Система логико-методологических средств, при помощи которых осуществляется анализ научного познания, ее уровни.
Философско-гносеологический уровень анализа науки.
Общелогические методы, присущие человеческому познанию в целом: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение и т. д. Научные методы исследования: методы построения эмпирического знания и методы построения теоретического знания.
Моделирование. Компьютерное моделирование.
Применение общелогических методов на различных уровнях познания.
Аксиоматический метод.
Тема 18. Уровни и методы научного исследования
Определение эмпирического и теоретического уровней научного познания. Диалектическое единство эмпирического и теоретического уровней науки.
Специфика эмпирического уровня науки. Характерные признаки эмпирического познания. Ограниченность эмпирического исследования.
Специфика теоретического уровня науки. Характерные признаки теоретического познания. Возможности теоретического исследования.
|
|
Различия эмпирического и теоретического уровней науки по объекту, видам знания и методам познания.
Тема 19. Методология научного мышления
Методология введения термина. Семиотика термина. Методологические требования к введению термина. Методология истинности суждения. Обоснование суждения. Методология вопроса. Обыденный и научный вопросы. Истинность теорий.
Тема 20. Современные методологические концепции
Плюрализм когнитивных практик. Новое отношение к проблеме знания. Идеи герменевтики и современная эпистемология.
Тема 21. Специфика методологии социально-гуманитарного познания
Специфика социально-гуманитарных наук их сходство и отличия от естествознания.
Герменевтика, ее характеристика как социально-гуманитарного метода познания. Историческое развитие герменевтики как метода познания. Современная герменевтика.Вклад Г. Гадамера и М. Хайдеггера в развитие герменевтики. Герменевтический методологический стандарт.
Структурализм.Идеи Соссюра и Леви-Стросса.
Постструктурализм. Основными представители: Р.Барт, Ж.Деррида, Ж.Делез, Ю.Кристева, В.Гваттари.