Тема 14. Научное познание и его формы

Научное знание представляет собой многообразное единство частных наук, классификация которых представляет собой научную проблему. Она решается по-разному, в зависимости от избранного основания классификации: предмета исследования отдельных наук, их методов, целей научного познания и других многообразных обстоятельств.

Одна из первых попыток классификации принадлежит Аристотелю. Все знание в зависимости от сферы его применения он разделил на три группы: теоретическое, где познание ведется ради него самого; практическое, дающее руководящие идеи для поведения человека и творческое, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного.

Ф. Бэкон, в зависимости от познавательных способностей человека (память, рассудок и воображение), выделил три типа наук: а) история как описание фактов, в т.ч. естественная и гражданская; б) теоретические науки, или философия в широком смысле слова и в) поэзия, литература, искусство вообще.

Г. Гегель дал диалектико-идеалистическую типологию наук. Он выделил: а) логику, включающую диалектику и теорию познания, б) философию природы и в) философию духа. Далее философию природы он разделил на механику, физику (включающую и изучение химических процессов) и органическую физику, рассматривающую последовательно геологическую природу, растительную природу и животный организм. Философию духа Гегель расчленил на три раздела: субъективный дух (антропология, феноменология и психология), объективный дух (социально-историческая жизнь человечества) и абсолютный дух (философия как «мыслящее рассмотрение предметов»). Эта классификация выразила идею развития действительности как органического целого от низших ступеней до высших вплоть до порождения мыслящего духа.

О. Конт сгруппировал науки в три иерархических пары: а) начальные, математико-астрономические; б) промежуточные, физико-химические и в) конечные, биолого-социологические. Конт считал, что между всеми типами знания существует глубокая внутренняя связь, однако, его классификация носит в основном статистический характер и недооценивает принцип развития.

Ф. Энгельс попытался учесть этот недостаток и в качестве критерия деления наук взял формы движения материи от простой к сложной и от неживой к живой природе: механика, физика, химия, биология. Кроме того, он предсказал, что наиболее важные и фундаментальные открытия следует ожидать на стыках основных наук, что подтвердилось в последствии.

Классификации современных наук также проводятся по самым разным основаниям. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе – естествознание (механика, физика, химия, геология, биология и др.), науки об обществе или гуманитарно-социальные науки (история, археология, экономическая теория, политология, культурология, социология, искусствоведение и др.), о самом познании, мышлении (логика, гносеология и др.), технические науки, своеобразной наукой является современная математика, наукой о наиболее общих законах действительности является философия, которую, однако, нельзя полностью относить только к науке.

По своей «удаленности» от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, которые выясняют основные законы и принципы реального мира и где нет прямой ориентации на практику, и прикладные, преследующие цель непосредственного применения результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем.

Вместе с тем, надо отметить, что границы между отдельными науками условны и подвижны. К настоящему времени наиболее обстоятельно разработана классификация естественных наук, хотя и в ней есть спорные моменты. Например, существует ли геологическая форма движения материи и каково в связи с этим место геологии в иерархии наук? Классификация социально-гуманитарных наук разработана слабо, т.к. долгое время анализ науки проводился только по модели естественно-математического знания.

В научном познании выделяют два уровня – эмпирический и теоретический. Под эмпирическим уровнем научного познания понимают знание, содержание которого может быть выражено терминами и предложениями, относящимися непосредственно к наблюдаемым явлениям или опытным данным. Под теоретическим уровнем понимают знание, содержание которого не имеет непосредственного чувственного носителя – коррелята.

Эмпирический и теоретический уровни науки должны рассматриваться в диалектическом единстве как взаимообуславливающие формы единой познавательной деятельности. Обращение к реальной исследовательской деятельности убеждает в том, что разделение эмпирического и теоретического во многом условно, относительно. Ни одно описание факта, ни один анализ источников не осуществляется без привлечения теоретического арсенала знания. Даже при самом элементарном наблюдении и фиксации опытных данных мы пользуемся теоретическими понятиями. Также и наоборот: при отсутствии эмпирических данных невозможным становится и построение теории. Поэтому предпочтительнее характеристика эмпирического и теоретического не столько как разных, застывших, строго фиксированных уровней научного знания, а как специфических, взаимопроникающих форм научной деятельности.

Эмпирическое исследование – это процесс непосредственного взаимодействия субъекта и объекта познания. Оно выполняет функции выявления фактов и эмпирических закономерностей с помощью наблюдения, измерения, описания и т.д. Специфика эмпирического уровня науки в том, что на нем преобладает чувственное познание, рациональный момент здесь присутствует, но имеет подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних сторон и проявлений. Характерными признаками эмпирического познания являются: сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдений и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность. Но эмпирическое исследование само по себе не дает необходимого и всеобщего знания, не может достаточным образом доказать необходимость явлений, выразить их в процессе диалектического развития.

Только теория дает всеобъемлющий, всесторонний анализ действительности, рассматривая совокупность всех противоречивых тенденций, вскрывая сущность вещей, их внутреннюю необходимость и закономерность. Теоретическое знание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Теория не есть просто суммирование эмпирических данных, ибо она формируется в процессе диалектического перехода от явления к сущности, от единичного к всеобщему, от случайного к необходимому. Творческое преобразование знаний в этом процессе делает невозможным простое сведение теоретического к эмпирическому, как это считается, например, в неопозитивизме. Теоретическая деятельность связана с продуцированием знаний иного качества, чем исходные.

Т.о., эмпирический и теоретический уровни науки различаются по объекту, видам знания и методам познания.

На эмпирическом уровне объект исследуется со стороны, доступной наблюдению и экспериментированию. Полученный эмпирический материал обобщается и систематизируется.

Теоретический объект представляет собой мысленную реконструкцию эмпирического объекта. Это абстракция, логическая модель реального объекта, выраженная, как правило, на специальном языке науки: научными терминами, знаками искусственного языка.

Различия по видам знания заключаются в следующем. На эмпирическом уровне содержанием знания являются научные факты и сформулированные на их основе эмпирические законы. Содержанием теоретического уровня являются научные понятия, категории, законы науки. Развитое научное знание выражается в форме научной теории.

Эмпирический и теоретический уровни различаются также по методам, которые делятся на эмпирические (наблюдение, описание, сравнение, измерение, эксперимент), с помощью которых осуществляется накопление, фиксация, обобщение и систематизация опытных данных, их статистическая и индуктивная обработка, и теоретические (аналогия и моделирование, формализация, идеализация); с их помощью формируются законы науки, теории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: