1. Наука вид познавательной деятельности, социальный институт, производительная и социальная сила общества.
2. Основные этапы становления и развития философии науки к. XIX – XX в. Позитивизм и неопозитивизм.
3. Основные представители и концепции постпозитивистского этапа философии науки.
4. Основные проблемы философии науки XX в.
5. Наука в системе мировоззренческого знания
6. Классификация научного знания
7. Становление первых форм европейской теоретической науки в античности и средневековье
8. Постановка и развитие в рамках теологического знания проблем математики, физики, астрономии, медицины в арабской философии и науке V – XII вв.
9. Классический этап развития науки. Классическая механика Г. Галилея и И. Ньютона. Механистическая картина мира.
10. Неклассический этап развития научного познания, квантовая теория, теория относительности.
11. Постнеклассический этап развития науки. Синергетическая парадигма, глобальный эволюционизм, направление искусственного интеллекта.
12. Изменение философских и естественнонаучных представлений о материи в истории философии и науки.
13. Классическое, неклассическое и постнеклассическое понимание энергии и информации, их взаимосвязь.
14. Изменение представлений о пространстве и времени в ходе развития научного познания.
15. Современные научные представления об эволюции форм отражения. Эволюционная эпистемология
16. Язык как средство построения и развития науки в контексте аналитической философии XX в.
17. Научные традиции и научные революции. Концепция исторической динамики научного познания Т. Куна
18. Познание как операциональный процесс. Соотношение субъекта и объекта научно-познавательной деятельности, проблема истины и ее критериев
19. Концепция несоизмеримости научных теорий П. Фейерабенда.
20. Типология рациональности
21. Специфика естественнонаучного и гуманитарного познания
22. Формы конкретно-чувственного познания (ощущение, восприятие, представление), их характеристика, представители сенсуализма.
23. Концепция личностного, неявного знания М. Полани.
24. Формы абстрактно-логического познания (понятия, суждения, умозаключения), их характеристика, представители рационализма.
25. Концепция «критического рационализма» К. Поппера и И. Лакатоса.
26. Основные методы эмпирического познания, их виды, формы, роль в научном познании.
27. Теоретическое познание, его основные формы, роль в процессе познания.
28. Методология современного научного познания.
29. Антропологические и ценностные предпосылки и основания научного познания
30. Место науки как социального института в структуре общественного бытия.
31. Роль науки и новых информационных технологий в становлении и развитии современного информационного, сетевого общества, системы образования и воспитания.
32. Актуальные проблемы глобалистики, этические проблемы науки к. XX – н. XXI в.
33. Философское понимание содержания, методов и смысла образования.
34. Философия деятельности.
35. «Философия для детей».
36. Педагогика ненасилия.
37. Философские проблемы педагогики и образования к. XX в. – н.XXI в. в контексте новых информационных технологий.