Формирование биоэтического взгляда на вещи и явления знаменует собой своеобразную революцию в науке и мировоззрении человека. Представление о том, что всякое знание и возникающие на его основании технологии должны определенным образом сопоставляться и соизмеряться с чем-то, и что им необходимо полагать «безопасные границы» в виде вненаучных идеалов и ценностей, является завоеванием биоэтики. Ее вклад в сокровищницу человеческой мысли, на наш взгляд, также состоит в конкретизации этих «границ», уточнении того, что они собой представляют и как они «работают».
Биоэтика возникает из осознания человеком непосредственной внутренней, онтологической связи биологических фактов, имеющих отношение к существованию человечества и сохранению жизни на земле, с этическими принципами и общечеловеческими ценностями.
С точки зрения биоэтики, мерой всех вещей, в том числе и технологий, является выживание человечества и всего живого на земле, возможность дальнейшей коэволюции человека и других живых существ, природных систем. Линии демаркации, границы понимания природы и человека, видимых структур жизни и соответствующего сознания, благодаря биоэтике, начинают строиться исходя из нового онтологического императива: человечество и природный мир должны быть сохранены «хотя бы» на том уровне целостности, который имеется на сегодняшний день.
Основатель биоэтики В.Р. Поттер считал, что наука и мудрость выживания человечества и всего живого на планете не могут и далее ограничиваться традиционной этикой межчеловеческих отношений. На смену ей должна прийти биоэтика, имеющая глобальное измерение. Глобальная биоэтика предлагает ряд универсальных этических принципов, некую схему для решения проблем, возникающих на границах социального и природного, всеобщего и партикулярного, теоретического и практического. Она выступает в качестве метаэтики, выполняя функции интеграции многочисленных партикулярных и профессиональных этосов.
Глобальная биоэтика подвергает анализу и оценке как биомедицинские науки, так и любые другие знания и технологии, возникающие в различных областях теории и практики; все то, что имеет отношение к проблеме выживания человечества и сохранения жизни на планете. Таким образом, осуществляется переход от истории и культуры как одного большого нарратива о природе к мультивитализму, когда понятие жизни начинает выступать как родовое для множества разнообразных локусов взаимодействия природы и социума, для объединения представлений о них в единую концепцию.
Многочисленные концепты и принципы биоэтики выполняют роль универсальных механизмов «вписывания» современного человека и его жизненного мира в тотальность жизни, что позволяет говорить о биоэтике как универсальной этике. Характерной особенностью глобальной биоэтики становится разработка оснований и механизмов не только для объединения медицинской и экологической этик, но и для их дальнейшей трансформации как составных частей нового глобального взгляда на мир и его единство.
Биоэтика как кентавровое знание находится как бы посередине между партикулярным и универсальным. Можно сказать, что она представляет собой «партикуляризм» с большой буквы и «универсализм» — с маленькой. С одной стороны, она стремится понять партикулярные этосы и факты их структурирующие, выступает как этика практическая и профессиональная. С другой — восходит к онтологическому и аксиологическому универсализму, стремясь найти последние основания, принципы и ценности.
Биоэтические принципы выступают в качестве инвариантов,находящихся как бы в промежутке, «между» научными и обыденными понятиями, выполняя одновременно когнитивные, эвристические и онтологические задачи. Они открыты для интерпретации и сосуществования с разнообразными ценностями, а их главная задача — обеспечение условий для сохранения и развития жизни, «достойной духовных устремлений человека». Все другие ценности и идеалы должны подчиняться этой основной задаче.
Биоэтический императив основан на представлении о жизни как неметафизической сущности, жизни как единстве человеческого и природного, идеального и конкретно-реального, фактического и ценностного. В глобальной биоэтике представления о жизни неразрывно связаны с такими понятиями морали как благо и добро, что позволяет избегать отождествления жизни исключительно с ее биологическими носителями.
Взгляды на жизнь как неметафизическую сущность фундированы фактами уязвимости, ранимости и хрупкости ее отдельных представителей, однажды изъятых из целостности природно и исторически сложившихся отношений, и впоследствии не нашедших новых удовлетворительных принципов своего дальнейшего сосуществования. Новый холистический взгляд на бытие как жизнь объясняется возрождением представлений о наличии особой структуры жизни и внутренних механизмах ее самоорганизации, которые должны быть сохранены. Эта структура предстает как система центров-монад, субъектов жизни, а механизмы самоорганизации — как право этих субъектов на жизнь и развитие.
Важным достоянием биоэтики становится опыт чувственности и телесности как особой реальности, которую необходимо изучать и учитывать во всех видах человеческой деятельности. Феноменологический опыт раскрывает сущность человеческой субъективности как чувствительной, подверженной аффектам, страдающей плоти, как ограниченного во времени и пространстве тела. В то же время феномен телесности не может быть сведен ни к причинности, ни к человеческой субъективности, как причине трансцендентального сознания, или чистой интенциональности. Человеческие тело — это телесное присутствие. Исходя из этого, наши взаимоотношения с другими телесными субъектами также определяются интер-телесными и интер-материальными состояниями.
В лоне философии жизни вызревает ряд идей, позволяющих обосновать цели и задачи глобальной биоэтики. Однако недостатком многих концепций, относящихся к данному направлению, становится отсутствие в них единого субъекта развития. Именно этим объясняется ренессанс кантовской деонтологии и либеральных теорий естественного права в контексте проблем биоэтики, позволяющих вернуться к моральному агенту, к субъекту права, но уже на качественно более высоком уровне. Они, с одной стороны, наделяют человеческую личность поистине «нечеловеческой», планетарной ответственностью за все живое; с другой — создают предпосылки для расширения сообщества субъектов прав за счет растений, животных и других представителей жизни.
Кантовский императив в новых условиях прагматизации человеческой жизнедеятельности может быть трансформирован следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка, а также последствия и побочные действия его были не только принятыми другими людьми, но и способствовали сохранению жизни на земле». Сегодня этот императив служит цели сохранения разнообразия и достойного выживания представителей жизни на земле при помощи этических механизмов. Многообразие усиливает порядок и устойчивость системы, оно свидетельствует об объективной стороне факта — свободе и возможности осуществления выбора, своей эволюционной судьбы, «достойное» выступает свидетельством неразрывной внутренней связи фактов с миром ценностей. Каждое живое существо обладает ценностью, ибо его существование является необходимым условием воспроизводства жизни. Идея И. Канта о том, что, будучи различными вследствие своей эмпирии, индивиды, между тем, являются носителями единого трансцендентального субъекта, не теряет своей актуальности. Однако, биоэтическое знание находит свою обоснованность не в субъекте, а в практическом субъекте, каковым выступает все живое, а добрым считается все то, в чем оно практически нуждается.
Либерализм во многом способствует популяризации представлений о соизмеримости человеческих ценностей и ценности жизни, утверждению позиций биоцентризма. Представители либеральной биоэтики рассматривают права представителей жизни на самосохранение и свободу как необходимые условия формирования их самости и реализации их природы. В контексте либеральных теорий человек начинает рассматриваться как полноправный член биосообщества, а другие его «полномочные» представители — отдельные животные, растения, виды, экосистемы, биоценозы, подобно человеческим существам, получают статус субъектов естественного права.
Концепция естественных прав конституирует некий естественный порядок вещей, status quo во взаимодействии и взаимном признании всего существующего, живущего, живого, требующего пространства и свободы для утверждения и развертывания своей внутренней ценности. Естественные права человека и других живых существ связаны с необходимостью длительного совместного существования на планете, они основываются на наиболее фундаментальных свойствах природы живого и природы вообще: уязвимости, хрупкости, конечности, ограниченном жизненном времени.
Теоретико-методологическое обоснование прав животных и растений, отдельных объектов природы требует пересмотра существующей философии морали как учения о взаимоотношениях между человеческими существами. Либеральный подход дает нам лишь первое приближение к решению данной методологической проблемы. Мы должны признать остальной живой мир, как имеющий с нами общее природное происхождение и поэтому обладающий разнообразными естественными правами. Естественное право всего живого на жизнь здесь выступает скорее как дефиниция нашей человечности, мера гуманизма, а не аргументация юридической легитимности.
Рассмотренные в монографии концептуальные модели биоэтики не только знаменуют основные вехи эволюционного развития «этики жизни», но и представляют собой «герменевтический круг» понимания: от глобальной биоэтики В.Р. Поттера через модель биомедицинской этики Т. Бочампа и Дж. Чилдресса к европейской биоэтике и биоправу. Сегодня биоэтика завершает свой первый круг: поттеровские идеи получают признание во всем мире в виде концепций экуменической, тотальной, ноосферной, международной, планетарной этики. Ее принципы, призывающие противостоять деперсонализации личности, технизации и сциентизации природного, отражены в многочисленных европейских документах, международных декларациях и конвенциях по биоэтике и биоправу. Они, по сути, выступают смыслообразующим началом, примиряющим человека с миром науки и технологий.
Профиль современной биоэтики во многом предопределен особенностями постмодерна и постнеклассической науки. Общим для этих двух явлений, фокусов действительности, является то, что этическая проблематика становится не только исторически отправной точкой этического дискурса (например, нравственные уроки Второй мировой войны[557]), но и своеобразным центром кристаллизации представлений о коэволюции социума, природы и человека. Знание перестает «быть субъектом», оно начинает ему служить, а единственным условием его легитимации становится «действенность нравственности»[558].
Биоэтика, представляется нам, открытым для творческого и свободного поиска знанием с единственной легитимацией — способностью находить нестандартные решения для нестандартных моральных проблем. Ее принципы и идеалы — это не столько факт консенсуса, сколько условие для осуществления морального выбора, нравственный ориентир для различных культур.
Социальная направленность биоэтики, находящая свое выражение в принципах справедливости, солидарности, правдивости, автономии и информированного согласия, способствует устойчивой связи междузнанием и моральными традициями европейского общества, построению своеобразного моста между ними.
В современном мире, глобализирующемся мире конфликтов и кризисов, ничто не представляется столь своевременным, как напоминание о нашей общей принадлежности к представителям жизни на земле, о сакральности жизни и необходимости следования нравственным принципам и ценностям, способствующим ее сохранению и развитию.