Определение вязкостно-температурных свойств моторных масел проводится в соответствии с ГОСТ 33-2000 «Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости» и ГОСТ 25371-97 «Нефтепродукты. Расчет индекса вязкости по кинематической вязкости».
Смазочные материалы – это вещества, используемые в узлах трения машин и механизмов для снижения износа, вызванного трением.
По агрегатному состоянию смазочные материалы подразделяются на:
- жидкие, называемые маслами;
- пластичные, называемые смазками;
- твердые или сухие.
По роду исходного сырья смазочные материалы подразделяются на:
- нефтяные (минеральные);
- животные;
- растительные;
- синтетические.
По целевому назначению смазочные материалы подразделяются на:
- моторные;
- трансмиссионные;
- гидравлические;
- турбинные;
- компрессорные и др.
Моторные масла предназначены для смазывания поршневых двигателей внутреннего сгорания. Они работают в исключительно тяжелых условиях, но при этом должны в течение длительного времени выполнять возложенные на них функции, а именно:
|
|
· образовывать прочную пленку на поверхностях трущихся деталей, исключая тем самым прямой контакт деталей и, как следствие, задир поверхностей, снижая износ деталей двигателя;
· уплотнять зазоры, в первую очередь, между деталями цилиндро-поршневой группы, не допуская или сводя к минимуму прорыв газов из камеры сгорания;
· отводить тепло, образующееся в результате сгорания топлива и трения, охлаждая детали двигателя;
· предотвращать образование нагара, лаковых и шламовых отложений;
· предотвращать коррозию деталей двигателя;
· выносить продукты износа из зоны трения;
· нейтрализовывать кислоты, образующиеся при окислении масла и сгорании топлива.
Вязкостно-температурные свойства моторного масла являются важным показателем его работоспособности и его качества.
Вязкостью называется свойство жидкости оказывать сопротивление при перемещении ее слоев под действием внешней силы.
Это свойство является следствием трения, возникающего между молекулами жидкости. Различают динамическую и кинематическую вязкость.
Динамическая вязкость служит мерой сопротивления жидкости течению. За единицу динамической вязкости в системе СИ принята вязкость такой жидкости, которая оказывает сопротивление в 1 Н взаимному перемещению двух слоев жидкости площадью 1 м2, находящихся один от другого на расстоянии 1 м и перемещающих с относительной скоростью 1 м/с (рис. 4).
Рис. 4. К определению единицы динамической вязкости – пуаза.
Единица динамической вязкости в системе СИ – Паскаль-секунда (Па·с). На практике применяют миллипаскаль – секунда (мПа·с или 10-3 Па·с), а также сантипуаз (1сП = 1мПа·с). Между динамической и кинематической вязкостью жидкости при одинаковых температурах существует следующая зависимость:
|
|
ηt = νt ·ρt, где
ηt - динамическая вязкость, Па·с;
νt - кинематическая вязкость, м2/с;
ρt - плотность жидкости, кг/м3.
Кинематическая вязкость определяется скоростью истечения жидкости через калиброванное отверстие (капилляр) вискозиметра под действием сил гравитации. Размерность кинематической вязкости в системе СИ – м2/с. На практике чаще всего применяют меньшую единицу – мм2/с (или 10-6 м2/с) или сантистокс (1сСт = 1мм2/с).
Динамическую вязкость определяют на ротационных вискозиметрах при различных градиентах скорости сдвига, а кинематическую вязкость – на капиллярных вискозиметрах.
Для каждого конкретного применения моторное масло выбирают по возможности с небольшой вязкостью, но такое, чтобы оно гарантировало жидкостное трение в подшипниках скольжения коленчатого вала двигателя при максимальных рабочих температурах и нагрузках. Условно за среднюю рабочую температуру масла принята температура 1000С. Во всех технических характеристиках и паспортах на моторное масло указывается кинематическая вязкость масла при 1000С – ν100.
Вязкость моторного масла существенно зависит от температуры. По мере понижения температуры вязкость масла значительно увеличивается(так, например, при изменении температуры на 100оС вязкость масла может измениться в 250 раз). Для уменьшения потерь на трение желательно, чтобы вязкость масла как можно меньше изменялась в рабочем интервале температур (40-1000С).
Степень изменения вязкости оценивают стандартизированным показателем – индекс вязкости (ИВ).
Чем выше ИВ, тем меньше вязкость изменяется с изменением температуры и тем выше качество масла. Индекс вязкости определяют по специальным номограммам по значениям кинематической вязкости масла, измеренными при 50 и 100оС или рассчитывают по значениям кинематической вязкости масла при 40 и 100оС. Индекс вязкости также обязательно указывается во всех технических характеристиках и паспортах на моторное масло.