Методические указания по подготовке письменных работ и критерии их оценки

Одной из важных форм повышения качества усвоения знаний при изучении учебной дисциплины «Философия» является самостоятельное написание студентами различных видов письменных работ: рефератов, контрольных работ.

Осуществляемый в процессе подготовки письменной работы анализ необходимого научного, справочного и практического материала позволяет углубить и закрепить теоретические знания. Кроме того, студенты приобретают и совершенствуют навыки самостоятельного исследования процессов, происходящих в политической и социально-экономической жизни нашего общества.

В письменной работе студенты имеют возможность аргументировано изложить свое понимание о социальных процессах, внести предложения по совершенствованию механизма регулирования общественных отношений, складывающихся в государстве, субъектах РФ, муниципальных образованиях. При этом вполне правомерно использование по теме письменной работы достижений теоретической мысли смежных обществоведческих наук.

При подготовке письменной работы целесообразно придерживаться следующей схемы изучения вопросов:

Уяснение (осмысление) с учетом полученных знаний избранной темы письменной работы;

Подбор (поиск) необходимой научной, справочной, учебной литературы, статистических и социологических сведений, законодательных и иных нормативных правовых актов, а также иных источников;

Анализ и систематизация собранных по теме материалов;

Подготовка плана написания работы;

Написание текста работы в объеме, определяемом видом работы: реферат -10-15 стр; контрольная работа – 10-15 стр.

Оформление рукописи работы в соответствии с предъявляемыми требованиями (оформление титульного листа, сносок, библиографии).

Уяснение (осмысление) проблемы и формулирование замысла письменной работы требуют от автора использования полученных в институте знаний не только в области муниципального права, но и смежных дисциплин, четкого понимания стоящих перед ним задач: написание работы конкретного вида, отвечающей определенным требованиям; представления письменной работы преподавателю для проверки, к защите на кафедру (контрольная работа), подготовки работы в виде теоретического исследования или обобщения практики либо работы комплексного характера; необходимости аргументации выводов и предложений справочными.

При анализе и систематизации имеющихся по теме материалов параллельно намечается структура работы. Целесообразно план работы согласовать с научным руководителем, предложив для обсуждения несколько вариантов. В соответствии с согласованным планом осуществляется группировка материалов по главам, параграфам либо по пунктам и их систематизация. Рубрики или иные выделения в тексте должны акцентировать внимание на важных, узловых аспектах темы, выводах, рекомендациях, предложениях.

Написание работы осуществляется самостоятельно путем творческого изложения собранных научных материалов и нормативных источников. При использовании идей, выводов либо текстового материал (цитат) других авторов необходимо делать ссылку на соответствующее издание.

Подготовленная рукопись требует повторного прочтения, критической оценки материала с целью выявления наиболее слабых, отвлеченно-описательных, недостаточно аргументированных моментов, а также тех частей текста, содержание которых выходит за пределы темы письменной работы. Одновременно осуществляется литературная правка, проверка правильности написания выходных данных (для научной работы – точное указание фамилии, имени, отчества автора), название научного труда, место издания, название издательства, год издания, номера страниц. Уточняется правильность оформления работы, написания научно-справочного аппарата в тексте и в конце письменной работы. Допускаются подчеркивание, выделение отдельных мест полужирным шрифтом, либо курсивом.

Письменная работа оформляется на стандартной бумаге А4. Текст печатается через полтора интервала и только с одной стороны листа. Сноски оформляются внизу страницы через один интервал. Необходимо соблюдать следующие размеры полей: левое -35мм, правое – до 15 мм, верхнее и нижнее – не менее 20 мм.. Шрифт: Times New Roman. 14 кегль для основного текста и 10 кегль для сносок.

При проверке работы преподавателем оцениваются:

1. Знания и умения на уровне требований стандарта дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.

2. Характеристика реализации цели и задач исследования (актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов).

3. Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).

4. Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности исследования, спорность или однозначность выводов).

5. Использование литературных источников.

6. Культура письменного изложения материала.

7. Культура оформления материалов работы.

Оценка «ОТЛИЧНО» ставится в случае, когда содержание работы полностью раскрывает ее темы, работа выполнена в соответствии с вышеизложенными требованиями к содержанию, оформлению и научному стилю речи.

Оценка «ХОРОШО» ставится в случае, когда содержание работы полностью раскрывает ее темы, работа выполнена в соответствии с практически всеми вышеизложенными требованиями к содержанию, оформлению и научному стилю речи, но имеются замечания к работе, которые не касаются полноты изложения предмета работы.

Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится в случаях

· когда содержание работы раскрывает ее тему более, чем на 50 %, работа выполнена в соответствии с практически всеми вышеизложенными требованиями к содержанию, оформлению и научному стилю речи

· тема работы раскрывается, но имеются существенные замечания к содержанию, оформлению и научному стилю речи.

Тестовые задания оцениваются следующим образом: 75% верных ответов – оценка «отлично», 50% и более – оценка «хорошо», 30% – оценка «удовлетворительно», менее 20% – оценка «неудовлетворительно».

Приложение №3

Примерная тематика докладов и рефератов(с последующим уточнением при выдаче задания конкретному студенту).

Раздел Темы письменных работ
1.Предмет и история философии. 1. Взаимосвязь философии и естествознания
2. Философия и религия в современном мироощущении
3. Образ философа в прошлом и настоящем
4. Философия и мифология
5. Философские основы йоги
6. Буддизм: философия и религия
7. Человек в учении Конфуция
8. Человек и общество в философии даосизма
9. Понимание природы в индийской философской традиции
10. Атомистическая трактовка бытия Демокрита
11. Образ человека в античной философии
12. Онтология Платона и Аристотеля
13. Сократ: личность и судьба
14. Тема любви в философии Платона
15. Философские взгляды Фомы Аквинского
16. Леонардо да Винчи: философ, учёный, художник
17. Галилей и «галилеевская» наука
18. Философский смысл христианства
19. Северное Возрождение и церковная Реформация
20. Гносеологическая проблематика в учении Ф. Бэкона
21. Философские взгляды Р. Декарта
22. Пантеизм Б. Спинозы
23. Философские взгляды Ж.-Ж Руссо
24. Субъектно-объектная парадигма новоевропейской науки
25. Понимание бога в философии Нового времени
26. Социальная философия французского Просвещения
27. Этические проблемы в творчестве И. Канта
28. Философские взгляды И.Г. Фихте
29. Диалектика Г.В.Ф. Гегеля
30. Проблема отчуждения в философии марксизма
31. Философия истории Г.В.Ф. Гегеля
32. Структурная антропология К. Леви-Стросса
33. Э. Гуссерль и программа философии как «строгой науки»
34. Философские идеи М. Хайдеггера
35. Проблема абсурда в философии А. Камю
36. Неокантианство XIX века
37. Гуманистический психоанализ Э. Фромма
38. Проблемы познания в философии Л. Витгенштейна
39. Философия позитивизма и её развитие в XX веке
40. Постпозитивизм» и философия науки
41. Прагматизм в контексте американской духовной традиции
42. Философия Д. Дьюи
43. Историческая миссия человека в контексте русского космизма
44. «Философия всеединства» В. Соловьёва и П. Флоренского
45. Философия «общего дела» Н. Фёдорова
46. Концепция творчества Н. Бердяева
47. «Философия души русского народа» в концепциях Н. Бердяева и Н. Лосского
48. Роль науки в становлении космической реальности (В.И. Вернадский)
2. Онтология – учение о бытии. 49. Учение о бытии в философии и теологии: сходство и различие
50. Природа человека в религиозной и философской трактовках
51. Необходимость и свобода
52. Свобода человеческой воли с точки зрения религии и философии
53. Эволюция представлений о пространстве и времени
54. Философия и теология о строении мира
55. Современные естественно-научные теории и их философское значение
56. Вещи, свойства и отношения
57. Реальность объективная и субъективная
58. Интуиция и её роль в познании объективного мира
59. Познание и творчество
60. Проблема научного предвидения
61. Идеалы современной науки
62. Понятие и критерии прогресса
3. Философия человека и общества. 63. Личность как философская категория
64. Природа и сущность человека
65. Проблема противоречивости человеческой природы
66. Типы смысловых ориентации личности
67. Реальность и человек в философии С.Л. Франка
68. Всемирная история в интерпретации м. Хайдеггера и А. Тойнби
69. Концепция «культурно-исторических типов» и О. Шпенглера
70. Формы общественного сознания
71. Философия истории Н.Я. Данилевского
72. Ценностные измерения исторического процесса
73. Высшие ценности человеческого бытия
74. Потребности и ценности
75. Проблема ненасилия в этике
76. Ценности техногенного общества
77. Современная техногенная цивилизация и проблема гуманизма
78. Альтернативы будущего в современных футурологических концепциях
79. Проблема отношения человека к природе и религиозное сознание
80. Роль культуры в решении глобальных проблем современности
81. Человек будущего: научные перспективы и этические ограничения
82. Космическая этика К.Э. Циолковского
83. Экологическое содержание религиозных представлений

Темы контрольных работ, тестовые задания и методические рекомендации приведены в приложении № 1.

Приложение №4

Самостоятельная работа студентов проводится с целью закрепления и углубления полученных знаний, подготовки к предстоящим учебным занятиям, а также изучения дополнительных тем и рекомендуемой литературы, выполнения контрольных заданий. Данный вид учебных занятий будет способствовать формированию и развитию у студентов самостоятельности, творчества и культуры научной организации учебной работы.

Самостоятельная работа является одним из важных компонентов учебного процесса, поскольку усвоение курса философии предполагает формирование активной творческой субъектной позиции студента.

В результате изучения дисциплины «Философия» студенты должны:

- получить знания об основных сферах, разделах, функциях и проблемах философии, этапах развития философской мысли;

- составить системное представление о мире и месте человека в нем;

- приобрести навыки самостоятельных философских рассуждений;

- уметь логично формулировать и излагать собственное видение изучаемых проблем.

Проверка эффективности самостоятельной работы студентов проводится в процессе опросов и диспутов на семинарских занятиях, а также посредством докладов, тестов и контрольных работ.

Виды и тематика самостоятельной работы студентов:

- подготовка к аудиторным занятиям;

- изучение теоретического материала;

- выполнение контрольных работ (для студентов заочной формы обучения);

- подготовка информационного сообщения (конспекта, обобщающей таблицы, глоссария и т.д.);

- подготовка к олимпиаде;

- написание реферата.

В письменной научной работе студенты имеют возможность аргументировано изложить свое понимание о социальных процессах, внести предложения по совершенствованию механизма регулирования общественных отношений, складывающихся в государстве, субъектах РФ, муниципальных образованиях. При этом вполне правомерно использование по теме письменной работы достижений теоретической мысли смежных обществоведческих наук.

При подготовке письменной работы целесообразно придерживаться следующей схемы изучения вопросов:

Уяснение (осмысление) с учетом полученных знаний избранной темы письменной работы;

Подбор (поиск) необходимой научной, справочной, учебной литературы, статистических и социологических сведений, законодательных и иных нормативных правовых актов, а также иных источников;

Анализ и систематизация собранных по теме материалов;

Подготовка плана написания работы;

Написание текста работы в объеме, определяемом видом работы: реферат -10-15 стр; контрольная работа – 10-15 стр.

Оформление рукописи работы в соответствии с предъявляемыми требованиями (оформление титульного листа, сносок, библиографии).

Уяснение (осмысление) проблемы и формулирование замысла письменной работы требуют от автора использования полученных в институте знаний не только в области муниципального права, но и смежных дисциплин, четкого понимания стоящих перед ним задач: написание работы конкретного вида, отвечающей определенным требованиям; представления письменной работы преподавателю для проверки, к защите на кафедру (контрольная работа), подготовки работы в виде теоретического исследования или обобщения практики либо работы комплексного характера; необходимости аргументации выводов и предложений справочными.

При анализе и систематизации имеющихся по теме материалов параллельно намечается структура работы. Целесообразно план работы согласовать с научным руководителем, предложив для обсуждения несколько вариантов. В соответствии с согласованным планом осуществляется группировка материалов по главам, параграфам либо по пунктам и их систематизация. Рубрики или иные выделения в тексте должны акцентировать внимание на важных, узловых аспектах темы, выводах, рекомендациях, предложениях.

Написание работы осуществляется самостоятельно путем творческого изложения собранных научных материалов и нормативных источников. При использовании идей, выводов либо текстового материал (цитат) других авторов необходимо делать ссылку на соответствующее издание.

Подготовленная рукопись требует повторного прочтения, критической оценки материала с целью выявления наиболее слабых, отвлеченно-описательных, недостаточно аргументированных моментов, а также тех частей текста, содержание которых выходит за пределы темы письменной работы. Одновременно осуществляется литературная правка, проверка правильности написания выходных данных (для научной работы – точное указание фамилии, имени, отчества автора), название научного труда, место издания, название издательства, год издания, номера страниц. Уточняется правильность оформления работы, написания научно-справочного аппарата в тексте и в конце письменной работы. Допускаются подчеркивание, выделение отдельных мест полужирным шрифтом, либо курсивом.

Письменная работа оформляется на стандартной бумаге А4. Текст печатается через полтора интервала и только с одной стороны листа. Сноски оформляются внизу страницы через один интервал. Необходимо соблюдать следующие размеры полей: левое -35мм, правое – до 15 мм, верхнее и нижнее – не менее 20 мм.. Шрифт: Times New Roman. 14 кегль для основного текста и 10 кегль для сносок.

При проверке работы преподавателем оцениваются:

Знания и умения на уровне требований стандарта дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.

Характеристика реализации цели и задач исследования (актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов).

Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).

Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности исследования, спорность или однозначность выводов).

Использование литературных источников.

Оценка «ОТЛИЧНО» ставится в случае, когда ответ/работа полностью раскрывает ее темы, работа выполнена в соответствии с вышеизложенными требованиями к содержанию, оформлению и научному стилю речи.

Оценка «ХОРОШО» ставится в случае, когда ответ/работа полностью раскрывает ее темы, работа выполнена в соответствии с практически всеми вышеизложенными требованиями к содержанию, оформлению и научному стилю речи, но имеются замечания к работе, которые не касаются полноты изложения предмета работы.

Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится в случаях

когда ответ/работа раскрывает ее тему более, чем на 50 %, работа выполнена в соответствии с практически всеми вышеизложенными требованиями к содержанию, оформлению и научному стилю речи

тема раскрывается, но имеются существенные замечания к содержанию, оформлению и научному стилю речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: