Источников)

Именно на данном этапе проявляются умения и навыки студентов в поиске, обнаружении, отборе и систематизации необходимых информационных источников, содержащихся в них фактов, событий, юридических норм и оценок.

Основная задача состоит в обнаружении студентом наибольшего количества объективно существующей и реально доступной информации научного, справочного и нормативного характера. Это будет являться показателем уровня его научной грамотности и добросовестности.

При работе над курсовым проектом студенту следует использовать следующую научную литературу:

· монографии (научные книги по специальным темам);

· научные статьи журналов;

· статьи в сборниках научных трудов;

· статьи в материалах научных конференций;

· рецензии на опубликованные монографии и научные статьи;

· авторефераты и тексты самих диссертаций;

· аннотации монографий иностранных авторов в реферативных сборниках;

· научно-практические комментарии законодательства;

· материалы "круглых столов" по научно-практическим проблемам.

Для поиска специальной общенаучной и правовой литературы следует использовать:

· предметные и систематические каталоги библиотек;

· библиографические указатели;

· реферативные журналы;

· указатели опубликованных в журналах статей и материалов. Данные указатели помещаются в последнем номере за истекший год (или 1-2 номерах последующего года) в журналах:

· Государство и право;

· Российская юстиция;

· Российский юридический журнал;

· Следователь;

· Черные дыры;

· Адвокатская практика и др.

Необходимо также иметь в виду, что по некоторым отраслям юридической науки изданы специальные "Библиографии", которые уже содержат систематизированный перечень всей изданной по данной отрасли науки или по той либо иной теме (разделу, вопросу, проблеме) литературы за определенный период времени. Информацию об этом можно получить у библиографов в библиотеках.

Кроме этого, следует использовать литературу, указываемую авторами научных работ в подстрочных сносках на страницах книг (журналов) или в помещенных в конце книги (статьи) примечаниях, списке литературы, библиографиях.

Необходимо учитывать определенную научную и фактологическую ценность советской и дореволюционной литературы, поступающие из федеральных министерств и ведомств методические письма и обобщения практики, находящиеся в соответствующих организациях и учреждениях.

Вместе с тем, нужно активно использовать, получившие широкое распространение последние годы автоматизированные компьютерные базы данных "Консультант", "Гарант", "Кодекс" и др., содержащие информацию о всех действующих нормативно-правовых актах, а так же тексты этих актов.

Еще одним источником информации являются Интернет-ресурсы. Однако к данному источнику необходимо относиться с чрезвычайной осторожностью, использовать сайты официальных государственных органов, либо сайты, имеющие ссылки на источники информации. Данную информацию необходимо перепроверять, сверяясь с накопленным научным материалом.

Изучение литературы целесообразно начинать с общих фундаментальных работ, затем переходить к частным работам, статьям. Все зависит от темы исследования, наличия, характера и полноты литературы, уровня подготовки студента.

При выполнении курсовой работы необходимо использовать нормативные правовые и другие официально-документальные источники, содержащиеся как в открытой печати, так и в соответствующих государственных и иных органах и организациях (ведомственные инструкции, письма, протоколы и т.п.) с разрешения руководителей этих учреждений.

Это могут быть законы, указы, постановления, решения, приговоры, указания, заявления, инструктивные письма и другие документы государственных и негосударственных органов и организаций, а также международные договоры и иные документы международного характера.

Изучать и использовать (при цитировании и ссылках) нормативные правовые и иные юридически-значимые документы нужно по официальным изданиям соответствующих правотворческих и правоприменительных органов. Официальными изданиями являются:

· Собрание законодательства Российской Федерации;

· Собрание актов Президента и Правительства РФ;

· Ведомости Федерального Собрания РФ (до 1994 г. – Ведомости Верховного Совета РФ);

· Российская газета и др.

Некоторые темы и характер курсовых работ требуют изучения и обобщения практики применения законодательства. В связи с этим перед автором курсовой работы стоит задача изучить и обобщить правоприменительную практику соответствующих органов. Это позволит установить тенденции и выявить имеющиеся недостатки и пробелы в действующем законодательстве, наметить пути повышения его эффективности, дать соответствующие рекомендации по дальнейшему усовершенствованию практики применения этого законодательства.

Студент должен иметь ясное представление о том, что и где он будет изучать, а также какова цель изучения практики. Для того, чтобы изучение практики было плодотворным, совместно с руководителем работой он должен определить методику обобщения (в зависимости от характера обобщения и поставленной задачи).

Материалы обобщения юридической практики могут использоваться как для подтверждения, и иллюстрации теоретических положений, так и для выводов о степени эффективности действующего законодательства и практического применения.

Собранные материалы в виде письменного обзора (справки) могут прилагаться к курсовой работе. Наиболее интересные и значимые документы могут полностью или в виде извлечений прилагаться к курсовой работе.

Собранная в процессе подготовки научная информация, должна отражать различные взгляды на поставленную проблему, то есть должны присутствовать элементы научной полемики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: