Методы и перспективы системного исследования

Системное движение, сформировавшееся, как мы уже знаем, после Второй мировой войны, ставило перед собой амбициозные цели:

/ Покончить с узким дисциплинарным подходом к научно­му познанию, при котором оно превращается в совокупность обособленных, несвязанных друг с другом отдельных областей исследования. Преимущества такого подхода, заключающиеся в глубине и детальности раскрытия специфических закономерно­стей в узких областях познания мира, превращаются в свою противоположность и оборачиваются потерей целостного взгляда на мир, отсутствием понимания между учеными, невозмож­ностью использовать приемы и методы исследования одних наук в других, неспособностью увидеть перспективу дальнейших ис­следований и другими негативными факторами.

/ Содействовать развертыванию программ по междисци­плинарному исследованию комплексных проблем в области науки и практической деятельности. Поддерживать усилия по интеграции научного знания путем создания обобщающих тео­рий, парадигм и методов исследования, трансляции идей, по­нятий, принципов и способов познания из более развитых наук в менее развитые.

/ Способствовать улучшению научной коммуникации меж­ду учеными, в том числе между исследователями, работающими в разных отраслях науки. Для этого необходимо систематически публиковать научные обзоры, реферативные материалы и но­вые результаты исследований в рамках как национальных объ-

ю*

единений ученых, так и различных международных ассоциа­ций. Регулярно проводить конгрессы, симпозиумы и конфе­ренции по актуальным проблемам различных отраслей науки.

Одним из важных средств достижения таких целей является развертывание и пропаганда широкого системного движения, ориентированного на единый, целостный подход к изучению реального мира. В связи с этим системный подход стал рас­сматриваться в качестве чуть ли не новой, системной филосо­фии. Такой подход был закономерным итогом крупных дости­жений в различных новых отраслях научных исследований не­посредственно в период Второй мировой войны и после нее. Именно они послужили мощным толчком для становления си­стемного движения и формирования первых его теорий и мето­дов исследования.

С необходимостью создания таких теорий ученые столкну­лись в первую очередь при решении комплексных проблем, ког­да приходилось учитывать взаимодействие многих факторов в рамках целого. К таким проблемам относились, в частности, возникшие в ходе войны задачи по планированию и проведе­нию боевых операций на суше, море и в воздухе, их координа­ция в рамках единого управления, вопросы снабжения и ком­плектования армии, принятия решений в условиях быстро ме­няющейся военной обстановки и т. д. На основе этих практи­ческих потребностей выросла первая из системных теорий, по­лучившая название исследование операций.

Применение системных идей к анализу экономических процессов способствовало возникновению, с одной стороны, теории игр, с помощью которой можно было анализировать точными математическими методами поведение экономических субъектов на рынке; с другой стороны, теория принятия решений стала важным средством анализа и оценки управленческих и дру­гих решений в сложных ситуациях, складывающихся в экономи­ческой, политической, социальной и других областях обществен­ной жизни. В этих условиях приходится учитывать, во-первых, насколько полезна та или иная альтернатива для до­стижения цели, во-вторых, какова вероятность реализации со­ответствующей альтернативы. Экстремальное значение произ­ведения этих величин рассматривается в качестве оптимального решения. Методы теории принятия решений находят много­численные применения в различных отраслях человеческой деятельности, где приходится действовать в условиях неопреде-


ленности, в частности, в системном анализе. Однако такой ана­лиз основывается не только на количественной оценке пара­метров, определяющих важные для общества планы и програм­мы действий. Нередко при этом приходится ограничиваться каче­ственной их оценкой, но обязательно разные элементы програм­мы, цели и задачи анализируются во взаимосвязи друг с другом и в рамках единого целого.

Наиболее крупным шагом в становлении системного метода было появление новых, обобщающих теорий системного харак­тера, таких, как кибернетика и тесно связанная с ней теория информации. В них наиболее отчетливо виден новый целостный и общий подход к исследованию различных по своему кон­кретному содержанию процессов и систем. В этом отношении весьма примечательна история возникновения кибернетики как науки об общих принципах или законах управления в техниче­ских устройствах, живых организмах и социально-экономичес­ких системах. Хотя специфические теории управления суще­ствовали и в технике, и в биологии, и в экономике и в полити­ке, но до появления кибернетики единой, общей теории не бы­ло. Новый кибернетический подход к управлению абстрагиру­ется от частных и конкретных его механизмов и процессов и поэтому дает возможность выявить наиболее глубокие и общие закономерности управления, которые раньше заслонялись мас­сой второстепенных подробностей и деталей. Известно, что в основе устойчивого функционирования динамической системы лежит принцип отрицательной обратной связи, а переход к са­моорганизации системы связан с принципом положительной обратной связи. Эти принципы сначала были открыты в спе­цифической форме в конкретных системах и только потом бы­ли поняты, обобщены и распространены на все системы.

В рамках кибернетики было также впервые установлено, что процесс управления в общем виде можно представить как процесс передачи и преобразования информации. По-видимому, именно на этом основании некоторые ученые рас­сматривают кибернетику как науку о хранении, преобразовании и передаче информации в процессах управления. Все это сви­детельствует о теснейшей связи теории информации с киберне­тикой как общей теорией управления. Само же управление можно математически описать с помощью определенной по­следовательности точных правил, предписаний или команд, которые называются алгоритмами. С появлением быстродей-


ствующих вычислительных средств они начали широко приме­няться для описания и решения разнообразных проблем массо­вого характера, например, управления технологическими про­цессами, транспортными потоками, регулирования движения, организации снабжения и сбыта продукции и т. д. Как извест­но, алгоритмизация и компьютеризация многих производ­ственно-технических и управленческих процессов стала одним из важных источников современной научно-технической рево­люции, связавшей воедино результаты новейших исследований в науке с достижениями техники.

Связь системного метода с современной теоретической, и особенно прикладной, математикой выражается не только в широком использовании ее идей, теорий и вычислительных средств, но и в самом подходе к исследованию объектов. Чтобы лучше понять эту особенность системного подхода, необходимо с самого начала отметить, что понятия, теории и модели, на которые он опирается, должны быть применимы для исследо­вания предметов, явлений и процессов самого разнообразного конкретного содержания. А для этого приходится абстрагиро­ваться от частных свойств и особенностей конкретных систем и выделять то общее, существенное, которое принадлежит всем системам определенного рода.

Наиболее эффективным, средством для достижения этой це­ли служит математическое моделирование. Построению матема­тической модели предшествует тщательное изучение конкрет­ных систем и процессов на качественном уровне, в ходе кото­рого выявляется прежде всего то общее, однородное, что прису­ще разным по конкретному содержанию, но однотипным си­стемам. Ведь для того, чтобы выразить конкретные зависимос­ти в абстрактной математической форме, необходимо найти у разных по содержанию предметов, явлений или систем нечто общее (например, размеры, объем, вес, температуру и т. п.), которое с помощью подходящей единицы измерения может

быть выражено числом.

Затем связи, установленные на качественном уровне, опи­сываются с помощью функциональных отношений между вели­чинами или переменными, отображающими их на количествен­ном уровне. Преимущества такого подхода очевидны, поскольку они дают возможность:

Во-первых, устанавливать взаимосвязи между целым мно­жеством различных переменных, описывающих сложные си­стемы. До появления быстродействующих вычислительных


средств математические модели неизбежно приходилось упро­щать, чтобы их можно было анализировать имевшимися несо­вершенными средствами. А это приводило к неадекватности таких моделей и, как следствие, ограничивало их использова­ние в научно-теоретических и прикладных исследованиях.

Во-вторых, построение адекватных математических моделей для реальных систем облегчает процесс их проверки с помощью наблюдений и экспериментов. Математическая модель пред­ставляет собой гипотезу, выраженную с помощью различных систем математических уравнений и других абстрактных струк­тур. Поэтому проверить ее, как и любую гипотезу, будет тем легче, чем больше она содержит информации о действительности, а си­стемная модель как раз обладает такой особенностью.

В-третьих, выражение зависимостей между элементами си­стемы посредством количественных, математических моделей дает возможность делать более точные прогнозы о поведении си­стем, чем это осуществимо с помощью весьма неопределенных качественных предсказаний.

В математическом моделировании систем количественные и качественные аспекты исследования оказываются неразрывно связанными друг с другом, поскольку математические зависи­мости, характеризующие систему, нельзя выявить без предва­рительного качественного изучения свойств и отношений меж­ду ее элементами, с одной стороны, и между последними и ин-тегративными свойствами самой системы, с другой.

Переходя к обсуждению вопроса о преимуществах и пер­спективах развития системного метода исследований, необ­ходимо с самого начала отметить, что этот метод возник как закономерный итог тех тенденций, которые появились в рамках классического дисциплинарного этапа развития на­учного познания. Со временем, однако, медленно, но не­уклонно вызревала идея, что дисциплинарный подход тор­мозит научный прогресс, ибо ограничивает познание изуче­нием отдельных изолированных областей объективного мира и потому не дает возможности исследовать существующие между ними связи. Говоря философским языком, в класси­ческой науке господствовала тенденция к аналитическому изучению окружающего мира, стремление к поиску тех по­следних, простейших кирпичиков мироздания, посредством которых можно было бы объяснить строение и свойства всех сложных тел. Как справедливо замечает известный киберне-


тик У.Р. Эшби, до последнего времени стратегию научного поиска составлял преимущественно анализ и расчленение сложного целого на простые части1.

Со временем стало очевидным, что такой подход должен быть дополнен противоположным процессом синтеза, кото­рый показывает, как из частей возникает целое. Конкретные формы этого синтеза могут быть весьма разнообразными, но наиболее полное воплощение как в научном познании, так и в конструировании сложных технических устройств он полу­чил всистемном подходе.

Междисциплинарный подход стал, как мы видели, все шире применяться для открытия общих закономерностей, присущих широкому классу взаимосвязанных процессов и явлений. На примере возникновения кибернетики мы убедились, как еди­ный, абстрактный подход к конкретным, частным процессам управления в технических, живых и социальных системах, дал возможность открыть и сформулировать общие принципы управления.

Исследование взаимодействия частей в рамках целого вы­двинулось на первый план также в технике, когда инженеры начали конструировать такие сложные системы, проектирова­ние которых требовало интеграции их частей в функциониро­вании единого, целого устройства. Все это стимулировало си­стемные исследования в разных отраслях научной и практи­ческой деятельности, которые приобретали различные формы на разных этапах развития. Все они определяются общим поня­тием системного подхода, которое охватывает различные его форм ы. Среди них наиболее важными с научно-практичес­кой точки зрения представляются следующие:

У- Комплексный метод анализирует функционирование си­стемы, состоящей из разнородных компонентов, но связан­ных друг с другом в единое целое (комплекс) для осущест­вления определенной цели. Так, например, можно говорить о комплексном подходе к воспитанию молодежи, когда при­ходится учитывать взаимодействие различных его состав­ляющих: профессиональное обучение, овладение наукой и культурой, нравственное и патриотическое воспитание и т. д. Комплексный подход может быть использован и для организа-


ции эффективной работы промышленного предприятия, все разнородные участки которого (производство, снабжение, сбыт готовой продукции, транспорт и другая инфраструктура) объ­единяются в единое целое для осуществления общей програм­мы. Несмотря на то, что во всех этих случаях составляющие их части являются разнородными, но все они взаимодействуют друг с другом в рамках целого, а этот признак является необхо­димым для характеристики систем.

>• Системотехника занимается исследованием, проектиро­ванием и конструированием таких новейших сложных техниче­ских систем, компоненты которых могут по заранее заданной программе автоматически перейти в новый режим работы и самоорганизоваться. Интенсивно стали разрабатываться подоб­ные системы после возникновения кибернетики, само появле­ние которой, как писал Н. Винер, сопровождалось конструиро­ванием сложных устройств, имитирующих деятельность неко­торых органов человека, а также человеко-машинных систем.1

>> Системный анализ занимается изучением применения об­щих системных идей в области организации производства, тех­нологических процессов, транспорта, экономики, политики и социальной жизни общества. Поскольку для решения возни­кающих при этом проблем и конкретных задач приходится об­ращаться к нестрогим методам рассуждений, качественным и интуитивным оценкам, то построение точной математической модели оказывается невозможным. В то же время системный анализ позволяет всесторонне охватить разработку и решение комплексной проблемы. А это предполагает точное установле­ние цели и возможных методов и средств ее достижения. В от­личие от комплексного метода, который прежде всего ориенти­рован на исследование систем с разнородными элементами, сис­темный анализ рассматривает сложные системы и с однород­ными элементами, трудно поддающиеся расчленению и коли­чественной оценке. Для решения выдвигаемых проблем и программ такой анализ предлагает несколько альтернативных вариантов, которые, в отличие от обычного подхода, анализи­руются с точки зрения взаимодействующих в них элементов или факторов. Поэтому фактически системный анализ занимает промежуточное положение между нестрогим, интуитивным подхо­дом и строгим, теоретическим системным методом.



1 Эшби У. Р. Общая теория систем как новая научная дисциплина//Исследования по общей теории систем.—М.: Прогресс, 1969.—С. 126—127.


1 Винер Н. Кибернетика. — М.: Сов.Радио, 1958.— С. 29,30.


>- Системный метод в узком смысле этого термина опирает­ся на исследование систем объектов однородного характера, например, физических, химических, биологических и социаль­ных, если ограничиться классификацией по формам движения материи. В их рамках могут быть выделены также соответ­ствующие подсистемы однородных объектов, которые изучают­ся отдельными дисциплинами или теориями в рамках основных наук, скажем, электродинамикой в физике или массовым пове­дением в социологии.

Возникает вопрос: если конкретные свойства и механизмы функционирования таких систем изучаются в отдельных нау­ках, то зачем нужен особый системный метод? Чтобы верно ответить на него, следует ясно различать объект и непосред­ственный предмет исследования теории систем, с одной сторо­ны, и тех естественных и социальных наук, которые изучают специфические закономерности конкретных физических, хи­мических, биологических и социальных систем — с другой. Хо­тя объект исследования у них в целом один и тот же, но непо­средственный предмет и конкретные цели изучения разные. Если теория систем ориентируется на изучение общих принци­пов построения и функционирования различных по своей кон­кретной природе систем, то естественные и социальные науки исследуют именно эту конкретную их природу, выявляя при­сущие ей специфические свойства и закономерности. С точки зрения системной теории рассмотренные выше комплексный подход, системотехника и системный анализ в точном смысле слова являются приложениями некоторых системных идей и принципов к области организации и технологии производства, проектирования и конструирования механизмов и машин, осу­ществления важных программ в экономической, социальной сфере, решения экологических, энергетических и других гло­бальных проблем. Во всех этих случаях конкретные системы и подходы выступают в качестве частного случая общей теории систем.

Говоря об общей теории систем, необходимо ясно пред­ставлять себе характер такой общности. На этом приходится специально останавливаться потому, что в последние годы вы­двигается немало проектов построения общей теории систем (ОТС), принципы и утверждения которой претендуют на уни­версальность. Одним из инициаторов создания такой теории


является австрийский биолог-теоретик Людвиг фон Берталан-фи, который внес значительный вклад в организацию систем­ного движения и пропаганду ее идей. Он формулирует задачи общей теории систем следующим образом: «Предмет этой тео­рии составляет установление и вывод тех принципов, которые справедливы для "систем" в целом... Мы можем задаться вопро­сом о принципах, применимых к системам вообще, независимо от их физической, биологической или социальной природы. Если мы поставим такую задачу и подходящим образом определим понятие системы, то обнаружим, что существуют модели, принципы и законы, которые применимы к обобщенным системам, независимо от их частного вида, элементов или "сил ", их составляющих»1.

Спрашивается, какую общность должна иметь такая теория, чтобы стать не только общей, но универсальной теорией систем? Ведь для этого она должна абстрагироваться от всех конкрет­ных, частных и особенных свойств отдельных систем. Но в та­ком случае из ее абстрактных понятий и принципов невозмож­но логически вывести конкретные свойства и закономерности отдельных систем, как на этом настаивают сторонники универ­сальной теории. В лучшем случае такая теория превратится в некую абстрактную структуру, подобную математическим и логическим структурам, которые, как известно, абстрагируются от всех конкретных, содержательных свойств и качественных особенностей реальных явлений и анализируют лишь их коли­чественные и структурные отношения (математика) либо форму рассуждений (логика). Но ни один математик или логик не бу­дет выводить свойства конкретных физических или других яв­лений из понятий и принципов математики и логики. Эта трудность не ускользнула от внимания ряда исследователей, в частности, М. Месаровича — автора одного из вариантов OTCi «Общая теория, — писал он, — должна быть настолько общей, чтобы ей удалось охватить все различные уже существующие конкретные теории. В связи с этим она должна быть достаточ­но абстрактной, чтобы ее термины и понятия могли быть ин­терпретированы в каждой из более узких областей. Ясно, что чем более абстрактно некоторое высказывание, тем на более широкий круг объектов оно распространяется, но одновремен­но тем меньше несет оно информации относительно поведения

1 Bertalanfy L von. General system theory.—N. Y..—P. 32,33.


любой конкретной системы. Поэтому наибольшую трудность при построении любой общей теории представляет выбор нуж­ного уровня общности, или абстрагирования. Понятия такой теории должны распространяться на достаточно широкий круг систем, и в то же время они должны позволить нам прийти к выводам, содержащим достаточно информации для адекватного понимания рассматриваемого частного случая»1.

В таком же духе высказывается известный специалист по методологии науки К. Боулдинг: «Мы всегда жертвуем содер­жанием в пользу всеобщности... Однако где-то между специ­фичностью, не имеющей значения, и обобщенностью, не имеющей содержания, должен существовать независимо от конкретных целей и от степени абстракции оптимальный уро­вень общности»2.

Эти обширные выдержки мы привели для того, чтобы пока­зать, что статус универсальной теории систем является по меньшей мере недостаточно определенным. Поэтому сам Ме-сарович вынужден был признать, что общую теорию систем можно рассматривать как теорию абстрактных моделей3. Вряд ли, однако, из таких моделей можно получить достаточно су­щественную информацию, относящуюся к частным системам. Другое дело — установление связи между абстрактными моде­лями и конкретными системами, которые можно рассматривать как интерпретации таких моделей. Не случайно поэтому в по­следние годы широко разрекламированная программа созда­ния ОТС стала подвергаться критике и в западной литерату­ре по методологии системных исследований. Так, например, Д. Берлински справедливо замечает, что «если утверждения и законы предполагаемой общей теории систем должны быть ис­тинными во всех системах, тогда они должны составить триви­альное подмножество законов логики»4. Еще большие возраже­ния вызывает попытка выдать общую теорию систем за новей­шую философию, с которой выступил, например, Э. Ласло5. Но

1 Месарович М. Основания общей теории систем//Общая теория систем.— М.:
Прогресс, 1966.- С. 18.

2 Боулдинг АГ.Общая теория систем — скелет науки//Исследования по общей тео­
рии систем.— М.: Прогресс, 1969.— С. 107.

3 Месарович МОснования общей теории систем.— С. 19.

4 Berlinski D. On system analysis. — Cambridge (Mass), 1976.—P. 4.

5 Laslo E. Introduction to system philosophy- toward a paradigm of contemporary
thought.—N. Y., 1972.


в таком случае она перестает быть научной теорией в собствен­ном смысле слова, а превращается в метатеорию.

Хотя теория систем, несомненно, имеет большое философ­ское значение, тем не менее она не может заменить филосо­фию как более широкий и целостный взгляд на мир. Более то­го, многие положения самой системной теории находят объяс­нение именно в философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: