Формирование изнашиваемой поверхности происходит в результате суммирования различных по интенсивности и видам элементарных актов разрушения и изменений механических и физико-химических свойств материала под воздействием внешних факторов (среда, температура, давление, вид трения, скорость относительного перемещения поверхностей и др.). Совокупность явлений в процессе трения определяет вид изнашивания и его интенсивность. Вследствие разнообразия исходных материалов деталей пар трения и условий их службы виды изнашивания чрезвычайно разнообразны. Однако, опуская в каждом отдельном случае несущественные частности, можно попытаться изнашивание деталей и рабочих органов машин свести к небольшому числу видов, т. е. дать их классификацию, что настоятельно необходимо для разработки соответствующих методов борьбы с изнашиванием.
Вид изнашивания можно установить в первом приближении по внешнему виду поверхности трения. Для полного суждения может потребоваться анализ состава, физических и механических свойств тонких поверхностных слоев.
|
|
При эксплуатации машин встречается изнашивание поверхностей трения деталей, вызванное действием газов или жидкостей, например, эрозионное разрушение рабочих кромок золотников или кавитационное разрушение кранов гидравлических систем. Эти и некоторые другие виды повреждений не относятся к изнашиванию в обычно понимаемом смысле. Однако, руководствуясь практической целесообразностью, мы полагали важным наряду с изнашиванием рассмотреть и другие виды эксплуатационных повреждений. Исходя из этого, разрушения рабочих поверхностей деталей и рабочих органов машин, связанные с процессом трения, классифицированы по видам, рассмотренным ниже: водородное изнашивание; абразивное изнашивание; окислительное изнашивание; изнашивание вследствие пластической деформации; изнашивание вследствие диспергирования; изнашивание в результате выкрашивания вновь образуемых структур; коррозионное, кавитационное, эрозионное изнашивание; коррозионно-механическое изнашивание в сопряжениях; изнашивание при схватывании и заедании поверхностей; изнашивание при фрет-тинг коррозии; трещино-образование на поверхностях трения; избирательный перенос.
Вид повреждения не является присущим для данной пары трения, а зависит от условий ее работы. Изменение их приводит к изменению вида изнашивания или разрушения рабочих поверхностей.
При некоторых условиях трения одна деталь пары может подвергаться одному виду изнашивания, а другая — иному. При работе вала по мягкому металлу и смазочном материале, загрязненном твердыми частицами, последние впрессовываются в мягкий металл и вызывают абразивное изнашивание вала, в то время как подшипник изнашивается весьма мало, подвергаясь диспергированию (при повышенной кислотности масла изнашивание подшипника может быть коррозионно-механическим). Поскольку отдельные участки поверхности трения могут находиться в различных условиях смазывания, воздействия внешней среды и т. д., то на одной ч той же поверхности могут располагаться участки с различными видами изнашивания. Например, кромки рабочих поясков золотников гидроагрегатов имеют эрозионные повреждения, в то время как средняя часть поверхности подвергается диспергированию (рис. 5.1).
|
|
Некоторые виды изнашивания, например в результате схватывания или абразивного взаимодействия, могут иметь подвиды, характеризуемые различной формой протекания процесса, интенсивностью, внешними признаками. Естественно, методы борьбы с изнашиванием применительно к отдельным подвидам будут разными. Водородное изнашивание проявляется в большей или меньшей степени во всех видах изнашивания. Действие водорода может выражаться в незначительном увеличении скорости изнашивания того или иного вида, а также в самостоятельном полном разрушении поверхностей трения.
Рис. 5.1. Участок поверхности трения золотника у кромки (Х10):
1 — эрозионное повреждение; 2 — диспергирование.