Научное знание в отличие от житейского, обыденного, отличается своей обобщённостью и особым методом достижения знаний. Метод (пер. с греч. - путь, способ познания), в настоящее время рассматривается как способ практического и теоретического освоения действительности, как совокупность операций, действий, приёмов человека направленных на овладение объектом, познания действительности.
Все методы современной науки условно можно разделить на две группы: теоретические и эмпирические методы. При проведении теоретических исследований учёный имеет дело не с самой реальностью, а с её мысленной репрезентацией – образ, формула, модель, схема, описание и т.п. Теоретическая работа совершается «в уме».
Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений, и учёный взаимодействует уже с самим объектом, а не с мысленной репрезентацией. К общенаучным эмпирическим методам относят:
- наблюдение
рассматривается как целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. В ходе наблюдения исследователь не может воздействовать на объект, поэтому с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встречающиеся в обычных условиях.
|
|
- измерение
измерение может проводиться как в естественных, так и в искусственно созданных условиях. В ходе измерения исследователь не стремится воздействовать на объект, но регистрирует его характеристики такими, какими они являются «объективно», независимо от исследователя и методики измерения. В ходе измерения обязательно используется измерительный инструмент, поэтому естественное «поведение» объекта контролируется и регистрируется прибором. При измерении невозможно выявить причинно-следственные зависимости, но можно установить связи между уровнями разных параметров объекта.
- эксперимент
экспериментом называется проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи. В процессе эксперимента исследователь не только наблюдает за поведением испытуемого и измеряет его состояние, но и целенаправленно воздействует на объект, осуществляет экспериментальное воздействие, чтобы измерить его состояния.
Дружинин В.Н. предлагает следующую классификацию эмпирических методов исследования:
Активный | Пассивный | |
Опосредованный | Эксперимент | Измерение |
Непосредственный | Беседа (коммуникативный метод) | Наблюдение |
В процессе работы мы должны познакомиться со всеми перечисленными методами. Практикум состоит из нескольких частей, первая часть посвящена методу наблюдения, вторая – измерению, третья часть – эксперименту.