Упражнение «Знакомство»
Цели:
• формирование и развитие навыков активного слушания;
• знакомство с основными техниками активного слушания.
Мы обычно слушаем не столько другого человека, сколько свои собственные мысли и чувства, которые возникают у нас в ответ на сообщение партнера. Мы мало понимаем из того, что говорит партнер, потому что часто думаем: «А что я могу сделать, чем ему помочь?», или «Он сам виноват!», или «А что из этого следует?» В результате партнер говорит о своем, а мы думаем о своем.
Умение слушать помогает нам самим развиваться духовно. «Я увидел, как меня обогащает, когда люди передают мне свои чувства и образы» (К. Роджерс).
Каждый участник круга должен представиться. Для этого он называет свое имя, а потом два личностных качества, которые помогают ему слушать партнера, и два других качества, которые мешают слушать партнера. После того как первый участник представился, следующий должен дословно повторить, что сказал его коллега, а потом уже представиться сам. Третий участник должен повторить то, что предшествующий участник сказал о себе, а потом уже назвать собственные качества, и так далее, пока вся группа не представится. После этого проводится опрос каждого из участников круга: что было легче — повторить слова другого человека или говорить о себе.
В процессе данного обсуждения у некоторых участников возникает осознание тех проблем, которые мешают внимательно выслушивать партнера.
Вариант для самостоятельной работы
Попробуйте осознать 5-6 качеств, которые помогают и, наоборот, мешают вам слушать других людей.
Упражнение «Дискуссия»
Цели:
• формирование и развитие навыков активного слушания;
• знакомство с основными техниками активного слушания. Среди участников отбираются 5 человек для ведения дискуссии по заранее объявленной теме.
Пример «Личностные качества, которыми должен обладать профессиональный менеджер (не менее пяти)»; «Личностные качества, являющиеся противопоказанием к деятельности менеджера»; «Принципы взаимодействия менеджера с агрессивно настроенным клиентом» и др.
Каждый из участников дискуссии может представлять свою личную точку зрения либо точку зрения своей команды, с которой он обсудил данную проблему в предварительной части упражнения. Участникам дискуссии предлагается за ограниченное время прийти к общему решению, в котором сохранялись бы наиболее ценные идеи отдельных участников.
Упражнение либо проводится с видеосъемкой, либо за каждым участником дискуссии закрепляется наблюдатель из числа участников группы, не занятых непосредственно в обсуждении.
Упражнение завершается опросом, в котором выясняется степень удовлетворенности или неудовлетворенности процессом и результатами дискуссии каждым из ее непосредственных участников. Затем выступают наблюдатели со своими замечаниями о роли каждого участника в обсуждении проблемы и о наиболее и наименее конструктивных моментах дискуссии.
Просмотр соответствующих фрагментов видеозаписи помогает уточнить те элементы дискуссии, по которым мнения участников и наблюдателей расходятся. Как правило, в результате такого обсуждения группа приходит к выводу, что в диалоге необходимо разумно сочетать активное самовыражение с активным слушанием: излишняя собственная активность может помешать услышать другого человека.
Упражнение «Испорченный телефон»
Цели:
• формирование и развитие навыков активного слушания;
• знакомство с основными техниками активного слушания.
Выбирается 5 человек из группы — непосредственных участников упражнения. Им сообщается, что в группе будет зачитан текст, который они должны будут передавать друг другу по памяти, не делая никаких записей и пометок. После этого в кругу остается только один из пятерых, а четверо выходят за дверь. Ему зачитывают текст. Потом приглашается второй участник. Первый сообщает все, что запомнил. Затем приглашается следующий и так далее, пока текст не повторит последний, пятый участник.
Часто в результате такой передачи смысл текста искажается до противоположного. Наблюдатели фиксируют ошибки и искажения смысла, появляющиеся у каждого из передающих. В процессе обсуждения наблюдатели высказывают свои соображения по поводу причин возникновения ошибок. Они отмечают, что мешают услышать партнера слишком большое внимание к деталям, неспособность структурировать информацию, привнесение собственных интерпретаций.
После того как группа приходит к выводу, что умение слушать необходимо тренировать, ведущий переходит к обобщению и инструктированию.
Упражнение «Оценивание»
Цели:
• формирование и развитие навыков активного слушания;
• знакомство с основными техниками активного слушания.
Участникам предлагается оценить 9 техник ведения беседы с точки зрения того, насколько они способствуют пониманию партнера. Эти девять техник в приложении, помещенном в конце наших рекомендаций, группируются по трем разделам: способствующие пониманию партнера, не способствующие пониманию партнера и нейтральные. При проведении групповых занятий ведущий предъявляет техники не в том порядке, в каком они представлены в приложении, а в случайной последовательности, как это сделано нами в тексте.
Участников просят оценить их по 7-балльной шкале (-3, -2, -1,0, 1,2, 3), где оценка -3 означает, что техника совершенно не способствует пониманию партнера, а оценка +3 — наиболее способствует.
Вариант для самостоятельной работы
Оцените техники, перечисленные ниже, в соответствии с данной инструкцией.
— В беседе мы сопровождаем высказывания партнера репликами вроде: «Глупости ты говоришь», «Ты, я вижу, в этом вопросе ничего не понимаешь», «Я бы мог вам это объяснить, но боюсь, вы не поймете» и т. п.
— Мы сопровождаем речь партнера высказываниями типа: «да-да...», «угу».
— Мы дословно повторяем высказывания партнера. При этом можно начать с вводной фразы: «Как я понял вас...», «По вашему мнению...», «Ты считаешь...» и т. д.
— В ходе беседы мы вставляем высказывания типа: «Пора приступить к предмету разговора...», «Мы несколько отвлеклись от темы...», «Давайте вернемся к цели нашего разговора...» и т. д.
— Мы воспроизводим высказывания партнера в обобщенном, сокращенном виде, кратко формулируем самое существенное в его словах. Начать можно с вводной фразы: «Вашими основными идеями, как я понял, являются...» или «Другими словами, ты считаешь, что...» и т. д.
— Мы пытаемся вывести логическое следствие из высказывания партнера или выдвинуть предположения относительно причин высказывания. Вводной фразой может быть: «Если исходить из того, что вы сказали, то выходит, что...» или «Вы так считаете, видимо, потому что...»
— Мы пытаемся найти у партнера понимание только тех проблем, которые волнуют нас самих.
— Мы задаем партнеру вопрос за вопросом, явно стараясь разузнать что-то, но не объясняем своих целей.
— Мы не принимаем во внимание того, что говорит партнер, пренебрегаем его высказываниями.
Предъявление техник сопровождается инструкцией: «Оцените каждую технику с точки зрения того, насколько она сможет помочь вам понять партнера. Свою оценку каждый записывает на листочке». Индивидуальные оценки каждой техники обсуждаются сразу после ее предъявления. Если мнения участников о роли той или иной техники значительно расходятся с классификацией, приведенной в приложении, то им предлагается поэкспериментировать с этой техникой в ролевых играх или в реальной жизни. Всякая психологическая классификация условна, и, возможно, этот опыт сможет дать нам новое знание о способах понимания в межличностном общении.
Обсуждение противоположных оценок может быть самостоятельной темой для дискуссии в группе.
Следующая фаза первого занятия — экспериментирование с техниками активного слушания: повторением, перефразированием и интерпретацией.
Упражнение «Детектив»
Цели:
• формирование и развитие навыков активного слушания;
• знакомство с основными техниками активного слушания. Вся группа встает в круг. Ведущий предлагает участникам сочинить детектив с любыми героями и содержанием. Каждый из участников придумывает только одно предложение, но так, чтобы оно было продолжением предыдущего рассказа. При этом, прежде чем назвать свою фразу, необходимо дословно повторить предыдущую.
Упражнение продолжается до тех пор, пока все не попробуют себя в этом коллективном творчестве.
Это упражнение позволяет участникам понять, что трудности в воспроизведении слов партнера тем больше, чем в большей степени мы личностно затронуты беседой. Если в упражнении 2 речь шла о балансе внешней активности и способности услышать, то здесь речь идет о балансе между личностной вовлеченностью и способностью отстраниться.
Упражнение «Анекдот»
Цели:
• формирование и развитие навыков активного слушания;
• знакомство с основными техниками активного слушания.
Участники объединяются в пары и рассказывают друг другу какую-то маленькую историю или анекдот. После этого каждый участник рассказывает в кругу историю своего партнера, пытаясь передать ее дословно.
Упражнение «Иностранец и переводчик»
Цели:
• формирование и развитие навыков активного слушания;
• знакомство с основными техниками активного слушания.
В группе выбираются два участника, один из которых играет роль иностранца, а другой — переводчика. Остальным предлагается представить себя журналистами, находящимися на пресс-конференции приехавшего к нам гостя. «Иностранец» сам выбирает образ своего героя и представляется публике. Журналисты задают ему вопросы, на которые он отвечает на «иностранном» языке. На самом деле все упражнение проходит на русском языке. Задача переводчика — кратко, сжато, но точно передать то, что сказал «иностранец».
Таких пар в упражнении может участвовать несколько.
В конце упражнения обсуждается, кто из переводчиков наиболее точно выполнил инструкцию и кто больше всех понравился.
Как правило, наблюдателям больше нравятся те, кто давал остроумные и неординарные интерпретации, а авторам высказываний, т. е. «иностранцам», кто точнее передавал их мысль. В результате обсуждения участники приходят к пониманию, что уже перефразирование содержит в себе элементы интерпретации, которая в некоторых случаях может быть достаточно успешной, а в других —восприниматься негативно. Причины этого также должны быть обсуждены.
Часто при подобных обсуждениях вспоминается идея К. Роджерса о том, что слишком точная интерпретация может вызвать отторжение и защиту, а неадекватная интерпретация — лишний раз утвердить человека в ощущении того, что его никто не понимает.
Упражнение «Стихотворение»
Цели:
• формирование и развитие навыков активного слушания;
• знакомство с основными техниками активного слушания.
Участникам зачитывается какой-то поэтический отрывок или небольшое стихотворение, а после этого их просят кратко записать его содержание. Каждый из участников зачитывает свои записи.
В этом упражнении открываются возможности для использования творческого потенциала. Развитие навыка мгновенной передачи мысли партнера своими словами необходимо в нашей культуре, где дословное повторение произнесенной собеседником фразы подчас вызывает удивление или даже раздражение.
Упражнение «События»
Цели:
• формирование и развитие навыков активного слушания;
• знакомство с основными техниками активного слушания.
Один из участников рассказывает о том, что произошло с ним сегодня утром или вчера вечером, или о том, в каком состоянии он находится в данный момент. По заданию тренера кто-то из группы пытается точно воспроизвести его рассказ, кто-то вербализует только основные и наиболее значимые элементы рассказа, кто-то интерпретирует. После каждого пересказа ведущий спрашивает у рассказчика, правильно ли передана мысль, это ли содержание хотел рассказчик донести до группы. Если рассказчик не вполне удовлетворен, ведущий просит других членов группы выполнить это задание еще и еще раз, до тех пор пока не будет найден адекватный вариант. В группе обсуждаются причины расхождения смыслов: почему рассказчик нам сообщает, а мы слышим другое.
Технику перефразирования каждый может тренировать в обыденной жизни. Во многих случаях, когда нам кажется, что мы правильно поняли собеседника, с помощью техники перефразирования мы можем это проверить.
Упражнение «Фраза»
Цели:
• формирование и развитие навыков активного слушания;
• знакомство с основными техниками активного слушания.
Группе зачитывается какая-нибудь философская фраза известного мыслителя, например 3. Фрейда или А. Шопенгауэра. Ведущий просит участников написать на листочках бумаги, кто автор фразы, что он хотел сказать этой фразой, почему она была высказана.
Это упражнение предоставляет безопасный способ проверить точность своих интерпретаций.
Упражнение «Кто Я?»
Цели:
• формирование и развитие навыков активного слушания;
• знакомство с основными техниками активного слушания.
Все участники группы пишут на листках бумаги имя и фамилию лица, хорошо известного всей группе, но таким образом, чтобы соседи не видели. Это может быть имя писателя, политического деятеля, актера, ученого или даже кого-то из присутствующих. Потом ведущий предлагает каждому прикрепить свою записку на спину кому-либо из коллег. Теперь у каждого участника группы на спине приколота записка с чьим-то именем, которое могут прочитать все остальные, но не может прочитать он сам. По сигналу ведущего группа занимает свои места. Тренер предлагает участникам узнать — «кто Я», используя только закрытые вопросы. Но предварительно необходимо продумать алгоритм, используя который можно наиболее эффективно узнать ответ на этот вопрос.
Участники приходят к выводу, что надо выявлять сначала крупные блоки информации, затем все более мелкие, а уже потом выяснять детали.
Пример.
— Этот человек еще жив?
— Нет.
— Этот человек — мужчина?
-Да.
— Он умер в двадцатом веке?
— Нет.
— В девятнадцатом?
— Нет.
— В восемнадцатом?
-Да.
— Он жил в России?
-Да.
— Это политический деятель?
— Нет.
— Это ученый?
-Да.
— Это Ломоносов?
-Да.
Участникам бывает трудно соблюдать алгоритм и задавать вопросы в жесткой последовательности. Собственная логика часто уводит человека в сторону. Например, узнав, что загаданный человек уже умер, участника вдруг может «осенить», что это — Лев Толстой. Эта игра является моделью многих наших бесед. В ней мы допускаем ошибки, которым часто бываем подвержены в профессиональных контактах.
Можно использовать варианты этой игры для отработки навыка последовательного ведения беседы.
Упражнение «Открытые вопросы»
Цель:
• развитие навыков активного слушания.
Участникам предлагается определить, какие вопросы они чаще используют в повседневной жизни — открытые или закрытые. Многие не могут сразу ответить на этот вопрос. Ведущий предлагает поэкспериментировать с открытыми вопросами. Участники встают в круг и по очереди задают друг другу открытые вопросы. В этом упражнении участники имеют возможность больше узнать другого, его личностные особенности, взгляды и предпочтения. Участник, ответив на вопрос, обращенный к нему, сам формулирует вопрос к следующему. И так до тех пор, пока в роли отвечающего и задающего не окажется каждый член группы. Зачастую участники автоматически переходят на закрытые вопросы. Например, задают вопрос: «Ты ко мне хорошо относишься?» вместо вопроса: «Как ты ко мне относишься?»
Упражнение завершается обсуждением преимуществ и недостатков открытых вопросов. Участникам предлагается определить, в каких ситуациях более эффективны открытые вопросы и в каких — закрытые? Каковы побочные неблагоприятные эффекты вопросов того и иного типа? Итак, мы рассмотрели техники ведения беседы, способствующие пониманию партнера, дословное повторение, перефразирование, интерпретации, — и поработали с открытыми и закрытыми вопросами.
Занятие по активному слушанию завершает синтетическое упражнение, в котором проявляются все навыки активного слушания. Обычно таким упражнением является ролевая игра, направленная на выявление скрытого мотива.
Упражнение «Уточнение»
Цели:
• обнаружить наиболее типичные ошибки, допускаемые при передаче информации через нескольких оппонентов;
• обучение навыку развития мыслей собеседника. Участники садятся по кругу.
Инструкция: Я буду зачитывать вам разные высказывания, вы же должны будете написать ответные, используя сначала уточнение, потом пересказ, а потом — дальнейшее развитие мыслей собеседника.
Характер зачитываемых группе высказываний может меняться в зависимости от ее специализации.
Например:
«Вчера наш майор опять сделал мне замечание в присутствии моих сотрудников, будто я первый год работаю и мне надо объяснять, как распределять дежурства в отделе. Надоело мне все это, давно пора покончить с этой нервотрепкой...»
«Сколько раз я писала заявления и приходила на прием к нашему участковому и не сосчитать! И что, ничего не меняется! Как ставили машины под окнами, так и ставят, так и травят нас газами. А милиции все равно — она-то не в нашем подъезде сидит. Надо, видимо, обращаться куда повыше. Кто там начальник над вами?»
«Я автобус уже полчаса ждал, поэтому все видел с самого начала. Замерз, как цуцик, а тут вдруг — «бам!» — меня как жаром обдало. Да, еще этот мужик, из красной машины, как попер на того, что была справа, кажется наша, «Москвич» или старая классика, черная такая, как попер, я думаю, ну, блин, все — попал мужик! А он-то, че. В чем виноват? В того-то въехал со всей дури «Опель» серый. Я хотел еще "Дорожный патруль" вызвать! Да посмотрел вокруг: как назло ни одного телефона нет...»
Упражнение «Правила хорошего слушания»
Цели:
• развитие навыков эффективного слушания;
• осознание барьеров слушания.
Правила записываются участниками тренинга, или им раздаются карточки, или они пишутся на доске. Правила хорошего слушания:
1. Полностью сконцентрируй внимание на собеседнике. Обращай внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.
2. Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника.
3. Не перебивай.
4. Не давай советов.
5. Не давай оценок.
Упражнение выполняется в парах. Распределяются роли: «Говорящего» и «Слушающего». «Слушающий» должен руководствоваться «Правилами». «Говорящий» в течение 5 минут рассказывает «Слушающему» о его (т. е. слушающего) проблемах в общении (или т. п.). Особое внимание он при этом обращает на те его качества, которые порождают эти трудности. «Слушающий» соблюдает правила, тем самым помогая «Говорящему» рассказывать о себе.
Через 5 минут беседа останавливается ведущим.
«Говорящему» дается одна минута, в течение которой ему надо будет сказать «Слушающему», что в поведении последнего помогало ему открыто высказываться, рассказывать о нем, а что затрудняло этот рассказ. Отнестись к этому надо очень серьезно, потому что именно от вас ваш собеседник может узнать, что в его поведении побуждает других людей высказываться открыто, говорить о себе, а что затрудняет такой рассказ, а знать это каждому (тем более представителей вашей профессии) очень важно.
Через одну минуту дается следующее задание:
Теперь «Говорящий» в течение 5 минут будет рассказывать «Слушающему» о своих сильных сторонах в общении, о том, что ему помогает устанавливать контакты, строить взаимоотношения с людьми. «Слушающий», не забывая соблюдать правила хорошего слушания, должен учесть всю информацию, которую он получил от «Говорящего» в течение предыдущей минуты.
Через 5 минут следующий шаг игры.
«Слушающий» за 5 минут должен повторить «Говорящему», что он понял из двух его рассказов о себе, т. е. о трудностях и проблемах в общении и его сильных сторонах. На протяжении 5 минут «Говорящий» все время молчит и только движением головы показывает, согласен он или нет с тем, что говорит «Слушающий». Если он делает отрицательное движение головой в знак того, что его неправильно поняли, то «Слушающий» должен поправляться до тех пор, пока не получит подтверждения правильности своих слов. После того как «Слушающий» скажет все, что он запомнил из двух рассказов «Говорящего», последний может сказать, что было пропущено или искажено.
Во второй части упражнения участники игры меняются ролями: тот кто был «Слушающим» становится «Говорящим» и наоборот. Все четыре шага упражнения повторяются, при этом ведущий каждый раз сам дает задание на следующий шаг.
В ходе обсуждения упражнения можно задать вопросы: «Как вам удалось выполнять предложенные правила, какие из них было легче выполнять, какие труднее?»; «О чем было легче говорить — о своих трудностях и проблемах в общении или о сильных сторонах?»; «Какое впечатление произвела на вас та часть упражнения, когда вы были «Говорящим», какое влияние на вас оказывали различные действия «Слушающего», как они вами воспринимались?» и т. д.
Данное упражнение, в зависимости от того, как будет организовано, может дать очень разноплановые результаты.
Наиболее простой путь — рефлексия процесса слушания, в результате чего формируется умение слушать, осознаются такие барьеры слушания, как оценивание, желание дать совет, рассказать что-то из своего опыта и т. д. Более сложный путь — анализ возникающих в ходе работы чувств.
Упражнение «Цепочка речи»
Цели:
• тренировка умения слышать и слушать;
• тренировка умения сконцентрироваться на партнере. Участники тренинга должны располагаться полукругом или кругом. Во время игры информация будет накапливаться от игрока к игроку. Каждый последующий участник использует сделанное (сказанное), показанное до него и передает эстафету следующему, прибавляя к полученному ранее материалу свою информацию.
Первый участник произносит любое предложение на заданную тренером тему. Второй дословно повторяет услышанное предложение, добавляя к нему свою реакцию. Третий возвращается по смыслу к предыдущим двум предложениям и добавляет свое. Например: тема — погода. 1-й: По-моему сегодня холодно.
2-й: По-твоему, сегодня холодно, точно — я весь дрожу! 3-й: Игорь сказал, что сегодня холодно. Саша весь дрожит; значит, надо теплее одеваться!
4-й: Наша беседа началась с того, что сегодня холодно и один из моих товарищей весь дрожит от холода, следовательно, сегодня надо одеться теплее, кроме того, я считаю, что необходимо захватить зонт.
В примере видно, что дословно повторяет фразу лишь второй игрок. Далее накопление информации идет с максимальным цитированием предыдущих фраз, но с добавлением новой информации. Причем игроки должны следить за тем, чтобы беседа несла не только информативную, но и эстетическую нагрузку (т. е. была красивой). Цепочка может быть оборвана из-за исчерпанности темы, излишней развернутости. Из-за недостаточной концентрации кого-то из участников. Новая цепочка начинается со следующего по очереди игрока.
Упражнение «Главная мысль»
Цель:
• тренировка умения выразить главную мысль рассказчика.
Ведущий читает маленькую заметку из газеты. Задача слушателей — дать такое название заметке, которое выражало бы ее суть. После нескольких примеров можно перейти к большей по объему информации. Ее суть можно выразить тремя предложениями.
Упражнение «Слепое слушание»
Цель:
• продемонстрировать участникам группы неэффективность передачи информации без обратной связи. Упражнение выполняется в парах. Одна или две пары
выполняют упражнение, остальные наблюдают. Пары садятся за стол так, чтобы не видеть рук друг друга (за преградой или спиной друг к другу). Каждому члену пары дается по 7 спичек, одному из них ведущий составляет из 7 спичек фигуру. Задача этого члена пары объяснить другому, как лежат спички, чтобы тот смог выложить из своих спичек точно такую же фигуру. Запрещается смотреть на то, что делает партнер, и задавать друг другу какие-либо вопросы. Затем преграда снимается, сравниваются результат и образец. Участники обсуждают трудности, которые они испытывали в ходе выполнения упражнения.