План
1. Генезис науки и проблема периодизации ее истории.
2. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.
3. Средневековая наука.
4. Формирование опытной науки в новоевропейской культуре.
5. Главные этапы становления науки на рубеже 19 – 20 вв.
6. Становление неклассической науки.
7. Формирование науки как профессиональной деятельности.
8. Становление социальных и гуманитарных наук.
Литература
1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII вв.). Формирование научных программ нового времени. – М.: Наука, 1980. – С. 67-134, 135-200, 240-301.
2. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – С. 5-10, 13-18, 61-85, 113-180.
3. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: Учеб. пособие. – М.: Гардарика, 1996. - С. 42-69.
4. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 106-144, 156-167.
5. Философия науки / под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004. – С. 78-103.
6. Лешкевич Т.Г. Методология и философия науки. – Ростов н/Д, 2004. – С. 32-37.
7. Рузавин Г.И. Философия науки. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 56-60, 69-71.
8. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006. – С. 119-145.
Лекция 3. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности
План
1. Сущность процесса институционализации науки. Компоненты науки как социального института, их структура.
2. Способы организации и взаимодействия ученых на протяжении всего исторического развития науки.
3. Сущность и характеристики научных сообществ. Роль научного сообщества.
4. Сущность и характеристика научных школ как институционального элемента науки. Классические и современные научные школы.
5. Научные коллективы на междисциплинарной основе, их деление на проблемные группы.
6. Научные направления. «Эпистемические сообщества».
7. Два аспекта передачи опыта и знаний: синхронный и диахронный. Проблема трансляции научных знаний.
Литература
1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII вв.).
Формирование научных программ нового времени. – М.: Наука, 1980. – С. 67-134, 135-200, 240-301.
2. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – С. 5-10, 13-18, 61-85, 113-180.
3. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: Учеб. пособие. – М.: Гардарика, 1996. - С. 42-69.
4. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 106-144, 156-167.
5. Философия науки / под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004. – С. 78-103.
6. Лешкевич Т.Г. Методология и философия науки. – Ростов н/Д, 2004. – С. 32-37.
7. Рузавин Г.И. Философия науки. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 56-60, 69-71.
8. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006. – С. 119-145.