изд-во АН СССР, 1960.

Шервинский С.В. Ритм и смысл. М., изд-во АН СССР, 1961.

Шехтер М.С. Некоторые теоретические вопросы психологии узнавания. «Вопросы психологии», 1963, № 4.

Шрейдер Ю.А. Об одной модели семантической теории информации. «Проблемы кибернетики», вып. 13. М., «Наука», 1965.

Шуман Р. Избранные статьи о музыке. М., Музгиз, 1956.

Элиава Н.Л. К вопросу о роли установки в процессах восприятия. «Вопросы психологии», 1961, № 1.

Элькин Д.Г. Восприятие времени. М., изд-во АПН РСФСР, 1962.

Элькин Д.Г. Восприятие времени и опережающее отражение. «Вопросы психологии», 1964, № 3.

Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., «Искусство», 1964.

Якобсон Р.О. О соотношении между песенной и разговорной народной речью. «Вопросы языкознания», 1962, № 3.

Якубинский Л.П. О диалогической речи. Сб. «Русская речь», Пг., 1923.

Аrnhеim R. Toward a psychology of art. Bercely, 1966.

Blaukopf K. Probleme der Raumakustik und des Hörverhaltens. «Musikalische Zeitfragen», В., Kasselund Basel, 1968.

Fährmann R. Die Deutung des Sprechausdrucks. Bonn, 1960.

Francès R. La perception de la musique. Paris, 1954.

Helmholtz H. Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage für die Theorie der Musik. Braunschweig, 1863.

HindemithP.A composer's world. New York, 1961.

Hussоn R. La voix chantée. Paris, 1960.

Jоhnen K. Das Klavierspiel im arbeitstechnischer Beleuchtung. Industrielle Psychotechnik. 1928, H. 1.

Köhler W. Akustische Untersuchungen, I—III. «Zeitschrift für Psychologie», N№54 (1910), 58 (1911), 72 (1915).

Kurth E. Musikpsychologie. Berlin, 1931.

Landin R. An objective psychology of music. New York, 1958.

Lehmann L. Meine Gesangskunst. Berlin, 1922.

Lissa Z. Estetyczne funkcje ciczy i pauzy w muzyce. «Estetyka», R. 2, 1961.

Meyer Leonard B. Emotion and meaning in music. Chicago, 1957.

Miller G. A. Language and communication. New York, 1951.

Nade1 S. Zum Begriff des musikalischen Raums. 1931.

Оstwa1d P.F. Soundmaking. The acoustic communication of emotion, Springfield, Illinois, 1963.

Pi1о M. Psicologia musicale. Milano, 1903.

Quantz J.J. Versuch einer Anweisung die Flöte traversiere zu spielen. Neudruck. Leipzig, 1906.

Révész G. Gibt es Hörraum? «Acta psycologica», III. 1937.

Révész G. Einführung in die Musikpsychologie. Bern, 1946.

Riemann H. Die Elemente der musikalischen Aesthetik. Berlin, 1900.

Sасhs C. Rhythm and Tempo. New York, 1953.

Stumpf K. Tonpsychologie. 2 Bände, Leipzig, 1883/90.

Stumpf K. Konsonanz und Dissonanz. «Beiträge zur Akustik und Musikwissenschaft», 1. Heft. Leipzig, 1898.

We11ek A. Musikpsychologie und Musikästhetik. Frankfurt am Main, 1963.

[381]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: