Экзаменационные вопросы

1. Процесс познания и его результат. Наука как систематизированное научное знание.

2. Становление науки и ее эволюция. Структура науки. Дифференциация и интеграция научного знания.

3. Институционализация науки. Критерии, характеризующие выделение самостоятельной отрасли в системе научного знания.

4. Критерии научности знания: их характеристика и значение.

5. Роль философии в системе науки. Знания о праве и государстве как элемент моральной (социальной) философии Древнего Мира.

6. Понятие «эпистема» в современной социальной науке и ее значение для анализа истории юридической науки.

7. Становление юридической науки: юриспруденция Древнего Рима.

8. Кодификация Юстиниана и ее значение для становления западной юридической науки.

9. Становление юридической науки: юриспруденция Средневековья. Деятельность глоссаторов и постглоссаторов.

10. Эпоха возрождения: изменения в социальной философии и юридической науке.

11. Юридическая наука Нового времени. Дифференциация в системе юридического знания.

12. Юридическая наука и ее преподавание в России: XVIII век – начало XIX века.

13. Становление юридического позитивизма. Институционализация «теории права».

14. Отраслевая дифференциация в научной юриспруденции: становление и развитие науки уголовного права.

15. Отраслевая дифференциация в научной юриспруденции: становление и развитие науки гражданского права.

16. Отраслевая дифференциации в научной юриспруденции: становление и развитие науки административного права.

17. Особенности развития науки гражданского права в России.

18. Становление и развитие криминалистики как прикладной юридической науки.

19. Становление юридической социологии. Социологический позитивизм.

20. Особенности развития юридической науки в России XIX века – начале XX века.

21. Изменение критерия научности знания в конце XIX века – начале XXвека. Юридический неопозитивизм (нормативизм).

22. Дифференциация юридического и политического знания в конце XIX – начале XX века. Взаимосвязи и различия современной политической и правовой теории.

23. Системная концепция и юридическая наука. Особенности развития системы юридического научного знания в XX веке.

24. Сравнительное правоведение как отрасль в системе юридического знания и метод исследования.

25. Некумулятивная модель науки XX века. Радикальный релятивизм в юриспруденции. Наиболее популярные концепции в современной юридической науке.

26. Становление, развитие и особенности советской научной юриспруденции.

27. Метод: понятие, признаки и значение для познавательной деятельности.

28. Понятие метода в юридической науке: разные подходы.

29. Метод и методологический принцип. Методологические принципы в теоретической юридической науке.

30. Понятие «методология» и его трактовки в юридической науке. Взаимосвязь предмета и метода в юридической науке.

31. Классификация методов юридической науки.

32. Диалектика как метод познания античности и его особенности.

33. Схоластический метод как собственный метод исследования юриспруденции Средневековья.

34. Особенности научной методологии Нового времени.

35. Рационализм и эмпиризм в юридической науке Нового времени.

36. Особенности принципа механистического детерминизма, его ограниченность. Детерминизм в диалектическом методе у Г.В.Ф. Гегеля и К. Маркса, его значение для развития юридической науки.

37. Предпосылки разработки, особенности и значение для развития науки диалектического метода Г.В.Ф. Гегеля.

38. Категории диалектики Гегеля: связь и отношение; покой и движение; единичное и общее; количество, качество, мера.

39. Категории диалектики Гегеля: необходимое, случайное; содержание и форма; сущность, явление; причина и следствие.

40. Особенности материалистической диалектики марксизма.

41. Особенности методологии позитивизма.

42. Формально-логический (юридический) метод и его значение для развития юридической науки.

43. Логические операции в теоретической и отраслевой научной юриспруденции (индукция, дедукция, аналогия, классификация понятий, определение понятий).

44. Социологические методы сбора эмпирической информации: опрос и анализ документов; их применение в юридической науке.

45. Социологические методы в юриспруденции: метод наблюдения и эксперимент.

46. Особенности системного метода исследования.

47. Кибернетическая методология и моделирование в юридической науке.

48. Феноменологическая методология и ее особенности. Феноменологический метод исследования в юридической науке.

49. Герменевтическая методология в юриспруденции.

50. Особенности синергетической методологии и возможности ее применения в современной юридической науке.

Для определения уровня сформированности компетенций предлагаются следующие критерии оценки экзаменационного ответа:

— Оценка «удовлетворительно» ставится за уверенное и точное изложение основных категорий и понятий, умение конкретизировать понятия примерами практики. При этом не допускаются сущностные искажения в толковании терминов.

— Оценка «хорошо» ставится, когда в дополнение к предыдущим требованиям выявляются причинно-следственные связи, объясняются структурные элементы внутри - и межпредметные связи. Ответ иллюстрируется соответствующими примерами.

— Оценка «отлично» ставится, если в дополнение к предыдущим требованиям студент обосновывает свою позицию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: