Одной из важных форм повышения качества усвоения знаний при изучении учебной дисциплины «Философия» является самостоятельное написание студентами различных видов письменных работ: рефератов, контрольных работ.
Осуществляемый в процессе подготовки письменной работы анализ необходимого научного, справочного и практического материала позволяет углубить и закрепить теоретические знания. Кроме того, студенты приобретают и совершенствуют навыки самостоятельного исследования процессов, происходящих в политической и социально-экономической жизни нашего общества.
В письменной работе студенты имеют возможность аргументировано изложить свое понимание о социальных процессах, внести предложения по совершенствованию механизма регулирования общественных отношений, складывающихся в государстве, субъектах РФ, муниципальных образованиях. При этом вполне правомерно использование по теме письменной работы достижений теоретической мысли смежных обществоведческих наук.
|
|
При подготовке письменной работы целесообразно придерживаться следующей схемы изучения вопросов:
Уяснение (осмысление) с учетом полученных знаний избранной темы письменной работы;
Подбор (поиск) необходимой научной, справочной, учебной литературы, статистических и социологических сведений, законодательных и иных нормативных правовых актов, а также иных источников;
Анализ и систематизация собранных по теме материалов;
Подготовка плана написания работы;
Написание текста работы в объеме, определяемом видом работы: реферат -10-15 стр; контрольная работа – 10-15 стр.
Оформление рукописи работы в соответствии с предъявляемыми требованиями (оформление титульного листа, сносок, библиографии).
Уяснение (осмысление) проблемы и формулирование замысла письменной работы требуют от автора использования полученных в институте знаний не только в области муниципального права, но и смежных дисциплин, четкого понимания стоящих перед ним задач: написание работы конкретного вида, отвечающей определенным требованиям; представления письменной работы преподавателю для проверки, к защите на кафедру (контрольная работа), подготовки работы в виде теоретического исследования или обобщения практики либо работы комплексного характера; необходимости аргументации выводов и предложений справочными.
При анализе и систематизации имеющихся по теме материалов параллельно намечается структура работы. Целесообразно план работы согласовать с научным руководителем, предложив для обсуждения несколько вариантов. В соответствии с согласованным планом осуществляется группировка материалов по главам, параграфам либо по пунктам и их систематизация. Рубрики или иные выделения в тексте должны акцентировать внимание на важных, узловых аспектах темы, выводах, рекомендациях, предложениях.
|
|
Написание работы осуществляется самостоятельно путем творческого изложения собранных научных материалов и нормативных источников. При использовании идей, выводов либо текстового материал (цитат) других авторов необходимо делать ссылку на соответствующее издание.
Подготовленная рукопись требует повторного прочтения, критической оценки материала с целью выявления наиболее слабых, отвлеченно-описательных, недостаточно аргументированных моментов, а также тех частей текста, содержание которых выходит за пределы темы письменной работы. Одновременно осуществляется литературная правка, проверка правильности написания выходных данных (для научной работы – точное указание фамилии, имени, отчества автора), название научного труда, место издания, название издательства, год издания, номера страниц. Уточняется правильность оформления работы, написания научно-справочного аппарата в тексте и в конце письменной работы. Допускаются подчеркивание, выделение отдельных мест полужирным шрифтом, либо курсивом.
Письменная работа оформляется на стандартной бумаге А4. Текст печатается через полтора интервала и только с одной стороны листа. Сноски оформляются внизу страницы через один интервал. Необходимо соблюдать следующие размеры полей: левое -35мм, правое – до 15 мм, верхнее и нижнее – не менее 20 мм.. Шрифт: Times New Roman. 14 кегль для основного текста и 10 кегль для сносок.
При проверке работы преподавателем оцениваются:
1. Знания и умения на уровне требований стандарта дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.
2. Характеристика реализации цели и задач исследования (актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов).
3. Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).
4. Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности исследования, спорность или однозначность выводов).
5. Использование литературных источников.
6. Культура письменного изложения материала.
7. Культура оформления материалов работы.
Оценка «ОТЛИЧНО» ставится в случае, когда содержание работы полностью раскрывает ее темы, работа выполнена в соответствии с вышеизложенными требованиями к содержанию, оформлению и научному стилю речи.
Оценка «ХОРОШО» ставится в случае, когда содержание работы полностью раскрывает ее темы, работа выполнена в соответствии с практически всеми вышеизложенными требованиями к содержанию, оформлению и научному стилю речи, но имеются замечания к работе, которые не касаются полноты изложения предмета работы.
Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится в случаях
· когда содержание работы раскрывает ее тему более, чем на 50 %, работа выполнена в соответствии с практически всеми вышеизложенными требованиями к содержанию, оформлению и научному стилю речи
· тема работы раскрывается, но имеются существенные замечания к содержанию, оформлению и научному стилю речи.
Тестовые задания оцениваются следующим образом: 75% верных ответов – оценка «отлично», 50% и более – оценка «хорошо», 30% – оценка «удовлетворительно», менее 20% – оценка «неудовлетворительно».
|
|
Приложение №3
Примерная тематика докладов и рефератов(с последующим уточнением при выдаче задания конкретному студенту).
Раздел | Темы письменных работ |
1.Предмет и история философии. | 1. Взаимосвязь философии и естествознания |
2. Философия и религия в современном мироощущении | |
3. Образ философа в прошлом и настоящем | |
4. Философия и мифология | |
5. Философские основы йоги | |
6. Буддизм: философия и религия | |
7. Человек в учении Конфуция | |
8. Человек и общество в философии даосизма | |
9. Понимание природы в индийской философской традиции | |
10. Атомистическая трактовка бытия Демокрита | |
11. Образ человека в античной философии | |
12. Онтология Платона и Аристотеля | |
13. Сократ: личность и судьба | |
14. Тема любви в философии Платона | |
15. Философские взгляды Фомы Аквинского | |
16. Леонардо да Винчи: философ, учёный, художник | |
17. Галилей и «галилеевская» наука | |
18. Философский смысл христианства | |
19. Северное Возрождение и церковная Реформация | |
20. Гносеологическая проблематика в учении Ф. Бэкона | |
21. Философские взгляды Р. Декарта | |
22. Пантеизм Б. Спинозы | |
23. Философские взгляды Ж.-Ж Руссо | |
24. Субъектно-объектная парадигма новоевропейской науки | |
25. Понимание бога в философии Нового времени | |
26. Социальная философия французского Просвещения | |
27. Этические проблемы в творчестве И. Канта | |
28. Философские взгляды И.Г. Фихте | |
29. Диалектика Г.В.Ф. Гегеля | |
30. Проблема отчуждения в философии марксизма | |
31. Философия истории Г.В.Ф. Гегеля | |
32. Структурная антропология К. Леви-Стросса | |
33. Э. Гуссерль и программа философии как «строгой науки» | |
34. Философские идеи М. Хайдеггера | |
35. Проблема абсурда в философии А. Камю | |
36. Неокантианство XIX века | |
37. Гуманистический психоанализ Э. Фромма | |
38. Проблемы познания в философии Л. Витгенштейна | |
39. Философия позитивизма и её развитие в XX веке | |
40. Постпозитивизм» и философия науки | |
41. Прагматизм в контексте американской духовной традиции | |
42. Философия Д. Дьюи | |
43. Историческая миссия человека в контексте русского космизма | |
44. «Философия всеединства» В. Соловьёва и П. Флоренского | |
45. Философия «общего дела» Н. Фёдорова | |
46. Концепция творчества Н. Бердяева | |
47. «Философия души русского народа» в концепциях Н. Бердяева и Н. Лосского | |
48. Роль науки в становлении космической реальности (В.И. Вернадский) | |
2. Онтология – учение о бытии. | 49. Учение о бытии в философии и теологии: сходство и различие |
50. Природа человека в религиозной и философской трактовках | |
51. Необходимость и свобода | |
52. Свобода человеческой воли с точки зрения религии и философии | |
53. Эволюция представлений о пространстве и времени | |
54. Философия и теология о строении мира | |
55. Современные естественно-научные теории и их философское значение | |
56. Вещи, свойства и отношения | |
57. Реальность объективная и субъективная | |
58. Интуиция и её роль в познании объективного мира | |
59. Познание и творчество | |
60. Проблема научного предвидения | |
61. Идеалы современной науки | |
62. Понятие и критерии прогресса | |
3. Философия человека и общества. | 63. Личность как философская категория |
64. Природа и сущность человека | |
65. Проблема противоречивости человеческой природы | |
66. Типы смысловых ориентации личности | |
67. Реальность и человек в философии С.Л. Франка | |
68. Всемирная история в интерпретации м. Хайдеггера и А. Тойнби | |
69. Концепция «культурно-исторических типов» и О. Шпенглера | |
70. Формы общественного сознания | |
71. Философия истории Н.Я. Данилевского | |
72. Ценностные измерения исторического процесса | |
73. Высшие ценности человеческого бытия | |
74. Потребности и ценности | |
75. Проблема ненасилия в этике | |
76. Ценности техногенного общества | |
77. Современная техногенная цивилизация и проблема гуманизма | |
78. Альтернативы будущего в современных футурологических концепциях | |
79. Проблема отношения человека к природе и религиозное сознание | |
80. Роль культуры в решении глобальных проблем современности | |
81. Человек будущего: научные перспективы и этические ограничения | |
82. Космическая этика К.Э. Циолковского | |
83. Экологическое содержание религиозных представлений |
Темы контрольных работ, тестовые задания и методические рекомендации приведены в приложении № 1.
|
|
Приложение №4
Самостоятельная работа студентов проводится с целью закрепления и углубления полученных знаний, подготовки к предстоящим учебным занятиям, а также изучения дополнительных тем и рекомендуемой литературы, выполнения контрольных заданий. Данный вид учебных занятий будет способствовать формированию и развитию у студентов самостоятельности, творчества и культуры научной организации учебной работы.
Самостоятельная работа является одним из важных компонентов учебного процесса, поскольку усвоение курса философии предполагает формирование активной творческой субъектной позиции студента.
В результате изучения дисциплины «Философия» студенты должны:
- получить знания об основных сферах, разделах, функциях и проблемах философии, этапах развития философской мысли;
- составить системное представление о мире и месте человека в нем;
- приобрести навыки самостоятельных философских рассуждений;
- уметь логично формулировать и излагать собственное видение изучаемых проблем.
Проверка эффективности самостоятельной работы студентов проводится в процессе опросов и диспутов на семинарских занятиях, а также посредством докладов, тестов и контрольных работ.
Виды и тематика самостоятельной работы студентов:
- подготовка к аудиторным занятиям;
- изучение теоретического материала;
- выполнение контрольных работ (для студентов заочной формы обучения);
- подготовка информационного сообщения (конспекта, обобщающей таблицы, глоссария и т.д.);
- подготовка к олимпиаде;
- написание реферата.
В письменной научной работе студенты имеют возможность аргументировано изложить свое понимание о социальных процессах, внести предложения по совершенствованию механизма регулирования общественных отношений, складывающихся в государстве, субъектах РФ, муниципальных образованиях. При этом вполне правомерно использование по теме письменной работы достижений теоретической мысли смежных обществоведческих наук.
При подготовке письменной работы целесообразно придерживаться следующей схемы изучения вопросов:
Уяснение (осмысление) с учетом полученных знаний избранной темы письменной работы;
Подбор (поиск) необходимой научной, справочной, учебной литературы, статистических и социологических сведений, законодательных и иных нормативных правовых актов, а также иных источников;
Анализ и систематизация собранных по теме материалов;
Подготовка плана написания работы;
Написание текста работы в объеме, определяемом видом работы: реферат -10-15 стр; контрольная работа – 10-15 стр.
Оформление рукописи работы в соответствии с предъявляемыми требованиями (оформление титульного листа, сносок, библиографии).
Уяснение (осмысление) проблемы и формулирование замысла письменной работы требуют от автора использования полученных в институте знаний не только в области муниципального права, но и смежных дисциплин, четкого понимания стоящих перед ним задач: написание работы конкретного вида, отвечающей определенным требованиям; представления письменной работы преподавателю для проверки, к защите на кафедру (контрольная работа), подготовки работы в виде теоретического исследования или обобщения практики либо работы комплексного характера; необходимости аргументации выводов и предложений справочными.
При анализе и систематизации имеющихся по теме материалов параллельно намечается структура работы. Целесообразно план работы согласовать с научным руководителем, предложив для обсуждения несколько вариантов. В соответствии с согласованным планом осуществляется группировка материалов по главам, параграфам либо по пунктам и их систематизация. Рубрики или иные выделения в тексте должны акцентировать внимание на важных, узловых аспектах темы, выводах, рекомендациях, предложениях.
Написание работы осуществляется самостоятельно путем творческого изложения собранных научных материалов и нормативных источников. При использовании идей, выводов либо текстового материал (цитат) других авторов необходимо делать ссылку на соответствующее издание.
Подготовленная рукопись требует повторного прочтения, критической оценки материала с целью выявления наиболее слабых, отвлеченно-описательных, недостаточно аргументированных моментов, а также тех частей текста, содержание которых выходит за пределы темы письменной работы. Одновременно осуществляется литературная правка, проверка правильности написания выходных данных (для научной работы – точное указание фамилии, имени, отчества автора), название научного труда, место издания, название издательства, год издания, номера страниц. Уточняется правильность оформления работы, написания научно-справочного аппарата в тексте и в конце письменной работы. Допускаются подчеркивание, выделение отдельных мест полужирным шрифтом, либо курсивом.
Письменная работа оформляется на стандартной бумаге А4. Текст печатается через полтора интервала и только с одной стороны листа. Сноски оформляются внизу страницы через один интервал. Необходимо соблюдать следующие размеры полей: левое -35мм, правое – до 15 мм, верхнее и нижнее – не менее 20 мм.. Шрифт: Times New Roman. 14 кегль для основного текста и 10 кегль для сносок.
При проверке работы преподавателем оцениваются:
Знания и умения на уровне требований стандарта дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.
Характеристика реализации цели и задач исследования (актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов).
Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).
Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности исследования, спорность или однозначность выводов).
Использование литературных источников.
Оценка «ОТЛИЧНО» ставится в случае, когда ответ/работа полностью раскрывает ее темы, работа выполнена в соответствии с вышеизложенными требованиями к содержанию, оформлению и научному стилю речи.
Оценка «ХОРОШО» ставится в случае, когда ответ/работа полностью раскрывает ее темы, работа выполнена в соответствии с практически всеми вышеизложенными требованиями к содержанию, оформлению и научному стилю речи, но имеются замечания к работе, которые не касаются полноты изложения предмета работы.
Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится в случаях
когда ответ/работа раскрывает ее тему более, чем на 50 %, работа выполнена в соответствии с практически всеми вышеизложенными требованиями к содержанию, оформлению и научному стилю речи
тема раскрывается, но имеются существенные замечания к содержанию, оформлению и научному стилю речи.