Необходимость изучения этой темы в курсе информатики связана с тем фактом, что числа в памяти компьютера представлены в двоичной системе счисления, а для внешнего представления содержимого памяти, адресов памяти используют 16-ричную или 8-ричную системы. Являясь смежной с математикой, данная тема вносит вклад также и в фундаментальное математическое образование школьников. Среди школьных учебников самое подробное изложение темы «Системы счисления» дается в Базовый курс 7-9 кл. И.Г Семакин,1999.
Методические рекомендации по изучению темы
Изучаемые вопросы:
o Позиционные и непозиционные системы счисления
o Основные понятия позиционных систем: основание, алфавит
o Развернутая форма представления чисел в позиционных системах
o Перевод чисел из одной системы в другую
o Особенности двоичной арифметики
o Связь между двоичной и шестнадцатеричной системами
Ученики, безусловно, знакомы с записью чисел как римскими, так и арабскими цифрами. Они привыкли видеть римские цифры в обозначении глав в книге, в указании столетий (XX в.) и в некоторых других нумерациях. Математические расчеты они всегда производили в арабской системе чисел. В данной теме учителю предстоит раскрыть перед учениками эти, казалось бы, знакомые вещи с новой стороны.
|
|
С методической точки зрения бывает очень эффективным прием, когда учитель подводит учеников к самостоятельному, пусть маленькому, открытию. В данном случае желательно, чтобы ученики сами подошли к формулировке различия между позиционным и непозиционным принципом записи чисел. Сделать это можно, отталкиваясь от конкретного примера. Напишите на диске два числа: