Общественный выбор при прямой демократии

История развития государств свидетельствует о том, что существовало множество форм взаимодействия политиков и избирателей. В наиболее общем виде этот характер взаимодействия синтезируется в понятии форма правления. Термин “форма правления” содержится в конституциях многих государств и имеет основополагающее значение для функционирования государства. Это не просто теоретическая абстрактная категория науки, как, например, суверенитет или народовластие, а тот элемент, с помощью которого мы можем разобраться в смысле той или иной системы.

В научной литературе есть различные определения формы правления. Сторонники узкого подхода рассматривают ее с точки зрения структуры, правового положения и соотношения высших органов государственной власти. При более широком толковании в понятие формы государства следует включить отношения между государством и населением, между высшими государственными органами, между этими органами и центрами экономической и политической власти, политическую среду, в которой реализуются все эти отношения. На взгляд широкий подход позволяет рассматривать механизм осуществления государственной власти в целом.

Определяя форму правления в той или иной стране, необходимо учитывать не только конституционные нормы об отношениях различных органов государства, но и нормы обратной связи гражданина и государства, а также сложившуюся практику отношений государства с гражданами, поскольку в конечном счете речь идет о правлении, то есть об управлении населением.

При этом, в данном круге отношений будут учитываться, в меру возможности и необходимости, следующие элементы:

Во-первых, конституционные писаные и неписаные (конвенциональные) нормы и соответствующая устойчивая практика, относящаяся к разновидностям, структуре и правовому положению органов законодательной и исполнительной власти; судебные органы, судебная власть и некоторые другие органы, в том числе высшие, из анализа формы исключаются, поскольку управлением в узком смысле слова они не занимаются.

Во-вторых, норма и практика, характеризующие отношения между названными выше органами государства (например, ответственность правительства перед Президентом и Парламентом). В-третьих, нормы и практика прямой и обратной связи управляемых с органами управления, которые представляют собой не внешние отношения, а органически вплетающиеся во внутреннюю деятельность органов отношения. Порядок замещения должности главы государства является критерием для определения двух основных форм правления - монархии и республики. Разновидности же их будут определяться соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.

Определение сущности формы правления позволяет нам перейти к проблемам их классификации. Порядок замещения должности главы государства является критерием для определения двух основных форм правления - монархии и республики. Разновидности же их будут определяться соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, Парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.

Монархия была характерна для аграрного строя, хотя и в то время в некоторых государствах существовали республики. Переход к индустриальному строю нередко сопровождался ликвидацией монархии и установлением республиканской формы правления. Однако в ряде высокоразвитых государств, монархия сохранилась до настоящего времени.

Примечательно, что монархия иногда восстанавливается в отдельных республиках после более или менее длительного периода. Например, в Испании монархия пала в 1931 году, а в 1947 фашистский диктатор Ф.Франко объявил о ее восстановлении, однако реально король Хуан Карлос 1 воцарился лишь после смерти диктатора в 1975году.

Более того, иногда бывает сложно определить, с каким государством - монархическим или республиканским - имеем дело. Например, в Малайзии часть субъектов федерации представляет собой монархии, а другая часть - республики. Глава государства в Федерации выборный, но избирается монархами субъектов федерации из своей среды на пятилетний срок. Похожая ситуация и в Объединенных Арабских Эмиратах. Здесь мы видим элементы и монархии, и республики.

В переводе с греческого термин “монархия” означает единовластие. Однако монархия - не просто власть одного, а власть наследуемая. Абсолютная монархия типична для позднего феодализма. Характеризуется тем, что в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере, юридических, хотя политические, морально-этические, религиозные и иные могут быть. Подданные изначально юридически бесправны, поскольку монарх не наделил их какими-то правами и не отобрал их. В современных условиях абсолютная монархия является редкостью. В качестве примера можно упомянуть Саудовскую Аравию, Оман. Монархи здесь считаются высшими духовными лицами, однако, их власть не безгранична: особая роль принадлежит правящей семье, которая на своем совете решает, в частности, вопросы престолонаследия и может заставить монарха отречься от престола.

Дуалистическая монархия является первоначальной формой ограниченной или конституционной монархии. Здесь наблюдается уже достаточно развитое разделение властей, отделение законодательной от исполнительной. Законодательная власть принадлежит в принципе Парламенту, который избирается подданными или их определенной частью, если избирательное право является цензовым. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть и более независимой. Однако, разделение властей при такой форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются Парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето, то есть без его утверждения закон в силу не вступит. Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное - может распускать Парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но не перед Парламентом. Последний может воздействовать на правительство, только используя свое право устанавливать бюджет государства.

Парламентарная монархия является вторым этапом развития конституционной монархии и существует обычно в тех высокоразвитых государствах, где переход к индустриальному строю сопровождался преобразованием прежних институтов власти и их приспособлением к новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада и др.). Здесь можно наблюдать развитое разделение властей при признании верховенства Парламента над исполнительной властью. Это выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием Парламента или его нижней палаты, а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в Парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей. Монарх при такой форме правления царствует, но не правит. Правом вето в отношении законов, принятых Парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства. Как правило, он лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и контрассигнуются его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы.

Главный отличительный признак парламентарной монархии – политическая ответственность правительства перед Парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если Парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. Обычно это полномочие Парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить Парламент (нижнюю плату) и назначить новые выборы, с тем чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в Парламенте образуется большинство из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласны, то и состав Парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено.

Другой существующей формой правления является республика. Для нее характерна выборность главы государства, именуемого обычно Президентом. Республиканская форма правления окончательно установилась во Франции с принятием конституции 1875 года после двукратной реставрации монархии. Швейцария и Сан-Марино имеют эту форму правления изначально. Большинство же современных европейских республик обрели ее в период, связанный с двумя мировыми войнами. Различают президентскую (дуалистическую), парламентарную и смешанную (полупрезидентскую) республики.

Президентская республика характеризуется, прежде всего, последовательным проведением принципа разделения властей, а взаимоотношения между ветвями власти строятся на базе принципа сдержек и противовесов. И законодательная, и исполнительная власть в президентской республике получают свой мандат непосредственно от народа. Главой исполнительной власти является избираемый народом Президент, который совмещает эти функции с функциями главы государства.

Парламентарная республика обладает теми же чертами, что и парламентарная монархия, за исключением вопроса о главе государства. Вместо слабого монарха в этой форме правления имеет место слабый Президент, который в типичном случае избирается либо Парламентом, либо более широкой коллегией, включающей наряду с Парламентом обычно депутатов Парламентов субъектов федерации или региональных представительных органов самоуправления. Обширные полномочия, которыми порой конституция наделяет Президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты Президента.

Смешанная республика сочетает в себе признаки президентской и парламентарной республик. Но сочетание это может быть разным. Например, по конституции Французской Республики 1958 года Президент избирается гражданами и руководит правительством (признак президентской республики); назначаемое же им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента (характерно для парламентарной республики). Как показал опыт, эта форма правления эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и Президент придерживаются одной политической ориентации. В противном случае между Президентом, с одной стороны, и Премьер-министром и парламентским большинством, с другой, может возникнуть конфликт.

Республиканская форма правления, в каком бы варианте она не существовала, означает привлечение к процессу осуществления власти не только политиков, но и избирателей. Это может осуществляться посредством прямой или представительной демократии.

Прямая демократия – политическая система общества, при котором все решения принимаются путем голосования всех членов общества.

Представительная демократия – политическая система, при которой население выбирает политических руководителей для осуществления управления страной в интересах избирателей. В основе прямой или представительной демократии лежит общественный выбор.

Общественный выбор – это совокупность процессов нерыночного принятия решений по поводу производства и распределения общественных благ, который обычно осуществляется через систему политических институтов. Рынок, как известно, в процессе своего функционирования выявляет индивидуальные предпочтения и трансформирует их в спрос, удовлетворяет который сфера производства. Что же касается общественных благ, государство представляет собой аналог рыночного механизма и выявляет предпочтения индивидов относительно производства общественных благ, причем действия государства носят нерыночный характер.

Сущность вопроса предоставления общественных благ государством заключается в решении проблем об объеме и способах финансирования их производства.

В пределах анализа этой задачи теория общественного выбора опирается на две посылки.

Во-первых, на необходимость политических институтов, пред­ставляющих собой набор правил и процедур принятия решений как механизм достижения соглашения в условиях коллективного выбора.

Во-вторых, на до­минирование индивидуальных интересов при принятии политических решений, предопределенное рациональностью поведения экономических субъектов.

Наиболее распространенным способом определения групповых предпоч­тений является голосование, ставшее к настоящему времени общепризнанным институтом принятия решений по поводу производства общественных благ. Действуя рационально, участвующие в голосовании лица будут стремиться к максимизации своего благосостояния, сравнивая предельную полезность блага при каждом уровне его выпуска с предельными издержками его производства. При этом каждый участник предпочтет такой объем производства блага, при котором его предельные выгоды уравняются с предельными затратами. Так как предельная полезность блага для каждого есть возрастающая функция дохода, то готовность голосовать за тот или иной объем производства блага зависит от доли затрат, которую вынужден будет принять на себя голосующий. Это говорит о том, что склонность поддерживать некоторый объем выпуска общественного блага будет зависеть, с одной стороны, от величины средних издержек производства блага, а с другой — от принципа распределения затрат среди участников голосования.

Принцип принятия решения путем голосования имеет две разновидности: на основе единогласия или на основе большинства голосов, следствием чего будут разные решения.

Правило единогласия – правило голосования, когда решение принимается в том случае, если за него проголосуют все участвующие в голосовании. Т.е. таким образом будут учтены предпочтения всех членов общества и ни одно из мнений не будет игнорироваться. При условии достоверности предпочтений голосующих и соответствующем им распределении издержек принцип единогласия потен­циально предоставляет большую возможность для достижения максимальной полезности, однако чрезвычайно труден в реализации на практике. В сравнении с ним принцип большинства, когда решения принимаются на основе предпоч­тений большинства голосующих, с практической точки зрения является более целесообразным для условий коллективного выбора, несмотря на то, что его применение сопряжено с неравенством и неэффективностью.

С целью снижения издержек по принятию решений на основе правила единогласия, используют правило большинства – правило голосования, при котором решение принимается с том случае, если за него проголосует большинство. Представители теории общественного выбора Дж.Бьюкенен и Г.Таллок предложили модель, которая показывает каким образом определяется оптимальное большинство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: