МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.В.3.1., ФТД 3
Семейные конфликты и способы их разрешения
(ШИФР ДИСЦИПЛИНЫ И НАЗВАНИЕ В СООТВЕТСВИИ СО СТАНДАРТОМ И УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ)
Основная образовательная программа подготовки специалиста
по специальности
«040101-Социальная работа»
«050703-Дошкольная педагогика и психология»
«050706-Педагогика и психология»
(код и наименование специальностей)
Утверждено на заседании
кафедры психологии
Психолого-педагогического
института
(протокол № 1 от 01 сентября 2012г.)
Зав. кафедрой
____________ (Синкевич И.А.)
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы:
Г.И. Горлов, канд. психол. наук, доцент
И.А. Синкевич, канд. пед. наук, доцент
1.2 Рецензенты:
О.Н.Недосека, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии (МГПУ)
Е.М. Зубрицкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, проректор по научной работе Мурманского гуманитарного института (МГИ)
Пояснительная записка
На современном этапе развития общества в нашей стране, за рубежом социально приемлемым является воспитание детей в семье. Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умении направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей.
Значение, которое в эпоху цивилизации семья приобрела в общественной и личной жизни людей, обусловило сравнительно рано зародившийся и устойчивый интерес к ее изучению. При этом в течение длительного времени (примерно до середины XIX века) семья рассматривалась как изначальная и по самой своей природе моногамная ячейка общества, исходный пункт его развития и его миниатюрный «прообраз».
В настоящее время в нашем обществе происходит переход от представлений о семье как о ячейке общества к пониманию ее самоценности. Однако следует заметить, что, по данным научно-исследовательского центра Института молодежи, российская семья сейчас находится в состоянии кризиса, социальной деградации. На протяжении последних лет существует устойчивые тенденции:
· ухудшения материального положения семьи;
· роста числа неполных семей;
· снижения интереса к рождению детей;
· роста отчужденности детей от семьи;
· падения авторитета родителей по сравнению с авторитетом
сверстника, устроившегося в жизни;
· повышения уровня подростковой девиантности.
В связи с этим необходима программа семейной социализации и воспитания жизнеспособной личности в современных условиях. Таким образом, значение исследования семейной проблематики в современных условиях не уменьшается, а, скорее, все более возрастает. Преподавание психологии семьи для студентов педвузов является актуальным, так как множество проблем в этой области ждет своих исследователей.
В курсе «Семейные конфликты и способы их разрешения» обобщены результаты многолетней работы психологов, социологов, демографов в области семейных отношений, рассматриваются различные стороны этой многогранной темы.
Цель курса состоит в том, чтобы ознакомить студентов с основными проблемами современной семьи, с тенденциями развития семейно-брачных отношений, а также с методами изучения и коррекции семейных проблем.
На практических занятиях студенты осваивают методы изучения семьи, обучаются приемам определения причин и разрешения супружеских конфликтов, обсуждаются приемы ведения безобвинительного общения.
В связи с вышесказанным целью дисциплины “Семейные конфликты и способы их разрешения” является помочь специалистам в области психологии овладеть знаниями, навыками и умениями, сформулировать нравственную позицию, необходимую для работы с семьей.
Задачи курса “Семейные конфликты и способы их разрешения”:
1. Дать представление общие представления о конфликтах в семье, методах их изучения.
2. Познакомить студентов с основными понятиями семейных конфликтов.
3. Сформировать научное мировоззрение, широкий профессиональный кругозор и нравственную позицию специалиста по отношению к семьям.
4. Ознакомить с различными принципами, программами и системой помощи семье в конфликтной ситуации.
5. Представить студентам информацию о семьях группы риска.
6. Ознакомить студентов с методами изучения семьи, психотерапии в коррекционной работе с детьми и их родителями на различных этапах семейного цикла.
7. Дать представление об основных направлениях и формах взаимодействия психолога с членами семьи.
В программе нашли отражение различные теоретические направления отечественной и зарубежной психологии, наиболее яркие теории и методы диагностики семейных отношений.
В списке литературы студентам предложены работы, опубликованные в последние годы. Разработанные практические занятия позволяет организовать самостоятельную работу студентов.
В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками и уметь использовать их на практике.
В результате изучения дисциплины “Семейные конфликты и способы их разрешения” студенты должны знать:
· теоретические основы психологии семьи, модели семьи, теории семейного кризиса;
· основные категории и понятия психологии семьи;
· основные направления, подходы в психологии семьи;
· задачи, этапы и конкретные формы воспитания детей в семье;
· модели семьи и теории семейного кризиса;
· методы психотерапии в психокоррекционной работе с семьями.
Студенты должны быть готовы решать практические коррекционно-педагогические задачи, непременно используя знания, полученные в ходе изучения курса “Семейные конфликты и способы их разрешения”. Для этого они должны уметь:
владеть методами семейной психологии и адекватно использовать их;
· использовать на практике методы психотерапии в психокоррекционной работе с семьями;
· осуществлять помощь родителям в семьях группы риска;
· отстаивать и проводить в жизнь четкую нравственную позицию по отношению к семьям;
· анализировать собственную деятельность с целью совершенствования и эффективности для каждого конкретного случая.
УМК по курсу “Семейные конфликты и способы их разрешения” составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.