Кафедра общей психологии
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО
ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ ПО ПСИХОЛОГИИ
Сургут
Редакционно-издательский центр
Сургутского государственного педагогического университета
Составители: Важенина Ю.В., Ефремова А.В.
Рецензент:
Методические указания по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ по психологии. - Сургут, РИЦ СурГПУ, 2009. - с. 38
Сургутский государственный педагогический институт, 2009
Введение
Выполнение и защита курсовых и выпускных квалификационных работ – неотъемлемая часть учебной работы студентов факультета психологии. В соответствии с учебным планом подготовки психологов по направлению 030301 – «Психология» студенты первого и второго курсов дневной формы обучения в обязательном порядке выполняют курсовые работы в рамках дисциплины «Общая психология», а на третьем курсе и далее – по выбранной студентами специализации на соответствующих кафедрах.
Курсовая работа – это одна из форм отчета о результатах изучения базовых учебных дисциплин и относится к активным видам учебного процесса, а ее выполнение имеет целью более глубокое и творческое освоение основных учебных дисциплин общепрофессионального и специального циклов. Написание курсовой работы на первом и втором курсах факультета психологии помогает студентам овладеть навыками самостоятельного научного исследования.
|
|
Основной целью курсовой работы по психологии является расширение и углубление теоретических знаний студентов, развитие начальных навыков исследовательской работы студентов и привитие интереса к ней.
Подготовка курсовых работ направлена на развитие и закрепление навыков изучения теоретических положений основных фундаментальных дисциплин, способностей самостоятельного анализа сложных теорий и концепций современной психологической науки, а также умений всесторонне анализировать проблемы и искать пути решения конкретных практических задач. Процесс написания курсовой работы позволит научиться систематизировать и грамотно излагать материал, правильно формулировать теоретические обобщения и практические рекомендации.
Непременным условием выполнения студентами курсовых работ должна быть их максимальная самостоятельность, творческое отношение к делу, активность в поиске материала и его научной обработки.
Таким образом, курсовая работа является индивидуальной, самостоятельно выполненной научной работой и представляет собой решение студентом под руководством преподавателя (научного руководителя) частной научной задачи.
|
|
Содержание основного материала курсовой работы должно отличаться логичностью, доказательностью, лаконизмом, четким изложением, отражать умение студентов пользоваться научной литературой и справочными изданиями, методами отбора, обработки и систематизации научной информации.
Выпускная квалификационная работа по направлению «Психология» представляет собой законченную разработку, включающую результаты экспериментального исследования, обследования или апробированный проект (предложение) коррекционного, тренингового или методического характера. В исследовании должны быть сбалансированно представлены теоретическое обоснование и выполненная прикладная работа. Выпускная работа должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности.
В процессе работы над научным исследованием активно развиваются следующие важнейшие компетенции психолога-специалиста:
Группы компетенций ГОС ВПО | Инструментальные компетенции | Межличностные компетенции | Системные компетенции |
Общенаучные | - Организация деятельности на основе научной парадигмы | - Конструктивное общение со специалистами других областей | - Применение исследовательских навыки в решении профессиональных задач; - Разработка и реализация инновационных проектов |
Организационно-управленческие | - Применение навыков управления информацией | - Следование этическим нормам и правилам в сфере профессионального взаимодействия | - Готовность к организационно-управленческой деятельности |
Общепрофессиональные | - Нормативно-правовое сопровождение деятельности | - Работа в профессиональной (полимодальной) группе | - Социально-психологическое сопровождение личностного и профессионального развития |
Специальные | - Владение широким спектром ролевого поведения (консультант, преподаватель, психодиагност, супервизор, ведущий тренинга и т.д.) - Осуществление научно-исследовательской деятельности | - Обеспечение эффективного субъект-субъектного взаимодействия всех участников профессионального сообщества | - Творческое решение профессиональных задач и проблем - Поддержание и укрепление психического, физического и профессионального здоровья |
Критерии оценки уровня развития данных компетенций представлены в пункте 2.2.