Новгородская архитектура 1430-1470 гг

Новгородская архитектура 1430-1470 гг.- заключительный период в истории развития самостоятельной новгородской архитектурной школы. Зодчеству этого периода присущи некоторые черты, не свойственные предшествующему строительству: возведение церквей «на старой основе» по образу предшествующих построек, строительство храмов на подцерковье, трапезных палат и каменных жилых построек, появление декоративных поясов на фасадах. В связи с этим есть все основания рассматривать архитектуру времени Евфимия II и Ионы Отенского как отдельное явление в истории новгородского зодчества.

В научной литературе 1430-1470-е гг. часто рассматриваются как время упадка в архитектуре. В новгородском зодчестве, согласно этой точке зрения, идет процесс интерпретации применявших ранее архитектурных форм. Архитектура середины и второй половины XV века представляется исследователям явлением сугубо вторичным, и вполне закономерно, что конец самостоятельной новгородской архитектурной школы совпал с концом новгородской независимости. Но есть и другая точка зрения: архитектура Новгорода середины - второй половины XV века находилась на подъеме, и ее развитие было насильственно прервано.

Всего за эти годы было совершено 46 (47) строительных актов: строительство новых зданий, постройка старых церквей, ремонты (при этом строительство деревянных храмов не учитывается). Из этого количества летопись называет в 28 случаях заказчиком владыку Евфимия. В строительной деятельности владыки можно четко проследить два основных направления:

1). главное дело его жизни – это обустройство Владычного двора, на территории которого Евфимий построил 13 зданий;

2). забота о Николо-Вяжищской обители; здесь архиепископ дважды строит каменный Никольский рам (в 1436 и 1438 годах), а незадолго до смерти освящает церковь во имя св. Иоанна Богослова при трапезной палате.

Новгородское строительство 1430-1450-е гг. было в типологическом отношении на редкость разнообразным: возводятся оборонительные сооружения, жилые, хозяйственные и служебные постройки, колокольни, ведутся ремонтные работы. Строятся церкви редких типов: сенные, надвратные, а также при трапезных. В 143-=1440-е гг. появились новые в новгородской земле каменные храмы на погостах. Однако основные усилия строителей были направлены на ремонт и строительство городских церквей. (См.:3, 102 -106).

С 1458 по 1470 г., согласно летописным данным, было совершено 23 строительных акта (18 каменных храмов, две крепости, одно гражданское сооружение (градница), два небольших ремонта церквей). Если добавить к этому еще восемь недатированных церквей и один ремонт, которые можно датировать этим временем, то общее число строительных актов станет равным 32.

В эпоху святителя Ионы основным заказчиком по прежнему является архиепископ. Среди других категорий заказчиков можно назвать уличан, частных лиц, вероятно монастырские власти. Иона Отенский продолжает линию своего предшественника, обустраивая резиденцию архиепископов – Владычный двор, а также возводя храмы в наиболее важных для святителя монастыря – Отенском и Вяжищском. Строительством городских церквей или храмов в других монастырях владыка не занимался – это было долгом уличан, частных заказчиков и игуменов монастырей. С точки зрения типологии постройки времени архиепископа Ионы, не столь разнообразны, как те, что возведены его предшественником.

Теперь обратимся к рассмотрению храмов, возникших «на старой основе», построенных в 1430-1460 гг. Со времен архиепископов Евфимия II и Ионы связано уникальное явление в истории новгородской архитектуры, получившее условное название «реставрационное строительство»: в 1430-1460-е гг. на месте более древних построек часто строятся новые храмы, при этом зодчие XV века пытаются имитировать в новых постройках некоторые черты, присущие разобранным храмам.

Перестраивались церкви, возникшие в разное время: из 22 церквей три были построены в первой половине XII века; шесть – во второй половине XII века – первой трети XIIIвека; пять – в первой половине XIV века; шесть – во второй половине XIV века – первой трети XV века; одна – в середине XV века, датировка храма – предшественника церкви Жен Мироносиц не ясна, возможно, что он возник еще в домонгольский период. Из этого списка ясно, что древность храма вряд ли учитывалась при перестройке. Кроме того, для многих церквей перестройка XV века была уже не первой: так церковь св. Бориса и Глеба в Детинце 1167г. была основательно перестроена в начале XIV века, в XIV в.перестраивались церкви Успения на Торгу, Воскресения на Мячине (в летописях перестройки не упомянуты, но прослежены в ходе реставрационных робот), а также храм св. Ильи Пророка на Славне.

Храмов «на старой основе», сохранившихся полностью или частично, всего 7: Спасский собор в Старой Руссе 1442г., церкви св.Иоанна Предтечи на Опоках 1453 г., св. Михаила на Михайловой улице 1454 г., св. Ильи Пророка на Славнее 1445 г., Успения на Торгу 1457 г., св. Димитрия Солунского на Славкове 1462г., Воскресения на Мячине 1463г. Об архитектурных формах церкви св.Иакова 1459г. можно судить по рисунку Н.А.Мартынова. В тексте главы подробно рассматриваются архитектурные особенности этих памятников, анализируются обстоятельства их строительства.

Общепризнано, что у Евфимия II была определенная программа по постройке старых церквей. Существуютдва объяснения причин появления такой строительной программы:

1). Евфимий восстанавливает старинные храмы с целью противостоять московскому влиянию новгородскую старину;

2). Владыка противопоставляет Новгород как центр истинной православной веры униатству, а также Москве, куда из Италии приехал митрополит Исидор, подписавший Флорентийскую унию.

Основной аргумент сторонников этой версии: «реставрация» церквей с попыткой повторения первоначальных архитектурных форм может быть обусловлена исключительно «идеологическими» требованиями заказчика, так как это явление уникальное не только новгородском, но и в средневековом русском искусстве вообще.

Новгородское зодчество середины – второй половины XV века представляло собой многогранное явление. С одной стороны, новгородские строители 1430-1470-х гг. во многом ориентировались на архитектурное наследие XIV – начала XV веков, с другой стороны, в эту эпоху появляются новые до той поры не известные архитектурные формы. Сравнивая постройки 1430-1470-х гг. со зданиями возведенными в XIV – первой трети XV века, можно отметить следующие особенности, которые позволяют говорить о новаторском характере архитектуры середины – второй половины XV века.:

1. В 1430-1460-е гг. в Новгородской земле распространяются храмы с подцерковьем, возникшие, видимо, в превой трети XV века.

2. Среди памятников новгородской архитектуры 1430-1470 –х гг. встречаются типы сооружений, не характерные для средневекового зодчества: каменные жилые, хозяйственные и служебные постройки, колокольни. Строятся церкви редких типов: сенные, надвратные, а также при трапезных.

3. С именем Евфимия II связано строительство уникального ансамбля Владычного двора. Комплексы каменных зданий формируются в эти годы в пригородных монастырях: Вяжищском, Отенском, Хутынском.

4. Зодчие Ионы Отенского впервые в Новгородской архитектуре вместо сводов применяют для перекрытия основного объема храма деревянные конструкции; в двух памятниках 1460-х гг. существовала необычная форма покрытия фасадов (на 16 скатов).

5. В постройках Владычного двора встречаются некоторые готические приемы, до той поры не применявшиеся в памятниках новгородского зодчества (устройство слепых ниш и нервъюрных сводов, кирпичная кладка без применения камня и т.п.).

6. В середине- второй половине XV в. Меняются и принципы декоративного оформления фасадов. На смену асимметрии, свойственной фасадам храмов второй половины XIV – начала XV веков, приходит симметрия, декор имеет строчный характер, помимо общей вертикальной оси, появляется и вторая, горизонтальная ось.

7. Новациями отмечена и технико – технологическая сторона зодчества: меняется тип кирпичей, постепенно прекращается использование ракушечника.

Вывод

В заключении следует подчеркнуть, что связывать русское зодчество XI-XII вв. только с Византией, откуда нами было принято христианство, вместе с его культовой архитектурой и живописью, недостаточно: в нем немало общеевропейских черт – того искусства средневековой Европы, которое условно называется «романским»: большие массы, толстые стены, узкие световые проемы, парадная обработка входов (порталы), даже своеобразный вариант дозорных башней. Но общеевропейский тип своего времени русская архитектура воплотила по-своему. Искусство каждого великого народа определяется сочетанием собственных начал с широким международным культурным потоком. Таким образом, наряду с другими русскими культурными центрами, Новгород уже в XI –XII веках создал свой особый вариант европейской феодальной архитектуры.

В XIII-XV веках, новгородская архитектура, сохраняя известные традиционные черты, создает вместе с тем, новые архитектурные образы и формы. Разумеется, механически сводить в данном случае вопрос к одному изменению «влияний», к торговле с Западом, которая открывает в Новгород доступ влияния западноевропейского зодчества, невозможно. Основное значение имело изменение социальной обстановки и социальной базы искусства. В общих рамках феодализма Новгород в результате «революции» XII века создал у себя своеобразный социально-политический строй – феодальную боярскую республику. Строителями со второй половины XII века в Новгороде выступают уже не князья, а бояре и купцы, а также посадники и владыки, происходившие из тех же социальных групп. Их потребности, их возможности, их вкусы и понятия были иными и влияли на соответственный характер архитектуры, как и всего искусства.

Произведениями строительства этого времени являются уже не огромные соборы, величественные и торжественные, а сравнительно небольшие по величине, четырехстолпные церкви. Эти, в основном, частные боярско-купеческие постройки, уступая княжеским в масштабах, далеко превзошли тех в количестве. В них, помимо прочего, большую роль играли практические удобства строителей: склады ценностей и товаров в подцерковье.

Первая половина XIV века – время, время особенно важное для архитектуры Новгорода. В этот период складывается послемонгольский вариант новгородской школы, ее красивый и своеобразный стиль. После монгольского нашествия строительство в Новгороде было восстановлено только в конце XIII века. Следующие 70 лет были годами кристаллизации основных черт новгородского стиля. За это время (судя по летописям) было поставлено и реставрировано более 30 каменных церквей, из которых мы располагаем сведениями лишь о 10 (4). Источником для восстановления строительной традиции послужила архитектура начала XIII века. В конце домонгольского периода в новгородском зодчестве существовали два основных типа храмов: трехапсидный с позакомарным покрытием и одноапсидный с трехлопасным покрытием.

Анализ «реставрационного» строительства времени Евфимия и Ионы позволяет сделать вывод об отсутствии «идеологической» составляющей в строительной программе Евфимия II, связанной с необходимостью капитального ремонта и перестройки соборов и иных крупных городских храмов. Большинство архитектурных новаций связано с постройками, заказчиками которых были архиепископы. В этот период очевидна лидирующая роль архиепископа как заказчика, однако по-прежнему многие храмы строятся и перестраиваются уличанами, а также отдельными горожанами.

«Реставрационное» строительство середины XV века, при котором просто копировались формы древних памятников было по сути тупиковым направлением и не могло способствовать развитию архитектурной мысли. Гораздо более перспективной являлась «новая» архитектура второй половины XVвека, однако и в новом строительстве мы сталкиваемся порой с определенными «штампами», что обусловлено, прежде всего, большим количеством зданий, возведенных в эти годы. Таким образом, следует признать, что уровень художественного качества построек в 1430-1470 –е гг. был неоднороден.

«14 июля 1471 г.» в Шелонской битве новгородцы потерпели сокрушительное поражение. В течении еще нескольких лет новгородские бояре пытались как-то спасти положение, предотвратить угрозу полного подчинения Москве. Эти усилия оказались напрасными. Окончательно новгородская вечевая республика пала в январе 1478 года. Но Новгородская архитектурная школа, развитие которой было прервано в 1470-е гг., и в следующем столетии продолжала служить источником, откуда зодчие заимствовали некоторые архитектурные формы (церкви первой трети XVIвека: св.Климента, св.Николая в Папоротно, свв. Филиппа Апостола и Николая на Нутной улице, Успенская церковь в Колмово)» (8, 278).

В эпоху становления и развития общерусской архитектуры новгородское зодчество постепенно лишается самобытных черт и существует уже в рамках архитектуры Московского государства. Таким образом, новгородская архитектурная школа, сформировавшаяся еще в XII веке, претерпела в XV ст. значительные трансформации, которые однако не привели к принципиальным изменениям во внешнем облике новгородского храма.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: