Социальные и гуманитарные задачи технических наук

Взаимосвязь технических наук с социально-гуманитарными науками все более возрастает, приобретая качественно многообразный характер. Она обусловлена практическими задачами проектирования и организации искусственной среды в условиях связи техносферы с природной средой, основными сферами и институтами общества. Проблема исследования социальных функций техносферы порождает возникновение социотехнических дисциплин.

В технических дисциплинах классического типа практически отсутствуют прямые связи между техническими науками и науками о человеке и обществе. Однако опосредованные связи возникают и на этом уровне знания, причем они проявляют себя не столько через описание технических объектов, сколько через процессы конструирования и проектирования. Показательным историческим примером на эту тему могут быть процессы, происходившие в ходе развития методов проектирования и строительства тепловых машин.

Связь технических и социально-гуманитарных наук может быть и опосредованной, что также важно. "Всякое взаимодействие между техническими и общественными науками так или иначе имеет объективное основание", поэтому исследование взаимосвязи общественных и технических наук должно опираться на анализ такого рода оснований. Одно из них состоит в том, что данные взаимоотношения есть процесс отражения в познании объективных связей между техникой и человеком, техникой и обществом. Взаимодействие человека и техники, общества и техники означает, что человек не может быть безразличен к социальным функциям техники, ее воздействию на личность и общество. Поэтому технические науки основываются на данных естественных наук, но одновременно через экономические и социальные задачи, которые возникают перед ними, оказываются связанными с общественными науками.

Связь общественных и технических наук чаще всего не является непосредственной, поскольку технические и общественные науки различны по своему предмету и объектам исследования, по характеру изучаемых закономерностей. У технических наук своя специфическая задача: вскрывать системные связи своих объектов, исследовать взаимообусловленность строения и функционирования технических структур, связывая их технические функции с естественными процессами и морфологическими характеристиками, у социально-гуманитарного знания — другая задача. Е.В. Попов справедливо указывал, что "ни технический объект, ни технические науки не содержат общественного критерия целесообразности осуществления того или иного проекта. Какие технические замыслы должны быть реализованы, а какие технические проекты необходимо запретить — эти проблемы могут быть решены лишь общественными теориями". Точнее сказать, критерии целесообразности определяют не столько сами теории обществознания, сколько характер ценностей, мотивация того или иного общества, его культурно-историческая среда.

Социальные последствия внедрения тех или иных технических новшеств не всегда могут быть оценены количественными экономическими показателями. Довольно часто они ведут к качественному преобразованию экономики и общественной жизни. Так, в свое время фундаментом для глубоких качественных перемен в экономической и общественной жизни стало внедрение в технику электричества.

Так, взаимодействие технических и общественных наук обусловлено практическими задачами проектирования и организации искусственной среды. В этом взаимодействии общественных и технических наук можно видеть два пути. Один из них осуществляется как исследование связи социального и технического функционирования технических объектов. Наиболее характерные примеры такого рода — конкретные экономики различных отраслей производства. В других же случаях возникают социально-технические дисциплины, позволяющие непосредственно определять структурные и функциональные характеристики технических объектов на основе тех или иных общественных закономерностей, закономерностей человеческого восприятия и поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: