Институт образования и охрана здоровья

Образование играет в процессе функционирования и развития общества одну из важнейших ролей. Образование представляет собой важнейшую сферу жизни общества, в значительной мере определяющую его культурный, интеллектуальный и нравственный потенциал. Оно составляет существенную часть процесса социализации, благодаря которому осуществляется передача созданных и накопленных предшествующими поколениями материальных и духовных ценностей, традиций, опыта, приобщение к ним человека, превращение его в полноценного члена общества, что способствует поддержанию достигнутого уровня культурного развития и его дальнейшего совершенствования.

Изменение темпов и характера и социальной жизни предъявляет новые требования к образованию, которое становится одной из наиболее значимых подсистем современного общества, в существенной степени определяющей характер функционирования и направления развития других подсистем.

Образование может рассматриваться как процесс и его результат, а также как особая подсистема общественной жизни.

Образование одновременно процесс усвоения знаний, обучение, просвещение, а также совокупность знаний, полученных в результате систематического обучения. В Федеральном законе РФ под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [52].

Под образованием также понимается «специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития индивида в процессе освоения ценностей культуры. Образование есть, поэтому синтез обучения и учения (индивидуальной познавательной деятельности), воспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации» [88, с. 60].

Основы изучения образования были заложены Э. Дюркгеймом и М. Вебером, исследовавшими социальные функции образования, его связь с экономическими, политическими процессами. [44 С. 64] Позднее Т. Парсонс предложил изучение образования как института социализации, а учебных заведений - как социальных систем [61, с. 72].

Как социальный институт принято рассматривать систему формального образования, подразумевающую наличие в обществе специальных организаций и учреждений, осуществляющих процесс обучения (школа, вуз и т.д.), а также подчиненность системы образования определенному официально предписанному образцу, который «задает» объем и содержание знаний и навыков согласно принятому в обществе представлению о личности (гражданине) и нормативным требованиям к характерному для него набору социальных ролей.

Как институт, образование имеет сравнительно короткую историю.

В примитивном обществе образование было частью единого социально-производственного процесса; в жизни человека не было ни особого этапа подготовки ко взрослой жизни, ни специальных агентов образования; все необходимые для жизни в обществе знания и навыки приобретались в ходе непосредственного участия в практических делах сообщества.

По мере развития общества, расширения масштабов разделения труда, появления сословий, государственной власти образование все более обособляется и формализуется: дети из богатых сословий получают специальную подготовку и обучение под руководством специальных учителей, образование детей из менее обеспеченных слоев сводилось преимущественно к получению профессиональных навыков под руководством мастера.

В Средние века система образования получает организационное оформление: создается сеть специальных учебных заведений, готовящих лиц духовных званий, возникают первые университеты, которые с течением времени расширяют культурно-образовательные функции и начинают вести обучение по более широкому спектру специальностей; потребителями этих образовательных услуг, в основном, являются выходцы из обеспеченных слоев общества.

В индустриальном обществе под влиянием экономического развития, научно-технического прогресса, изменений в культуре и образе жизни людей образование переживает радикальную трансформацию и становится массовым и доступным для большинства социальных слоев. Это находит отражение в увеличении числа образовательных учреждений, росте образовательного уровня населения, среднее образование во многих странах постепенно становится обязательным.

Основнымифакторами подобных перемен были:

- промышленная революция, обусловившая потребность в квалифицированных кадрах, способных не только выполнять новые, более сложные виды деятельности, но и дальше развивать технологию,

- демократическая революция, обусловившая необходимость повышения образовательного уровня и способность принятия решений при голосовании как избирателей, так и их избранников,

- развитие самого института образования, начавшего, на правах самостоятельной, объединенной законными правами группы, предъявлять требования к обществу.

Построение системы образования определяется, как правило, социально-политическими устремлениями общества и его ценностными ориентациями. Содержание образования, его уровень, а также методы обучения обусловлены требованиями общественного развития, состоянием науки, техники, культуры, школьного дела и педагогики. То есть институт образования функционирует на основе господствующих в обществе культурных стандартов и политических установок.

Вместе с тем институт образования относительно самостоятелен и оказывает сильное, если не решающее, воздействие на развитие современного общества. Образование интегрирует вокруг себя другие общественные системы (экономику, науку, культуру, экологию), предопределяя не только перспективы развития общества, но и деятельность каждого отдельного человека.

Образование представляет собой систему, имеющую свою структуру, которая может анализироваться в нескольких измерениях: как комплекс социальных организаций - учебно-воспитательных учреждений разного уровня, с точки зрения учебного процесса как вида социокультурной деятельности, с точки зрения системы социальных статусов и ролей.

Образовательный процесс, как правило, состоит из нескольких отдельных этапов, разделение на которые отражает психологические и физиологические возможности учащихся. Дошкольный этап (2-6 лет): обучение в детском саду практически не отличается от домашнего обучения (незначительное развитие навыков чтения, счета). Начальная школа (6-12 лет): приобретение более сложных познавательных навыков, усвоение знаний общего характера. Система среднего образования (12-16 лет): получение более специальных знаний, отдельных профессиональных навыков. Высшее образование: приобретение знаний, умений и навыков определенной профессиональной направленности.

На любом этапе образовательного процесса внутренняя структура образовательной системы и ее основных компонентов может быть рассмотрена через систему присущих ей социальных позиций, ролей и норм, обеспечивающих ее функционирование и развитие. Основными социальными позициями, которым присущи обобщенные образцы поведения, нормативные требования и ролевые предписания, в организационной структуре образования являются: руководители образования, педагоги и учащиеся.

Основной задачей административных работников в системе образования является принятие решений и формирование стратегии образовательного процесса (формирование государственной и региональной образовательной политики, определение перечня основных дисциплин, последовательности их изучения, обеспечение материально-технической базы образования, формирование преподавательского состава и пр.).

Педагог (учитель) традиционно занимает центральное место в системе образования. Выполнение социальной роли педагога предполагает соответствие определенным нормативным, формальным требованиям (профессиональная подготовка и пр.), а также обладание субъективно-личностными качествами.

Среди проблем, связанных с деятельностью педагогов в нашем обществе, можно выделить падение престижа педагогического труда, ослабление мотивации педагогического труда, феминизацию и старение педагогических кадров, маргинализацию социального слоя школьных учителей и др.

Низкий размер оплаты (средние размеры заработка у работников образования все еще заметно ниже по сравнении со средней заработной платой в стране), снижение престижа преподавательского труда способствует высокой текучести кадров, уходу научно-педагогических работников в коммерческие структуры. Продолжаются процессы феминизации и старения кадров образования. Подавляющее большинство дошкольных и школьных педагогов – женщины; мужчины исключены из процесса организованной социализации, что ведет к существенному искажению картины мира и социальной жизни, затруднениям в гендерной социализации подрастающего поколения. Старение преподавательских кадров (в школах и вузах преобладают педагоги околопенсионного возраста), помимо прочего, связано с трудностями в пополнении аспирантур вузов и академических институтов одаренной молодежью, ориентацией подрастающего поколения на высокий уровень и качество жизни, которые не может обеспечить работа в системе образования.

Социальная роль учащегося предполагает следование ряду требований (число которых постоянно растет), выполнение которых влечет за собой определенные санкции.

Взаимоотношения педагога и учащегося занимают одно из центральных мест в системе социального взаимодействия, характеризующего образовательный процесс. Эти отношения отличаются неравенством социальных статусов и, довольно часто, авторитарным стилем преподавания и пассивным стилем усвоения учащимся информации. Однако, реалии современного общества предполагают иной - демократический, творческий - стиль реализации образовательного процесса и иные отношения между участниками – партнерства и сотрудничества.

Не умаляя роль педагога в системе образования, следует подчеркнуть, что центральное место в ней должно принадлежать обучающемуся. В настоящее же время в отечественной системе образования можно наблюдать, что потребности, физиологические и психические особенности обучающегося (ребенка), его интересы, способности и т.д. почти не учитываются, а зачастую игнорируются. Более приоритетными для российского образования оказываются следование формальным требованиям (нередко необоснованным), стремление к сомнительным по содержанию показателям, а также реализация коммерческих интересов, что наносит серьезный урон здоровью и личности обучающихся.

Состояние здоровья обучающихся на сегодня, одна из наиболее острых проблем функционирования института образования. В данном случае речь идет об объективных показателях состояния здоровья дошкольников, школьников и студентов, которые за последние годы радикально ухудшились. Уже в дошкольном возрасте различные хронические заболевания имеют 15-20% процентов детей, к окончанию школы их число увеличивается до половины. Треть имеет отклонения в сердечно-сосудистой системе, нервно-психические расстройства, почти у миллиона российских детей - недостатки физического и умственного развития. Показатели здоровья студентов не лучше, они начинают снижаться после третьего курса, когда прекращаются обязательные занятия физической культуры. Студенты болеют чаше, чем работники самых вредных производств [42].

Не последним фактором ухудшения здоровья обучающихся является сама система образования. Это связано с ростом объема познавательной информации, доли умственной нагрузки в режиме дня, уплотнения сетки учебных занятий, активизации использования новых технических средств в обучении и другими аспектами работы образовательных учреждений. Преодолеть негативное воздействие образования на здоровье обучающихся можно только благодаря внутренней перестройке самой образовательной системы, включая принятие образованием функции самосохранительной социализации обучающихся.

Эмпирические исследования, проводимые в отдельных регионах страны, позволили оценить роль образования в институционализации культуры здоровья в современных условиях. Для определения роли образования в формировании социокультурных практик самосохранительного поведения участникам исследований задавался вопрос: «Как Вы думаете, должно ли образование, на Ваш взгляд, в России широко заниматься проблемами сохранения здоровья? 49% респондентов уверенно ответили «да, несомненно». В то же время молодые люди довольно скептически оценивают роль знаний и института образования в развитии культуры здоровья. На вопрос: «Используете ли Вы в своей повседневной жизни знания, которые Вы получили в университете (школе) для сохранения своего здоровья?» только 22% респондентов ответили «да»; 40,2% опрошенных отметили, что делают это иногда; 23,9% молодых людей сказали «нет». На вопрос «Как Вы думаете, необходимо ли увеличить объем знаний при преподавании дисциплин, связанных с сохранением здоровья?» 39,4% респондентов ответили, что они в этом уверены [98].

Нормальное функционирование любого современного общества невозможно без полноценной системы образования. Роль образования в общественной жизни выражается в выполнении им целого ряда социальных функций. Основными среди них являются:

- Трансляция и распространение культуры в обществе, культурное воспроизводство, обеспечивающее устойчивость общественной жизни.

О том, что основной функцией образования является передача ценностей господствующей культуры, писал еще Э. Дюркгейм. Он также подмечал, что, поскольку культурные ценности и цели разных обществ отличаются друг от друга, в содержании образования также имеются отличия. Образование, таким образом, является посредником в передаче от поколения к поколению ценностей культуры (научных знаний, моральных ценностей и норм, правил поведения, профессиональных навыков и опыта и пр.), способствует поддержанию и сохранению национальной и общечеловеческой культуры.

-Социализация и интеграция индивида и подрастающего поколения в целом в социальную систему.

В процессе получения образования у молодого поколения формируются установки, ценностные ориентации, жизненные идеалы, господствующие в данном обществе. Таким образом, образование обеспечивает развитие личности и формирование человеческого потенциала общества.

- Социальный контроль и профилактика социального конфликта.

Приобщая людей к ценностям, господствующим в обществе, образование в то же время становится средством социального контроля. Находясь в образовательном учреждении, большинство учащихся признают заведенный порядок, подчиняются власти работников образовательного учреждения, усваивают внушаемые им здесь взгляды. Осуществляя функцию социального контроля, образование способствует поддержанию стабильности общества.

- Социальный отбор (селекция), поддержание социальной стратификации и обеспечение социальной мобильности.

Образовательная система осуществляет селекцию, отбор более способных к обучению индивидов, дифференцирует их соответственно их способностям, достоинствам, интересам, возможностям и ценностным ориентациям. Результатом социального отбора, осуществляемого образовательной системой, является размещение индивидов по различным социальным позициям в социальной структуре общества. Благодаря этому обеспечивается воспроизводство социальной структуры общества, открываются равные возможности и благоприятные условия для социальной мобильности, повышения индивидом своего социального статуса (важнейшим показателем которого, наряду с властью, собственностью и доходом, является уровень образования).

Социальный институт образования - признанный канал вертикальной социальной мобильности (особенно это касается системы высшего и послевузовского образования), а уровень образования - один из важнейших показателей социального положения. Однако, особенности современной системы образования, и прежде всего, ее стратифицированность, накладывает известные ограничения на возможности повышения некоторыми категориями людей своего социального статуса.

- Удовлетворение потребностей экономики в профессионально подготовленных кадрах, обеспечение профессиональной стратификации.

Осуществляя специальную образовательную подготовку, отвечающую социальным потребностям в различных видах деятельности, институт образования обеспечивает экономику и рынок труда кадрами разных направлений и уровней профессионального образования). Тем самым образование способствует углублению общественного разделения труда и усилению профессиональной специализации.

- Ориентация на социальные и культурные изменения.

Современное образование не только направлено на сохранение и воспроизводство культуры предшествующих поколений, но и является важнейшим фактором культурных и социальных изменений, обеспечивая прирост знаний, трансляцию новых ценностей и жизненных ориентиров, что особенно актуально в условиях социальной модернизации.

Важное значение имеют научные исследования теоретического и прикладного характера, осуществляемые в системе образования, и реализация полученных научных достижений на практике. В то же время исследовательская деятельность вузов становится фактором развития образовательных учреждений и системы образования в целом, обеспечивая более высокое качество подготовки ими специалистов. Так, в связи с внедрением новых технологических методов и переоценкой существующих знаний образование способствует социальным изменениям.

- Обеспечение развития общества в целом.

Можно сказать, что образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью самого общества. Эта функция реализуется образованием через всестороннее развитие субъекта, способного самостоятельно усваивать и преобразовывать социокультурные формы и ценности, повышение его способности адаптироваться к изменениям, развитие творческого мышления, навыков поведения в нестандартных ситуациях.

В целом, образование – уникальный социальный институт, призванный развивать и преумножать человеческий капитал, формировать идеи, социально-значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей. Образование можно назвать системой проектирования будущего [129, с. 19].

Однако, таковой образование может стать при условии выполнения не только функции социализации и приобщения личности к культурным и социальным ценностям и отношениям, но функции антиципации. Это значит, что образование в современном мире должно выступать не только институтом наследования, но и институтом социального проектирования, позволяющим формировать наиболее эффективную в условиях неопределенности адхократичную стратегию поведения индивидов и социальных групп.

Образование функционирует и развивается не в социальном вакууме, не изолированно от других сторон социальной жизни, а связано со всеми сферами общественной жизни.

Эта связь реализуется непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, культурные и иные социальные связи. Система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Не случайно ведущей функцией образования иногда называют гуманистическую. Основным вектором гуманизации является направленность на человека, что подразумевает признание ценности личности как неповторимой индивидуальности, как самоцели общественного развития. В этом смысле можно сказать, что образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества.

В то же время, чтобы реализовать гуманистическую функцию образование само должно гуманизироваться и гуманитаризироваться, изменив не только традиционный предметоцентристский подход, симулирование образовательной системой индустриального мира (Тоффлер), но и отношение к личности обучающегося.

В связи с этой задачей необходимо указать на особые отношения между институтом образования и государством. Поскольку образование играет важную роль в интеграции общества, обеспечении его социального и культурного воспроизводства, оно всегда находится под контролем или влиянием государства и властных структур. Взаимосвязь между системой образования и государством выражается, прежде всего, в степени централизации образования. Чем выше степень централизации образования, тем сильнее прямой контроль со стороны государства за образованием на всех уровнях. Будучи основным источником финансирования образовательной системы, государство следит за содержанием образования, расходом средств и т.д., определяет основные нормы и нормативы образовательной деятельности, требования к условиям обучения, квалификации персонала, и – главное – определяет идеологию образования, его основные цели и результаты.

Любые концепции развития образования, разрабатываемые и принимаемые государством, должны учитывать возможные социально-экономические и политические сценарии общественного развития. В то же время образование само выступает фактором стратегического развития, выведения российского общества в разряд цивилизованных стран мира.

Резюмируя сказанное о социальных институтах и их функциях относительно охраны здоровья, можно сказать следующее. В сфере охраны здоровья сегодня по-прежнему основными направлениями остаются медикалистское и спортивно-оздоровительное, до сих пор не разработан комплексный подход, не сформированы образы здоровья и атмосфера в социуме по активному развитию культуры здоровья. При этом, принять на себя ответственность по охране здоровья в превентивном режиме, что означает осуществление целенаправленной, системной и долговременной работы, не может, по разным причинам, ни один из рассмотренных социальных институтов, за исключением института образования.

Образование является тем социальным институтом, вклад которого в процесс охраны здоровья индивида и общества критичен, а мобилизация потенциала и технологических возможностей института образования чрезвычайно важны. Это связано, во-первых, с его меньшей коммерциализацией и большей подконтрольностью государству, по сравнению, например, со СМИ, во-вторых, с длительной вовлеченностью индивида в систему образования, что создает возможности целенаправленного и систематизированного воздействия на личность на разных этапах ее развития. Самое главное состоит в том, что именно в рамках системы образования могут быть реализованы наиболее эффективные модели формирования здорового образа жизни – через информирование, формирование установок на здоровый образ жизни, мотивации к здоровью, обучение навыкам и паттернам здорового (самосохранительного) поведения, то есть социализацию в сфере здоровья.

Таким образом, возможности позитивного влияния института образования на здоровье, особенно здоровье подрастающего поколения, трудно переоценить. Однако реализация этих возможностей требует выработки нового подхода к образованию, подразумевающего закрепление за образованием новой институциональной функции – охраны здоровья.

На данном этапе развития российского общества, когда, в свете негативных тенденций состояния здоровья, под угрозу поставлено само выживание нации, перед институтом образования должна быть поставлена новая задача – охраны здоровья обучающихся. Государство же должно создать все условия для принятия на себя образованием исполнения этой новой функции, наделить образовательную систему необходимыми для этого ориентирами и ресурсами.

Это тем более важно, что даже разумно поставленное нравственное, умственное, физическое воспитание, правильно организованное общее и профессиональное образование могут достичь результатов только тогда, когда обучающиеся физически и психически здоровы [101, с. 121].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: