Тема 10. Неклассический этап развития науки

Четвертая научная революция. Научные открытия, окончательно подорвавшие механистически-метафизическую картину мира: явление самопроизвольного излучения урановой соли – Антуан Анри Беккерель; радиоактивности – Пьер и Мария Склодовская Кюри; электрона – Джозеф Джон Томпсон; квантовой модели атома Резерфорда-Бора; специальной и общей теории относительности – Альберт Эйнштейн; волновых свойств материи – Луи де Бройль; отношение неопределенностей – Вернер Гейзенберг. Становление неклассической науки (первая половина ХХ в.).

Тема 11. Постнеклассический этап развития науки

Характеристика постнеклассической науки: универсальный (глобальный) универсализм, основанный на трех важнейших концептуальных направлениях – теории нестационарной Вселенной, синергетике, теории биологической эволюции и развитой на ее основе концепции биосферы и ноосферы. Организация и самоорганизация, стационарность и нестационарность в природе. Синергетика и возможность перехода от линейного к нелинейному мышлению. Устойчивость и хаос. Преемственность, изменчивость, отбор в изменении открытых систем. Флуктуации и бифуркации в развитии диссипативных структур. Холистские концепции в естествознании. Информационное взаимодействие и антропный принцип. «Научный креационизм» и современная картина мира. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: